Книга: Исторические здания Петербурга [Прошлое и современность. Адреса и обитатели]

Дом Л. К. фон Таубе (Пушкинская ул., 20)

Дом Л. К. фон Таубе (Пушкинская ул., 20)

Недалеко от Невского проспекта, в самом конце Пушкинской улицы, расположен выделяющийся своими фасадами в стиле эклектики дом баронессы Л. К. фон Таубе, или меблированный дом «Пале-Рояль» (Пушкинская ул., 20), ныне частично занятый гостиницей «Идиллия».

В 1838 г. на месте правой части дома баронессы находился особняк Струбинского, строительство которого вел архитектор А. Х. Пель. Строительство гостиницы (меблированных комнат) на 99 номеров в 1875–1876 гг. в левой части производил архитектор А. В. Иванов, а первой владелицей здания значилась Анна Петровна Рот. Для постояльцев она открыла «меблированные комнаты А. П. Рот». Со временем отель перешел в собственность баронессы фон Таубе.

В 1880-х гг. управлением гостиницы, получившей название «Пале-Рояль», занимались баронесса Луиза Карловна фон Таубе, маркиз Сакрипанте, граф Витули и его супруга маркиза Мария Юльевна Сакрипанте, графиня Витули. Участие всех этих лиц в судьбе гостиницы вовсе не случайно Мария Юльевна – дочь баронессы Луизы Карловны и барона Юлия Ивановича фон Таубе. Инженер-полковник в отставке Ю. И. фон Таубе умер в 1887 г., а его супруга скончалась в феврале 1894 г. Следовательно, после 1894 г. собственницей зданий должна быть маркиза Сакрипанте, графиня Витули.


Пушкинская ул., 20. Фото 2000-х гг.

Семья фон Таубе – Сакрипанте владела и другими зданиями в Санкт-Петербурге. В Италии маркиз и маркиза Сакрипанте проживали в Венеции, на канале Гранде, в палаццо Персико.

В начале XX столетия вновь меняется владелец гостиницы. «Пале-Рояль» приобретают купцы Григорий и Николай Федоровичи Немиловы. В 1913 г. Николай остается единственным собственником дома, а управляющим числится еще один брат, Павел Федорович Немилов. В это время они оба проживают в «Пале-Рояле».

Наконец в 1916 г. меблированные комнаты переходят к почетному гражданину Альфреду Федоровичу Тиме. В это время гостиница предлагала приезжим 175 меблированных комнат по цене от 1 руб. 10 коп. до 10 руб. в сутки. При оплате за месяц клиентам полагалась скидка. Электричество владелец предлагал постояльцам бесплатно, а от всех вокзалов города до гостиницы ходили омнибусы.

Поэтесса З. Н. Гиппиус вспоминала: «На Пушкинской улице в Петербурге был громадный, пятиэтажный дом, – гостиница, не первоклассная, но и не так, чтобы очень затрапезная. Ее почему-то возлюбили литераторы и живали там, особенно несемейные, по месяцам, а то и по годам».[17]

Из известных постояльцев «Пале-Рояля» можно назвать имена художника и историка литературы Ю. П. Анненкова (1907–1912 гг.), оперного певца Ф. И. Шаляпина (1895–1898 гг.), поэта В. В. Маяковского (в 1913 г.), писателей И. А. Бунина, Л. Н. Андреева и А. П. Чехова, художника И. И. Левитана.

В одном из писем писатель Глеб Иванович Успенский, часто живший в «Пале-Рояле», сообщает: «…в Петербурге же теперь Шелгунов; остановился он в Пале-Рояле, там же, где Михайловский». Это подтверждал другой писатель, Владимир Галактионович Короленко, который однажды встретил Г. И. Успенского в номере у публициста и критика Николая Константиновича Михайловского.

В течение длительного времени здесь снимал комнаты актер Мамонт Викторович Дальский (настоящая фамилия Неелов), к которому часто захаживал молодой Шаляпин, переселившийся в итоге в «Пале-Рояль» на два года. Позднее певец вспоминал: «В конце Пушкинской улицы, за маленькой площадью, на которой стоит крошечный Пушкин, возвышается огромное здание, похожее на цейхгауз – вещевой склад. Это – „Пале-Рояль“, приют артистической богемы Петербурга. В мое время сей приют был очень грязен, и единственное хорошее в нем, кроме людей, были лестницы, очень отлогие. По ним легко было взбираться даже на пятый этаж, где я жил в грязненькой комнатке, напоминавшей „номер“ провинциальной гостиницы. В портьерах, выцветших от времени, сохранилось множество пыли, прозябали блохи, мухи и другие насекомые. В темных коридорах всегда можно было встретить пьяненьких людей обоего пола. Дальский жил в одном коридоре со мною. К нему постоянно приходили актеры, поклонники, поклонницы. Он охотно ораторствовал с ними, зная все на свете и обо всем говоря смело, свободно».[18]


В. В. Маяковский. 1910 г.


М. В. Дальский

Здание в пять этажей имеет довольно нарядные фасады, главный и самый протяженный выходит на Пушкинскую улицу, а меньший смотрит в Кузнечный переулок. Первый этаж с большими полуциркульными окнами предназначается для размещения торговых предприятий. Оконные проемы второго–четвертого этажей сдвоенные, на последнем этаже устроено по три окна в одном блоке. Фасады богато украшены пилястрами, орнаментами, рельефами и скульптурой. Единственный эркер находится на главном фасаде – он дополнен консолями, декорированными скульптурой. Кое-что сохранилось и внутри дома: лепнина на лестничных площадках, чугунные перила ограждения самих лестниц.

В советское время гостиницу превратили в обычный жилой дом с огромными коммунальными квартирами, на первом этаже сохранялась кое-какая торговля.

Оглавление книги

Оглавление статьи/книги

Генерация: 0.168. Запросов К БД/Cache: 1 / 0
поделиться
Вверх Вниз