Книга: Золотой треугольник Петербурга. Конюшенные: улицы, площадь, мосты [Историко-архитектурный путеводитель]
Дом Т.Э. Сильванской (В.А. Слепцова)
Дом Т.Э. Сильванской (В.А. Слепцова)
Здание на Большой Конюшенной улице, 9, выделяется броским фасадом в стиле модерн. Находится оно на тупиковом участке с крошечными двориками, зажатыми между флигелями. Плотная малоэтажная застройка сформировалась здесь в начале XIX века. А некогда участок был сквозным и выходил также на набережную Мойки (ныне дом № 18). Длинный и узкий, как его ближайшие соседи, он отличался от них прямолинейными очертаниями.
В середине XVIII века это место принадлежало, поочередно, гоф-маклерам Г. Гоферту и И.И. Миттендорфу. К тому времени уже существовали каменные лицевые дома на набережной и улице. На восточной половине двора был разбит сад. С 1793 года владельцем стал датский королевский агент И.В. Бух, основавший в Петербурге фабрику золотых и серебряных изделий. Впоследствии хозяевами числились генерал-майор А.И. Гамбург, подполковник Ломан и другие.
Видимо, участок разделился надвое в первой четверти XIX века, но не исключено, что окончательное размежевание произошло позднее. На набережной Мойки, 18, расположен трехэтажный дом с граненым фонариком сбоку. Последняя перестройка его относится, видимо, ко второй четверти XIX века. Формы позднего классицизма здесь уже лишены былой стилевой чистоты. Фасад здания рисуется в перспективе Зимней канавки.
В доме Норовой на Большой Конюшенной улице, 9, жил с 1863 года и в 1880 году скончался крупнейший предприниматель и выдающийся инженер Н.И. Путилов – один из создателей Обуховского и Путиловского заводов, строитель коммерческого порта и Морского канала[275].
С застройкой этого участка связан любопытный штрих из бытовой жизни «блистательного» Петербурга. В 1885 году техник М.А. Андреев (исключительно плодовитый практик, автор целой сотни домов в городе) построил в глубине двора каменный сарай с сеновалом, отхожие места с помойной ямой и навозным ящиком. Хозяйкой участка тогда была жена коллежского советника камер-юнкера Т.Э. Сильванская.
Позаботившись об изнанке домовладения, Сильванская только в 1899 году решила превратить скромный дом на Большой Конюшенной улице в пышный особняк. Проект она заказала выпускнику Академии художеств Леониду Леонидовичу Фуфаевскому. Это была одна из ранних работ архитектора, который вскоре возвел несколько заметных доходных домов (Потемкинская улица, 7/83, Греческий проспект, 23/2, Невский проспект, 65) и здание панорамы «Голгофа» (Невский проспект, 100, ныне – концертный зал «Колизей»).
Набережная Мойки, 18. Фото 2000-х гг.
Проектом Фуфаевского (утвержден 12 мая 1899 года)[276]предусматривались надстройка третьего этажа на лицевом доме и части флигеля, устройство новой парадной лестницы, выступающей цилиндрическим объемом во двор, организация планировки верхних этажей. Фасад, оформленный рустовкой, филенками и наличниками, завершался небольшим аттиком, фронтоном и вазонами. Между балконами второго и третьего этажей должны были стоять кариатиды. Характер фасада отвечал приемам поздней эклектики с элементами «стиля Людовика XVI».
Между тем, в Петербурге уже состоялись дебюты нового стиля – модерна. Рубеж веков стал переломным моментом, после которого началось бурное развитие модерна в отечественной архитектуре. Этот поворот вызвал радикальную метаморфозу в стилистике особняка на Большой Конюшенной улице.
А.А. Фуфаевский. Дом Т.А. Сильванской. Фасад. 1899 г.
Новый владелец, капитан гвардии В.А. Слепцов, поручил Л.Л. Фуфаевскому надстроить дворовые флигели, а на первом этаже только что перестроенного особняка пробить широкие проемы для витрин. В проекте, утвержденном 5 апреля 1902 года, не показана переделка всего фасада. Однако в ходе работ он приобрел эффектные черты раннего модерна.
Считается, что принципом модерна было единство внутренней и внешней сторон зданий. Причем наиболее последовательно это свойство проявилось в строительстве особняков. Однако в случае с домом Слепцова преображение фасада оказалось лишь внешней сменой стилевой оболочки.
Фуфаевский создал на фасаде, как на экране, концентрированный, сгущенный образ нового стиля. Мягкая пластика форм, криволинейные текучие очертания, утрированные детали, обильный декор с преобладанием стилизованных растительных мотивов – всем этим демонстративно заявляет о себе ранний модерн.
Дом В. А. Слепцова. Фасад. Чертеж. 1904 г.
Стена нижнего яруса смело разорвана витринами, оставшиеся простенки служат пилонами, несущими основной массив. Углы витрин плавно округлены, въездная арка, овальное окошко и фигурные прорези дверей множат игру кривых линий. Облицовка первого этажа песчаником изображает напряженную конструкцию. Верхние ее участки заполнены густой и сочной резьбой по камню. Витиеватый, полный живого движения рельефный узор из листвы и цветов переходит на деревянные створки дверей. Прихотливые извивы кованых ворот, дверных решеток и флагодержателей отличаются особой утонченностью.
Большая Конюшенная улица, 9. Фото 1900-х гг.
Объемность композиции сообщал прямоугольный эркер-фонарик в центре второго этажа. Весомость эркера подчеркивали тумбы с навершиями и парапет балкона, а также картуши с волютами. Такие декоративные элементы, отсылающие к убранству стиля барокко, были активно востребованы ранним модерном с его увлечением криволинейными формами. Утрата эркера сильно обеднила пластику фасада.
Симметричное и регулярное построение второго-третье-го этажей было предопределено предыдущей реконструкцией здания. Однако все их оформление выдержано в новом стиле. Основная часть фасада и особенно средний ризалит отмечены печатью влияния венского сецессиона (в петербургской архитектуре тех лет постоянно встречались его отражения). Самые узнаваемые штрихи этого варианта стиля – тройные вертикальные бороздки, напоминающие каннелюры. Вверху по краям ризалита были установлены две крупные женские маски. Завершался ризалит парапетом с вазами, и затейливый силуэт особняка вырывался из окружающей застройки.
Большая Конюшенная улица, 9. Деталь фасада. Фото 2016 г.
Особенность фасада – цельное остекление окон, без переплетов. Традиционные элементы – антаблемент, сандрики и другие – предстают в вольной трактовке модерна. Оригинальны подобия ионических капителей с будто бы отрезанными верхушками пилястр, подвешенные к подоконникам третьего этажа. Излюбленные модерном стилизованные растительные мотивы снова звучали в лепке фриза и в ажурной изыканно-графичной решетке, ограждавшей крышу.
Насыщенность декора, множественность деталей были унаследованы ранним модерном от поздней эклектики. Богатство оформления создавало архитектурное зрелище, рассчитанное на длительное восприятие. В нынешнем виде, без исчезнувших ваз и маскаронов, без фонарика и кованой решетки, фасад стал заметно упрощенным. Детали выделены светлым тоном на розоватом фоне стены.
Внутренняя планировка и отделка особняка относятся, очевидно, к перестройке 1899 года. Просторный вестибюль и парадная лестница носят черты классицистического варианта эклектики. Пилястры ионического ордера и декоративные арки дополнены рокайльной лепкой. Пространство вестибюля динамично рассечено маршем парадной лестницы. Легким изяществом округлых линий отмечено ее кованое ограждение. Верх лестницы декорирован лепкой с женскими масками.
Большая Конюшенная улица, 9. Лестница, декор зала, печи помещений второго этажа. Фото 2016 г.
Основные парадные помещения находятся на втором и третьем этажах лицевого корпуса. Лучше всего сохранились плафоны с кессонами и кронштейнами, розетками, картушами и листвой. В большом зале перекрытие как бы поддерживает пара кариатид. Интересны изразцовые печи: одна – «готического» рисунка, другая – неоклассическая, с пилястрами и венками. Во флигеле расположены одна над другой две «мавританские» комнаты. Все внутреннее убранство выполнено в приемах эклектики, лишь в рельефных узорах одного из интерьеров комнат проскальзывают черточки модерна.
В начале XX века в доме арендовали помещения техническое бюро и склад водопроводных и электротехнических принадлежностей Р.А. Кольбе, а также отдел продажи акционерного общества Русских электротехнических заводов «Сименс и Гальске». Позднее здание занимал «Леноблпотребсоюз». В советское время бывшему особняку повезло: здесь в 1930-1960-х годах находилась школа, парадные интерьеры не пришлось дробить на жилые ячейки коммунальных квартир. Ныне дом принадлежит частному владельцу. В данный момент особняк с его интерьерами закрыт, кроме одного из флигелей, где с января 2016 года разместился « Этюд-театр ».
- № 102 Дом Змеевых
- № 65 Дом Г.Г. Блокка
- № 98 Дом Лопатиных
- Испанский королевский дом
- № 72 Дом М.В. Воейковой
- № 84 Дом Д.Е. Бенардаки
- № 110 Дом Змеевых
- № 53 Дом А.Г. Чадаева
- Невский проспект. Дом за домом
- № 57 Дом Ремесленного училища цесаревича Николая (гостиница «Невский Палас»)
- № 114 Дом Семьянова (Торгово-офисный комплекс «Невский центр»)
- № 88 Дом О.П. Кушелевой