Книга: Исторические здания Петербурга [Прошлое и современность. Адреса и обитатели]

Дом К. Г. Фаберже (Большая Морская ул., 24)

Дом К. Г. Фаберже (Большая Морская ул., 24)

Существующее ныне здание на Большой Морской ул., 24., построено на рубеже XIX–XX вв., на месте дома, существовавшего здесь еще с петровских времен.

Первым владельцем участка значится колокольный мастер Яган-Христофор Ферстер, принятый на русскую службу в 1720 г. На Ферстера возлагалась обязанность игры в колоколах на часах Петропавловского собора, а кроме того, он должен был обучить мастерству колокольного звона двух учеников из числа русских.

Какой у колокольного мастера был дом, сказать сложно – скорее всего, он был деревянным и погиб в огне большого пожара в 1736 г. Огненная стихия бушевала более восьми часов, в результате чего полностью выгорели Морские улицы.

Ферстер оставался владельцем незастроенного участка до своей кончины, последовавшей в начале 1740-х гг., его имущество перешло к вдове Варваре. Когда на участке началось строительство нового жилого дома, точно установить не удалось, однако к 1749 г. он уже стоял, причем владельцем постройки значился портной Мартын (Матвей) Иванович Крыгер.

Несколько лет портной пытался продать дом, однако купчая состоялась только в 1755 г., а новым владельцем здания стал известный государственный деятель Александр Иванович Глебов, недавно назначенный обер-секретарем Сената по генеральному межеванию. Содействие этому назначению оказал граф П. И. Шувалов, а в 1756 г. Александр Иванович удачно женился на двоюродной сестре императрицы Елизаветы Петровны, что также помогло продвижению при дворе.


Дом Фаберже. Фото нач. ХХ в.

Глебов, которому в момент покупки дома исполнилось 33 года, сделал блестящую карьеру, причем сумел послужить и императрице Елизавете Петровне, и императору Петру III, и императрице Екатерине II. Но талантливого чиновника погубила элементарная жадность – А. И. Глебова обвинили в крупном хищении государственных средств, подвергли суду и отправили в итоге в отставку. На имения наложили арест, однако позволили бывшему сановнику в них жить. В 1775 г. А. И. Глебов входил в судебную комиссию по делу Емельяна Пугачева.

Собственником дома на Большой Морской улице Глебов оставался недолго, так как уже в 1760 г. тот числился за Францем Соломоновичем Вернезобером (Фернезобер). В середине XVIII в. Ф. С. Вернезобер служил директором конторы при сальном торге (казенное сальное комиссарство) в Архангельске, принадлежавшей графу Петру Ивановичу Шувалову,[56] и имел воинское звание поручика. Очевидно, эта служба приносила немалый доход, так как Вернезобер, дослужившийся до майора и вышедший в 1760-е гг. в отставку, приобрел несколько земельных участков и домов в разных частях Санкт-Петербурга. В Петербургской губернии он стал владельцем села Каськово. Кроме того, Ф. С. Вернезобер числился переводчиком при штате графа Шувалова.

За майором дом также оставался недолго, так как уже в 1764 г. его выставила на продажу новая владелица, статс-дама Мария Ивановна Крузе, состоявшая в свите государыни императрицы Екатерины II.

У М. И. Крузе дом приобрел швейцарский ювелир Жан-Пьер Адор (Jean-Pierre Ador), открывший здесь галантерейную фабрику, на которой помимо ювелирных украшений производили ордена, церковную утварь, фарфоровые сервизы и различные безделушки для украшения интерьера. Самым популярным произведением фабрики Адора неожиданно сделались табакерки, украшенные эмалью. Качество ювелирных украшений и других изделий было настолько высоко, что продукцию фабрики Адора охотно покупали при Дворе. Так, императрица Екатерина II подарила генерал-аншефу графу Алексею Григорьевичу Орлову золотую табакерку работы швейцарца, на крышке и боковой части которой нанесена эмаль с изображением Чесменского сражения. Круглая по форме табакерка украшена рубином и брильянтами и имеет размеры 4,2 ? 7,5 ? 6,1 см.


Дом Фаберже. Современное фото

Специально для наследника русского престола Ж.-П. Адор сделал из золота и серебра табакерку с портретом великого князя Павла Петровича, украсив ее бриллиантами и чеканкой.

Ювелирное производство просуществовало в доме до начала XIX в., а семья Адор (вдова и сыновья) владела им до 1810 г. Интересно, что в доме проживал еще один знаменитый ювелир, Луи-Давид Дюваль – также выходец из Швейцарии, родившийся в Женеве в 1726 г. Дюваль приходился родственником Адору и тоже создавал ювелирные украшения для русского Двора. Его сыновья, Яков и Жан-Франсуа-Андре Дювали, продолжили дело отца и прославились тем, что изготовили по заказу императрицы Екатерины II малую императорскую корону, которая сейчас находится в Алмазном фонде России. При императоре Павле I семья Дюваль становится монополистом в поставке ювелирных изделий семье монарха.

Последней из семьи Адор домом владела некая Анна Абрамовна, а к началу 1820-х гг. постройка перешла в собственность семьи Дюваль. В 1836 г. дом реконструировал архитектор П. П. Жако по заказу новой домовладелицы Адамс. В это время здание постоянно переходит от одного собственника к другому, а в числе владельцев значатся купец Фейгель и Анна Ивановна Поцелуева. Но в 1850 г. его приобретает надворный советник Павел Сергеевич Золотов, и постройка остается в собственности его семьи вплоть до 1898 г., когда генерал-майор Владимир Павлович Золотов продал его купцу 2-й гильдии Карлу Фаберже за 407 тыс. руб. С 1851 г. П. С. Золотов в возрасте 45 лет признан в потомственном дворянском достоинстве, службу начинал лейтенантом Гвардейского экипажа, служил на Санкт-Петербургской таможне и являлся членом Государственных кредитных установлений – специального учреждения, управлявшего всеми кредитными организациями Российской империи.

При Золотовых дом ремонтируется еще раз, и вновь по проекту архитектора П. Жако. По последним обмерам, здание было трехэтажным, с балконом и эркером по фасаду.

В 1830-е гг. в доме работал известный в столице магазин иностранной литературы, принадлежавший Л. Диксону. Магазин посещали многие столичные знаменитости, неоднократно бывал здесь и Александр Сергеевич Пушкин. Так, летом 1832 г. поэт встретился в магазине с Яковом Карловичем Гротом, ученым-филологом, будущим академиком. Кстати, Я. К. Грот является автором книги «Пушкин, его лицейские товарищи и наставники», вышедшей впервые в 1887 г. Сам Я. К. Грот, так же, как и А. С. Пушкин, окончил Царскосельский лицей, куда его устроил лично император Николай I.

А. С. Пушкин был постоянным покупателем магазина Диксона, причем последнее посещение датируется 5 августа 1836 г.

История дома косвенно связана и с Михаилом Юрьевичем Лермонтовым – в 1837 г. здесь жил его родственник, служащий Азиатского департамента Министерства иностранных дел титулярный советник Александр Васильевич Хвостов. В 1838 г. молодой дипломат женился на Екатерине Александровне Сушковой, дочери переводчика А. В. Сушкова. Неоконченный роман поэта «Княгиня Лиговская» как раз основан на истории отношений А. В. Хвостова и Е. А. Сушковой. На их свадьбе, проходившей в церкви Симеона и Анны у Фонтанки, присутствовал и М. Ю. Лермонтов.

Совсем другая история этого петербургского адреса связана с именем ювелира Карла Фаберже.

Основателем ювелирной династии считается Петер Густав Фаберже, родившийся в 1814 г. в городе Пярну, в семье прибалтийского немца, происходившего, судя по фамилии, из Франции.[57] Первые навыки работы с золотом и драгоценными камнями Петер Густав приобрел у Андреаса Фердинанда Шпигеля, получив в 1841 г. звание мастера-ювелира. Свою ювелирную мастерскую П. Г. Фаберже открыл в столице Российской империи в 1842 г., причем находилась она в подвале дома № 11 по Большой Морской улице. В Санкт-Петербурге начинающий ювелир женился на дочери датского художника Шарлотте Юнгштедт.


Густав и Шарлотта Фаберже

В мастерской Фаберже работало три мастера, но по документам известны имена лишь двух художников: Хискиас Пендин и Август Хольмстрем. К 1860 г. Фаберже переехал в Дрезден, хотя мастерская осталась работать в Санкт-Петербурге. Более того, через шесть лет предприятие стало поставлять ювелирные изделия Императорскому двору, но звание официального поставщика фирма «Фаберже» получила только в 1885 г. К этому времени Петер Густав отошел от руководства ювелирным производством, передав его под управление старшего сына Карла. Именно с этим представителем славной династии связано возвышение ювелирного бренда «Faberg?» и превращение его во всемирно известную марку неповторимости и качества ювелирных изделий.



Мастерские Фаберже


А. Хольмстрем

Карл Фаберже родился в Санкт-Петербурге в 1846 г., получил образование в дрезденской школе искусств и ремесел Handelsschule, там же, в Германии, обучался ювелирному делу у мастера Йозефа Фридмана (Франкфурт). Но на этом получение образования не завершилось, и Карл Фаберже отправляется в Лондон и Париж. В последнем он окончил курс в Коммерческом колледже Schloss’s.

В Санкт-Петербург К. Фаберже возвращается в 1872 г., где еще в течение 10 лет постигает ювелирное искусство под руководством Хискиаса Пендина, параллельно руководя семейным делом. Стоит отметить, что сам Карл Фаберже, имея хорошее образование мастера-ювелира, не работал в этом качестве и не создавал украшения, ограничившись управлением своей конторы и дизайном нескольких важных изделий. В том же году Карл сочетался законным браком с Августой Юлией Якобс.

Безусловно, самыми известными изделиями ювелирного дома Фаберже стали пасхальные яйца, первое из которых создано в 1885 г. по заказу императора Александра III. Оно предназначалось для его супруги, императрицы Марии Федоровны, и было с небольшим сюрпризом. Внутри белого, покрытого эмалью яйца находились желток из золота с маленькой курочкой, которая неожиданно превращалась в императорскую корону, и рубиновый кулон.

После исполнения первого пасхального яйца Карл Фаберже стал получать ежегодные заказы на подобные безделушки из золота, украшенные драгоценными камнями и эмалью. При следующем русском царе, Николае II, эта традиция сохранилась, а количество изготовленных пасхальных яиц увеличивалось – кроме Александры Федоровны, драгоценный подарок получала и вдовствующая императрица. Общее число пасхальных яиц, созданных ювелирным домом Фаберже, достигло семидесяти, пятьдесят из которых предназначались для русской царской семьи, восемь изделий погибло в разное время.

Над их изготовлением трудилось множество ювелиров, в числе которых Михаил Евлампиевич Перхин, Генрик Вигстром, Август Хольстрем, Эрик Коллин.

Среди известных клиентов ювелирного дома Фаберже можно назвать русского золотопромышленника барона Александра Фердинандовича Кельха, Консуэло Вандербильт герцогиню Мальборо, Беатрис Эфрусси баронессу Ротшильд, балерину Матильду Кшесинскую, Эммануила Нобеля (племянник Альфреда Нобеля), княжну Зинаиду Николаевну Юсупову.

С 1866 по 1886 г. Фаберже поставили Императорскому двору драгоценностей на 49 тыс. руб., а к началу Первой мировой войны ювелирный дом создал от 150 до 200 тыс. различных украшений и изделий из золота, платины, серебра, бриллиантов и драгоценных камней. Ко времени революции общая стоимость ювелирных изделий и материалов для их изготовления, хранившихся в доме на Большой Морской, достигала 7,5 млн руб.


Карл Фаберже

Конечно, поставщику Двора Его Императорского Величества полагалось находиться в собственном доме, причем это здание само должно было быть произведением искусства. После покупки участка купец 2-й гильдии Карл Фаберже заказал проект нового дома архитектору К. К. Шмидту – своему двоюродному племяннику.

Зодчий представил проект здания в стиле модерн с магазином, ювелирной мастерской и квартирой владельца. Фасад дома, выходящий на Большую Морскую улицу, выполнен под влиянием романской и готической архитектуры, что намекает на французско-немецкое происхождение семьи Фаберже.

Центральная часть постройки завершается характерным фронтоном, который повторяется в боковых частях здания. Фронтоны дополнены фиалами и подчеркнуты плоскими прямоугольными эркерами: центральным, на уровне четвертого этажа, и боковыми, расположенными на уровне второго и третьего этажей. Тимпаны боковых фронтонов украшает геометрический рисунок. Первый этаж с большими арочными окнами-витринами сплошь облицован красным полированным гангутским гранитом, межоконное пространство здесь решено в виде полуколонн с базой и капителями в стиле модерн. Остальная часть фасада покрыта серым и светло-розовым камнем, местами необработанным. Парадный вход расположен в левой части здания, въезд во двор устроен в правой части постройки. Сам проезд облицован светлым фасадным кирпичом.

Не менее богато отделаны интерьеры дома К. Фаберже. В холле магазина можно видеть небольшой, но прекрасно исполненный камин с зеркалом, лестничные пролеты украшены витражами с цветочными гирляндами. В квартире Карла Фаберже, состоящей из 15 комнат, многие помещения также имели богатую отделку, например кабинет, обшитый дубовыми панелями, библиотека и личная комната Августы Юлии Фаберже. Для торгового зала ювелирный дом заказал дубовую мебель (сохранялась здесь до 1962 г.), а люстры в нем можно назвать произведениями искусства.

Интересно было устроено сейфовое хранилище, в котором ювелиры держали свои изделия, драгоценные камни и благородные металлы. Сейф, вернее, сейфовое хранилище производства немецкой фирмы «S. L. Arnheimin Berlin» находилось в шахте лифта и в целях безопасности на ночь поднималось с первого на второй этаж, кроме того, в закрытом состоянии оно находилось под напряжением. В подвальных помещениях также находились хранилища, стены которых укрепили бронированными листами.


Магазин Фаберже. Фото нач. ХХ в.

После 1918 г. здание занимали различные организации, связанные с внешней торговлей: Онежское русско-норвежское акционерное общество, Петроградская контора АО «АРКОС» (Великобритания), АО «Русское общество торговли», «Бумсиндикат», «Химсиндикат» и некоторые другие. Кроме того, здесь с 1926 по 1927 г. работало Норвежское консульство. В 1932 г. в дом Фаберже въехало отделение Всесоюзной конторы по снабжению иностранцев «Инснаб», а перед войной сюда вновь вернулась ювелирная организация – межобластная контора «Ювелирторг». На Большой Морской улице располагался офис этой организации, тогда как склад находился на территории Апраксина двора. Ювелирный магазин, который назвали «Яхонт», вновь открылся на старом месте в 1973 г.

Однажды в разговоре Карл Фаберже заметил: «Понятно, если сравнивать с моим делом такие фирмы, как Тиффани, Бушерон, Картье, то у их, вероятно, найдется драгоценностей больше, чем у меня… У них можно найти готовое колье в полтора миллиона рублей… Но ведь это торговцы, а не ювелиры-художники. Меня мало интересует дорогая вещь, если ее цена только в том, что насажено много бриллиантов или жемчугов».

История ювелирного дома «Фаберже», как и прошлое самих Фаберже, не раз становились объектом исследователей. В рамках данной книги невозможно в полном объеме раскрыть эту тему, да такая задача и не стоит перед автором.

В завершение разговора о семье Фаберже, отметим, что после революции Карл Фаберже покинул Россию, перебравшись вначале в Латвию, а затем в Германию. Знаменитый ювелир умер в Швейцарии в 1920 г. в возрасте 74 лет. За пределами России оказались и дети ювелира. Старший сын, Евгений Карлович Фаберже, в 1923 г. эмигрировал во Францию, где основал ювелирную фирму с младшим братом, Александром Карловичем. Еще один брат, Агафон Карлович, остался поначалу в Советской России, но и он в 1927 г. ушел в Финляндию по льду Финского залива. На новой родине сын знаменитого ювелира жил в Хельсинки в собственном доме, на средства от продажи того, что сумел забрать с собой. Младший сын, Николай Карлович, еще в 1906 г. переехал в Великобританию, где работал в лондонском филиале ювелирного дома «Фаберже».

Оглавление книги

Оглавление статьи/книги

Генерация: 0.090. Запросов К БД/Cache: 4 / 1
поделиться
Вверх Вниз