Книга: Золотой треугольник Петербурга. Конюшенные: улицы, площадь, мосты [Историко-архитектурный путеводитель]

Дома Жадимировских

Дома Жадимировских

Даже среди необычных по плану соседних домовладений этот участок по Большой Конюшенной улице, 7, и набережной Мойки, 16, является редким планировочным курьезом. При огромной длине он слишком узок. Проходной двор тянется от улицы тесным коридором и только ближе к Мойке расширяется раструбом за счет излома межевой линии.

В 1730-х годах это место принадлежало английскому купцу Э.Г. Опицу (Опичу), затем графине Д.М. Головкиной, вдове сподвижника Петра I Г.И. Головкина, у которой участок приобрел князь И.М. Кольцов-Массальский. Следующим владельцем в 1750-х годах стал протоиерей Ф.Я. Дубянский, духовник императрицы Елизаветы Петровны. Внучка протоирея, А.Ф. Борисова, продала участок в 1793 году купцу А.П. Жадимировскому[272]. Он являлся представителем состоятельной купеческой фамилии, его родственникам принадлежали дома в северной части того же квартала, у Конюшенного переулка.

Первый каменный дом на набережной Мойки построили не позднее 1740-х годов, а на Большой Конюшенной улице – 1760-х годов. К концу XVIII века участок был застроен по периметру (в недавнем прошлом часть дворовых строений разобрали, чтобы уменьшить стесненность территории).


Г.И. Гомзин. Двор надворного советника Жадимирского. План и фасады. 1823 г.

Для надворного советника Жадимировского по проекту архитектора И.Г. Гомзина, утвержденному в июле 1823 года, двухэтажные дома и часть флигелей надстроили третьим этажом[273]. Имя Ивана Григорьевича Гомзина не слишком известно, между тем он участвовал в создании величайшего шедевра русского классицизма – Главного Адмиралтейства. После смерти А.Д. Захарова (в 1811 году) он еще десятилетие руководил строительством этого грандиозного здания вместе с другими архитекторами. Заказ от Жадимировских он получил, когда завершились основные работы по Главному Адмиралтейству. Служивший при Адмиралтействе академик архитектуры и адъюнкт-профессор Академии художеств Гомзин в дальнейшем строил здания в Кронштадте и на Адмиралтейском судостроительном заводе в Петербурге.

Дом № 7 – единственная жилая постройка на Большой Конюшенной улице, сохранившая строгие формы классицизма. Небольшая – всего в пять осей и три этажа – она донесла до нас камерный масштаб старины и лаконичность стиля. Надстроенный Гомзиным этаж выделяется более крупными и представительными формами. Рукой мастера нарисованы наличники верхних окон с прямыми, а посередине треугольным сандриками. Над ними нависает карниз с модульонами. Скупыми средствами Гомзин добился ясной выразительности, как это умели делать зодчие классицизма.


Большая Конюшенная улица, 7. Фото 2016 г.

Миниатюрный портик над балконом в центре второго этажа и тройные венки в филенках появились намного позднее, уже в советское время. Эти детали дополнили классицистический строй фасада. Поздней является и его розово-красная окраска. Вообще расколеровка домов на Большой Конюшенной неоднократно менялась. В частности, в 1988 году они получили разнообразную цветовую гамму.


Е.И. Диммерт. План участка Демидовой. 1849 г.

После Жадимировских участок принадлежал семье Демидовых. Для жены гвардии полковника Н.Е. Демидовой архитектор Е.И. Диммерт перестроил в 1849 году поперечный дворовый флигель и повысил третий этаж лицевого дома на набережной Мойки[274]. Отметим, что несколькими годами ранее он реконструировал дома Жадимировских на набережной Мойки, 6/1 и 8.


Набережная Мойки, 16. Фото 2000-х гг.

Дом Демидовой на Мойке намного превосходит по ширине застройку противоположной стороны участка. Основная часть здания с рустовкой внизу сандриками и балконом на втором этаже скомпонована по строгим нормам классицизма. Левое звено с воротами несколько сбивает симметрию фасада. Верхний этаж, отсеченный профилированной тягой, выглядит простоватым и оголенным. Он завершен лучковым фронтоном над карнизом. Этот силуэтный элемент Диммерт добавил по аналогии с соседним домом Пущиных (№ 14).

Последней владелицей участка была С.М. Демидова (в замужестве Олсуфьева, потом – княгиня Волконская). При ней в доме на Большой Конюшенной размещались лавка картин и гравюр С.Г. Петерсона и контора «Виндельбанд Б.А.» по железобетонным сооружениям. Дом № 16 прошел в 1976 году капитальный ремонт. В 2005 году на его фасаде установлена мемориальная доска композитору В.Е. Баснеру (архитектор М.А. Мамошин).

Оглавление книги


Генерация: 0.391. Запросов К БД/Cache: 4 / 1
поделиться
Вверх Вниз