Книга: Золотой треугольник Петербурга. Конюшенные: улицы, площадь, мосты [Историко-архитектурный путеводитель]
Дом Ф.К. Вебера
Дом Ф.К. Вебера
Между домами № 9 и № 13 находится комплекс зданий Придворной певческой капеллы, которому посвящена отдельная глава. Южнее, в направлении Волынского переулка, расположен ряд односторонних участков. Они ориентированы только на улицу и лишены выхода к Мойке. Нынешние их границы определились в конце XVIII – первой половине XIX века.
Участок дома № 13 заметно шире соседних. Со стороны набережной ему соответствуют три дома: № 22, 24 и 26. Если вспомнить, что изначально он был сквозным, то его историю нужно начинать с Главной полицмейстерской канцелярии, располагавшейся до 1733 года на месте дома № 26, и с деревянного Комедиантского дома, сооруженного по указу Петра I в 1723 году при участии Н.Ф. Гербеля. Простояв десять лет на Мойке у нынешнего дома № 22, он был сломан «за ветхостью». Мы опустим сведения о последующих этапах частных владений на набережной, поскольку уже к концу XVIII века обширный участок на Большой Конюшенной улице отделился от них и стал самостоятельным. По его красной линии стояли деревянный дом и боковые каменные флигели. Двор в форме параллелограмма большей частью занимал сад. В 1824 году, когда место принадлежало полковнице Хвостовой, проект перестроек выполнил архитектор Д.И. Висконти[277]. В 1830-х годах владение перешло к купцу Форштрему, при котором ничего в застройке не менялось.
Четырехэтажный доходный дом возведен в 1852-1853 годах академиком архитектуры К.Г. Алынтремом для булочного мастера, швейцарского подданного Ф.К. Вебера. Проект в целом был утвержден 17 апреля, а фасад по отдельному представлению высочайше одобрен 22 марта 1852 года[278]. Карл-Густав Альштрем за недолгую жизнь построил в Петербурге всего несколько домов. Из них дом Вебера, несомненно, самый достойный. Согласно историческому анекдоту, это крупное, быстро выросшее здание привлекло внимание Александра II, который, узнав профессию владельца, заметил: «У него хорошие дрожжи».
Дом Вебера относится к незаурядным примерам ранней эклектики. Первый этаж, решенный в виде ордерной аркады, предназначался для магазинов (здесь находилась и булочная владельца). Нижней аркаде вторит частая шеренга полуциркульных окон третьего этажа. Ярусная разбивка фасада, четное число окон без выделения центральной оси, равномерно повторяющиеся по горизонталям элементы являлись распространенными приемами в архитектуре середины XIX века.
Протяженный фасад не кажется монотонным. Он расчетливо расчленен четырьмя узкими вертикальными звеньями. Каждое из них расчерчено полосатой рустовкой и завершено парапетом с мелкой аркатурой. В деталях, начиная от арочных форм, сквозит намек на романское зодчество, вместе с тем ярусный строй и аркада вызывают ассоциации с итальянским ренессансом.
Необычны два двора дома Вебера. Они расположены не один за другим, а рядом, насколько позволяла большая ширина участка при его ограниченной глубине. В первом от въезда дворе фасад оформлен в классицистическом духе пилястрами. Во втором, более узком, варьируются мотивы романской или раннеренессансной архитектуры, созвучные уличному фасаду. Альштрем избежал бытовавшего утилитарного подхода к «закулисной» стороне домовладения, придав ей стильные (причем – разностильные) черты.
Дом особенно примечателен тем, что в 1858-1860 годах здесь жил и творил И.С. Тургенев (мемориальная доска установлена в 1969 году, архитектор Д.В. Попов). В 1892-1893 годах по этому адресу жил выдающий ученый-биолог А.О. Ковалевский. В конце XIX – начале XX века участок оставался в собственности наследников Ф.К. Вебера.
Большая Конюшенная улица, 13. Дворы. Фото 2017 г.
Жильцы респектабельного дома далеко не сразу получили все необходимые удобства. Только в 1898 году были устроены ватерклозеты «взамен простых отхожих мест» во всех флигелях[279]. Выполнял работы техник Л.В. Богуский. Несмотря на звание техника, он был успешным архитектором-строителем, автором более полусотни жилых зданий, среди которых немало добротных образцов модерна.
Большая Конюшенная улица, 13. Фото 2016 г.
На рубеже XIX-XX веков дом Веберов отражал как в зеркале всю насыщенную и пеструю жизнь деловой улицы. В нем работали магазины, конторы промышленных обществ, контора объявлений и т. д. Там же находилась «Северная компания» (филиал стокгольмского универмага), предлагавшая мебель «во всех стилях», готовую и на заказ, приборы для электрического освещения, обои, изделия из хрусталя, фарфора и металла.
В 1965-1990-х годах на первом этаже здания размещался нотный и книжный магазин-клуб «Рапсодия». Для магазина музыкального профиля это было самое подходящее место – рядом с Певческой капеллой. Недавно дом пострадал от эпидемии мансардных надстроек. Угловатый нарост снивелировал уступчатый абрис фасада. Застекленная мансарда режет глаз грубой несогласованностью с выверенной первоначальной композицией.
- № 5 Дом Л. Вебера (Общества страхования от огня)
- № 102 Дом Змеевых
- № 65 Дом Г.Г. Блокка
- № 98 Дом Лопатиных
- Испанский королевский дом
- № 72 Дом М.В. Воейковой
- № 84 Дом Д.Е. Бенардаки
- № 110 Дом Змеевых
- № 53 Дом А.Г. Чадаева
- Невский проспект. Дом за домом
- № 57 Дом Ремесленного училища цесаревича Николая (гостиница «Невский Палас»)
- № 114 Дом Семьянова (Торгово-офисный комплекс «Невский центр»)