Книга: Золотой треугольник Петербурга. Конюшенные: улицы, площадь, мосты [Историко-архитектурный путеводитель]

Дом И.В. Кошанского (А.М. Сомова)

Дом И.В. Кошанского (А.М. Сомова)

Дом № 15 по Большой Конюшенной улице граничит внутри квартала с домом № 28 по набережной Мойки. Некогда это был единый сквозной участок. От соседних владений он отличался тем, что его длинная полоса имела на всем протяжении одинаковую ширину.

Первым известным хозяином участка был Иван Дакоста, один из шутов Петра I. В 1740-х годах здесь, со стороны Мойки, находилось «с лица и во двор жилого строения на семи саженях»[280]. Тогда же владение перешло купцу Н. Грену, через 30 лет – тайному советнику К. фон Зальдерну, а в 1780-х годах – купцам Г.А. Рябову и О.Д. Белянкину.

Не позднее конца XVIII века на набережной возвели вместо деревянных строений каменный дом с флигелями. Посередине участка, как обычно, находился сад. Ближе к Конюшенной улице во дворе располагался поперечный каменный флигель с крыльями, на самой улице – небольшой деревянный дом. (Здание на набережной было перестроено в 1879 году архитектором П.П. Мижуевым.)

Отделившийся участок по Большой Конюшенной улице застроили в конце 1830-х годов[281]. Владельцем его был коллежский советник И.В. Кошанский (Кашанский). В 1837-1838 годах архитектор Иосиф Михайлович Маевский составил проекты лицевого дома. Кроме этого здания, в Петербурге сохранились лишь две постройки Маевского – на 4-й Красноармейской улице, 17, и 5-й линии В. О., 10. В ряде изданий его соавтором по дому Кошанского назван архитектор К.И. фон Реймерс.


С.Е. Зарин. Дом А.М. Сомова. Фасад. 1912 г.


Большая Конюшенная улица, 15. Фрагмент фасада. Фото 2016 г.

Фасад четырехэтажного здания носил строгие черты позднего классицизма. К самым распространенным приемам относилась рустовка нижнего этажа. Ряд арочных окон с архивольтами на втором этаже типичен для заключительной стадии стиля. Крайние оси вычленены креповками, что подчеркивало устойчивость и завершенность композиции. В этих боковых звеньях на третьем этаже устроены балконы, а проемы увенчаны треугольными сандриками. Посередине фасада выступал небольшой эркер-фонарик – элемент, впервые появившийся в домах позднего классицизма.

Одновременно с постройкой лицевого дома наращивали высоту существовавших дворовых флигелей. Многоопытный зодчий В.П. Стасов при их обследовании в 1837 году заключил: «старые стены и фундамент надежны для надстройки третьего этажа»1. Интересная особенность: на уровне этого этажа были сооружены открытые обходные галереи из легких железных конструкций. Такие новые элементы, немыслимые на стильных лицевых фасадах, смело применялись «за кулисами» уличного фронта застройки, в дворовых пространствах.

Следом в глубине участка, на месте сада, строилось каре служебных флигелей, образовавшее третий двор. Проект разработал в 1838 году И.М. Маевский, но через год аналогичный вариант был утвержден за подписью архитектора А.В. Кокорева. Поскольку первый проект фактически не был изменен, основным автором всей застройки на участке следует считать Маевского.

В 1847 году во втором дворе дома И.В. Кошанского появилась деревянная остекленная «светелка для дагеротипных портретов». Это был знак времени – фотография стремительно входила в моду. В 1869 году когда участок принадлежал статскому советнику Языкову архитектор Л.Л. Шауфельбергер составил проект надстройки фотографического павильона в первом дворе.


Большая Конюшенная улица, 15. Фото 1946 г.

В 1849-1850 годах в этом доме пять месяцев прожил молодой Н. Г. Чернышевский.

Здание на Большой Конюшенной улице было реконструировано в 1912 году по заказу владельца дворянина А.М. Сомова.


Большая Конюшенная улица, 15. Фото 1990-х гг.

Проект, утвержденный Городской управой 12 марта 1912 года, разработал гражданский инженер Сергей Ефимович Зарин[282], служивший в Ведомстве учреждений императрицы Марии. Перед этим, в 1910 году, он перестроил в неоклассических формах торговое здание на Садовой улице, 39. Реконструкция домовладения А.М. Сомова коснулась только лицевого корпуса. В нем был расширен проезд во двор, перепланирован внутри первый этаж, сооружен новый световой фонарь над парадной лестницей и повышен четвертый этаж. Внешний облик здания мало изменился, но приобрел новые детали и несколько утрированные черты, отличавшие неоклассицизм 1910-х годов от позднего классицизма.

Нижний этаж, разграфленный горизонтальным рустом, сохранил значение цоколя. Над ним по-прежнему нависал граненый эркер. Окна получили строгие прямоугольные очертания, без наличников. Треугольные сандрики в боковых членениях сделаны нарочито крупными, массивными. Они опираются на кронштейны оригинальной формы со свисающими вниз бараньими головами. Под тяжеловесным карнизом протянулся необычайно широкий фриз с лепными венками и гирляндами, факелами и атрибутами искусств. Надстроенный аттик-фронтон прорезан подобием термального окна. В центре фасада помещен герб владельца в пышном обрамлении, ниже – ликторские пучки, а над входом – лира и палитра, ваза и венок.

Лепной декор свидетельствует об особом назначении дома. Его хозяин состоял членом Русского музыкального общества и попечителем Георгиевского детского приюта. Поэтому в здании обосновались детские учреждения, в том числе художественно-ремесленные курсы с классами ручного труда. Тут же размещались элементарная школа, детский сад, библиотека и читальня М.Г. Генкель, издавался журнал «Детство».

Среди соседей дом всегда выделялся светлой окраской. Фасад дошел до нас с некоторыми утратами: разобран эркер, заменен балкон, исчезли боковые звенья фриза и веерный архивольт верхнего окна.

С 1927 года в доме № 15 жил и работал выдающийся ленинградский зодчий Ной Абрамович Троцкий. Один из лидеров конструктивизма и «модернизированной классики», он создал в тот период свои основные произведения: здание Кировского райсовета и Дворец культуры имени

С.М. Кирова, «Большой дом» на Литейном и комплекс Мясокомбината имени С.М. Кирова, грандиозный Дом Советов на Московской площади. Троцкий был профессором Академии художеств, руководителем мастерской в «Ленпроекте». В его трехкомнатной квартире часто бывали друзья и коллеги – художник А. Н. Самохвалов, архитекторы Л.М. Тверской, Д.П. Бурышкин, Т. Д. Каценеленбоген. Троцкий неожиданно скончался после несложной операции 19 ноября 1940 года в возрасте 45 лет. Память о крупнейшем мастере архитектуры здесь пока никак не отмечена.

Оглавление книги


Генерация: 0.280. Запросов К БД/Cache: 4 / 1
поделиться
Вверх Вниз