Книга: Крестовский, Елагин, Петровский. Острова Невской дельты

Петровский проспект

Петровский проспект

Петровский остров хорош тем, что все его улицы можно обойти за пару-тройку часов пешком, не особенно напрягаясь. Прогулку лучше совершать с фотоаппаратом, ибо не факт, что старина, которая до сих пор сохраняется в отдельных районах, просуществует долго и на следующей прогулке вы застанете остров таким же. А старина такая, что, кажется, и пыль столетней давности ещё кое-где сохранилась. Не на всякую территорию тут можно проникнуть, но если удастся, то не пожалеете.

Прогулку лучше всего начинать с Петровского проспекта – фактически, единственной длинной улицы на острове. Его протяжённость около 2 км, ширина от 8 до 17 м. Проспект берет начало у Большого Петровского парка на востоке и заканчивается в западной части острова, у Петровской площади.

В 1710-е гг. всё начиналось с просеки. Она вела к «увеселительному домику» Петра I, прорезая чащу, обходя низины и топи, и упиралась в домик Петра, находившийся где-то в районе нынешней Петровской площади. Не исключено, что просека существовала и в допетровское время, учитывая тот факт, что в западной оконечности острова летом жили лоцманы.

В разное время проспект называли то «Большая дорога», то «Петровское шоссе», то «Дорога в Петровский парк» (восточная часть проспекта), пока в 1850-е гг. не устоялось название Петровский проспект. Настоящий вид его сформировался в 1837–1839 гг. Проспект укрепили привозным грунтом и щебнем, засыпали низины и положили ширину 4 сажени (8,5 м), в некоторых местах неизменную до сегодняшнего дня.


Петровский проспект. 2012 г.

В 1840-х гг. с обустройством Большого Петровского парка маршрут петербуржцев на Острова часто пролегал по Петровскому проспекту. И выглядел следующим образом: из центра города до дамбы Тучкова моста, затем съезд на Ждановский мост (он в то время соединялся с Тучковым), затем по Петровскому проспекту до Большого Петровского моста, потом выезд на Крестовский остров и дальше через 2-й Елагин мост на Елагин остров. Во время поездки путника встречали по левую и правую сторону проспекта заводы – братьев Ждановых, «Бавария», канатная фабрика Гота, а также обойная фабрика Деринга, склады леса и лесопилки… Всё это удивительным образом соседствовало с дачами, пристанями и трактирами. Летом было красиво и зелено, осенью дорогу разбивало, и проезд превращался в мучение.

В конце XIX в. картина становится разнообразней: в начале проспекта появляется городок Сан-Галли с роскошными двухэтажными виллами, а в конце – Убежище для престарелых сценических деятелей с удивительным зданием, сочетающим в себе элементы театральных декораций и домовой церкви. Но при этом лесопилки на острове превращаются в настоящие лесоперерабатывающие заводы с постоянным запахом свежеструганого дерева и скрежетом пильных машин.


Петровский проспект. Участок купца Котлярова. 1910-е гг.

В советское время вдоль Петровского проспекта строились или расширялись практически одни только заводы, в частности «Алмаз» и «Спецтранс», да на окраине Петровского парка в 1936–1937 гг. по типовому проекту возвели два детских сада (ныне – это детсады № 77 по Петровскому проспекту, 10а и № 96 по Петровскому проспекту, 12а).

Всё жильё оставалось дореволюционной постройки, оно ветшало и разрушалось. В наш век деиндустриализации, напротив, заводы влачат жалкое существование, а на их территорию, как на место потенциальной застройки, алчно поглядывают инвесторы. Собственно, новое жилищное строительство уже началось – в начале XXI в. построены дома № 1 и № 16 (несколько корпусов), теперь предполагается строительство на территории снесённого завода «Спецтранс» и на месте гардинно-кружевной фабрики на пересечении Петровского проспекта с Ремесленной улицей.

Оглавление книги

Оглавление статьи/книги

Генерация: 0.932. Запросов К БД/Cache: 4 / 1
поделиться
Вверх Вниз