Книга: Большая Полянка. Прогулки по старой Москве
Детство Аполлона
Детство Аполлона
Жилой дом (Малая Полянка, 12) построен в конце XX века.
Здесь, на месте сравнительно нового многоэтажного дома некогда располагался небольшой уютный особняк, в котором проживал уже упоминавшийся поэт Аполлон Григорьев. Сам он так описывал свое родное обиталище: «Вот тут-то… началось мое несколько-сознательное детство, то есть детство, которого впечатления имели и сохранили какой-либо смысл. Родился я не тут, родился я на Тверской; помню себя с трех или даже с двух лет, но то было младенчество. Воскормило меня, возлелеяло Замоскворечье».
Григорьеву, конечно, сильно повезло с ближайшим окружением: «Дед мой в общих чертах удивительно походил на старика Багрова, и день его, в ту эпоху, когда он уже мог жить на покое, мало разнился, судя по семейным рассказам, от дня Степана Багрова. Чуть что даже калинового подожка у него не было, а что свои талайченки, даже свои собственные калмыки были, это я очень хорошо помню. Разница между ним и Степаном Багровым была только в том, что он, такой же кряжевой человек, поставлен был в иные жизненные условия. Он не родился помещиком, а сделался им, да и то под конец своей жизни, многодельной и многотрудной. Пришел он в Москву из северо-восточной стороны в нагольном полушубке, пробивал себе дорогу лбом, и пробил дорогу, для его времени довольно значительную. Пробил он ее, разумеется, службой, и потому пробил, что был от природы человек умный и энергический. Еще была у него отличительная черта – это жажда к образованию. Он был большой начетчик духовных книг и даже с архиереями нередко спорил; после него осталась довольно большая библиотека, и дельная библиотека, которою мы, потомки, как-то мало дорожили…
Дед мой был знаком даже с Новиковым, и сохранилось в семье предание о том, как струсил он, когда взяли Новикова, и пережег множество книг, подаренных ему Николаем Иванычем. Был ли дед масоном – не могу сказать наверное. Наши ничего об этом не знали. Лицо, принадлежавшее к этому ордену и имевшее, как расскажу я со временем, большое влияние на меня в моем развитии, говорило, что был… Суеверия и предания окружали мое детство, как детство всякого большой или небольшой руки барчонка, окруженного большой или небольшой дворней и по временам совершенно ей предоставляемого. Дворня, а у нас именно испокон века велась она, несмотря на то что отец мой только что жил достаточно, была вся из деревни, и с ней я пережил весь тот мир, который с действительным мастерством передал Гончаров в «Сне Обломова»».
И, конечно же, формированию поэта способствовал сам дом и его романтичные окрестности: «При старом доме был сад с забором, весьма некрепкого и дырявого качества, и забор выходил уже на Зацепу, и в щели по вечерам смотрел я, как собирались и разыгрывались кулачные бои, как ватага мальчишек затевала дело, которое чем дальше шло, тем все больше и больше захватывало больших. О! как билось тогда мое сердце, как мне хотелось тогда быть в толпе этих зачинающих дело мальчишек, мне, барчонку, которого держали в хлопках, изредка только позволяя (да слава богу, что хоть изредка-то!) играть в игры с дворнею! А в большие праздники водились тут хороводы фабричными, и живо, страстно сочувствовал я нашей замкнутой на дворе дворне, которая, облизываясь как кот, смотрела» на вольно шумевшую вокруг нее вольную жизнь!»
А вот с образованием (конечно же, домашним) все вышло несколько комично: «Мне шел седьмой год, когда стали серьезно думать о приискании для меня учителя, разумеется, по средствам и по общей методе подешевле. До тех пор мать сама кое-как учила меня разбирать по складам, но как-то дальше буки-рцы-аз pa-бра (так произносил я склад) я не ходил. Вообще я был безгранично ленив до двенадцати лет возраста.
Стали наконец действительно искать учителя, но прежде всего, по известному русскому обычаю покупать прежде подойник, а затем уже корову, купили неизвестно для каких целей указку. Указка была костяная, прекрасивенькая, и я через день же ее сломал, как ломал всякие игрушки. Помню как теперь, в осенний вечер, когда уже свечи подали, сидел я на ковре в зале, обложенный игрушками, слушая рассказы младшей няньки про бабушкину деревню и стараясь разгадать, что такое Иван, сидевший тут же на ковре, делает с куколками, показывая их Лукерье, и отчего та то ругается, то смеется, – явился учитель-студент в мундире и при шпаге и бойкою походкою прошел в гостиную, где сидел отец. «Учитель, учитель!» – сказала моя нянька и с любопытством заглянула ему вслед в гостиную. «С форсом!» – добавил Иван и опять стал что-то ей таинственно показывать. Я заревел».
Детство, однако, пролетело быстро. Аполлон вырос, возмужал и стал студентом юридического факультета университета. Вскоре к нему в дом приехал новый приятель и сокурсник Афанасий Фет – да и остался жить, вдвоем-то веселее. Студенты занимали антресоли маленького домика и принимали здесь будущий цвет российского искусства, а тогда – всего лишь своих сверстников-друзей: Сергея Соловьева, Якова Полонского, Александра Островского, Прова Садовского, Льва Мея.
Словом, компания подобралась – нарочно не придумаешь.
Актер И. Горбунов писал: «Гостеприимные двери А. Григорьева отворялись каждое воскресенье, шли разговоры и споры о предметах важных, прочитывались авторами новые их произведения».
А поэт Фет вспоминал: «Дом Григорьева, с парадным крыльцом со двора, состоял из каменного подвального этажа, занимаемого кухней, служившею в то время и помещением для людей, и опиравшегося на нем деревянного этажа, представлявшего, как большинство русских домов, венок комнат, расположенных вокруг печей. С одной стороны дома, обращенной окнами к подъезду, была передняя, зала, угольная гостиная с окнами на улицу и далее по другую сторону дома столовая, затем коридор, идущий обратно по направлению к главному входу. По этому коридору были хозяйская спальня и девичья. Если к этому прибавить еще комнату налево из передней, выходящую окнами в небольшой сад, то перечислены будут все помещения, за исключением антресолей. Антресоли, куда вела узкая лестница с двумя заворотами, представляли два совершенно симметрических отделения, разделенные перегородкой. В каждом отделении было еще по поперечной перегородке, в качестве небольших спален. Впоследствии я узнал, что в правом отделении, занятом мною, долго проживал дядька француз, тогда как молодой Аполлон Александрович жил в отделении налево, которое занимал и в настоящее время. Француз кончил свою карьеру у Григорьевых, по рассказам Александра Ивановича, тем, что за год до поступления Аполлона в университет напился на Святой до того, что, не различая лестницы, слетел вниз по всем ступенькам. Рассказывая об этом, Александр Иванович прибавлял: „Снисшел еси в преисподняя земли“».
Можно сказать, что здесь формировалось искусство России середины девятнадцатого века. А началось, казалось, с ерунды – с колоритного деда, чудака-учителя и многочисленных таинственных преданий.
- Дом отживших кошмаров
- Фантомы Малюты Скуратова
- Ароматизатор
- Из жизни текстильщиков
- Обманный фасад
- Замоскворецкая больница
- Храм с подлазом
- Жилище детишек и бабушек
- Сергей Александрович как пациент
- Детство Аполлона
- Площадь Животинного двора
- Игумновский дворец
- Антон Павлович Чехов, поминки и свадьбы
- Иоаннов приход
- Культурный парк
- Резиденция барона Туалета
- Лечебница номер один
- «И содержать топлением…»
- Музей для двенадцати стульев
- Составной сад
- Памятник Гольцу
- В честь святого Андрея
- Пионерский городок
- Вторая попытка
- Содержание книги
- Популярные страницы
- Квартира Аполлона Майкова
- Английское детство: кто и как воспитывает детей в Британии
- Хауребаллегор и Тьеле: детство, отрочество, юность
- Петербургское детство
- АПОЛЛОНАС
- Единорог
- Правило защиты садов от бессердечия
- Кордова
- Свято-Троицкий мужской монастырь
- Кирилл и Мефодий
- Как добраться
- Кёнигсберг и Новый год