Книга: Крестовский, Елагин, Петровский. Острова Невской дельты

Асфальтовая империя Бодо Эгесторфа

В начале XX в. прусский подданный Бодо Эгесторф мыкался с арендами по Петербургской стороне. Его завод гудрона и асфальта располагался то на Ждановской ул., 23, то на обширном участке Ильи Плинатуса на Ждановской ул., 10, позже на Петровском острове – на Петровской косе, 3. Ясно, что он подыскивал участки с самой приемлемой по цене арендной платой. Работы у фирмы было много, но в основном мелкой и тяжёлой, не приносящая больших прибылей – фундаменты зданий, канализационные работы, изготовление асфальта из лиммерской руды и укладка его во влажной среде. Первое освидетельствование его завод «варки асфальта» прошел в 1886 г. Чиновник из Комиссии по фабрично-заводским делам посетил предприятие, находившееся тогда на захолустной набережной реки Ждановки (дом № 31), и нашел там 15 рабочих мужеского пола, а также паровую машину на 12 лошадиных сил. Мелкое предприятие, коих в Петербурге имелось великое множество.

Серьёзных зданий Эгесторф не строил, и, хотя без рекламы его фирмы не обходился ни один справочник Петербурга, в условиях жёсткой конкуренции на строительном рынке выживать было непросто. Однако русский капитализм начала XX в. обладал тем замечательным свойством, что предприимчивые купцы, внедрявшие на своих предприятиях новейшие европейские технологии, выбивались в люди, так случилось и с Бодо Эгесторфом. А всё благодаря новому по тем временам строительному материалу – железобетону. В Европе железобетон стали использовать с конца XIX в., а в России первые постройки из этого материала появились в 1906–1908 гг. Фирма «Бодо Эгесторф и К°» одной их первых освоила технологию применения железобетона в промышленных масштабах.


Завод Эгесторфа на Петровском острове. 1910-е гг.


Павильон фирмы «Бодо Эгесторф и К°». 1908 г

В 1908 г., построив павильон к Международной строительно-художественной выставке на Каменном острове, Эгесторф продемонстрировал преимущества этого дешёвого и прочного материала. Как писал иллюстрированный журнал того времени, «гвоздём выставки были работы из железобетона». Кроме Б. Эгесторфа, изделия из этого материала представляли фирмы «Вайс и Фрейтаг», Строительное бюро железобетонных работ, Товарищество «Железобетон»…

Неудивительно, что фирма «Бодо Эгесторф и К°» получила на выставке Малую золотую медаль (т. е. вторую премию), что, с одной стороны, весьма почетно, а с другой – в какой-то степени и обидно, на что обратила внимание и пресса. Одно издание писало, что «крупная и добросовестная фирма „Бодо Эгесторф“, широко работающая а Петербурге и известная каждому технику нашей столицы, получила лишь вторую награду… Разве экспертная комиссия не заметила известного и солидного павильона выстроенного фирмой „Бодо Эгесторф“ из бетонированных камней? Ведь этот павильон обращал на себя всеобщее внимание!..». Из всего этого авторы статьи сделали заключение о «несправедливости и невнимательности экспертной комиссии», тем более что крупнейшая европейская фирма «Вайс и Фрейтаг», также работающая с железобетоном, и вовсе получила малую серебряную медаль.

И тем не менее именно с этой выставки 1908 г. заказы на строительные работы из железобетона посыпались на общество «Бодо Эгесторф» как из рога изобилия. К 1910 г. на Петровской косе у Эгесторфа возникнет большой завод, можно сказать, целая асфальтобетонная империя. Письма с заказами на постройку элеваторов, железнодорожных станций, гаражей, зернохранилищ, фабрики мойки шерсти и даже монастыря потекут в адрес акционерного общества пачками, причём со всех концов необъятной Российской империи: из Актюбинска и Тамбова, из Сорочинска и Азова, из Гродно и Петрозаводска… На большинство просьб последует отказ, ибо недостатка заказов и в родной Петербургской губернии у фирмы не наблюдалось.

Так кто же такой Бодо Эгесторф? «Купеческая книга» за 1907 г. пишет о нем так: «Эгесторф Бодо-Август-Эдуард, 39 лет, прусский подданный, веры лютеранской, житель Петербургской части по Б. Зелениной, 33». В 1909 г. его разросшаяся «асфальтовая империя» переехала на Петровский остров, а контора находилась в престижнейшем районе Петербурга – на Александрийской пл., 9. Впоследствии купец, в соответствии со своим возросшим финансовым и общественным положением, поменял место жительства и обосновался в шикарном доходном доме военного инженера Маркова на Каменноостровском пр., 63.

Разумеется, не только асфальт, гудрон и бетон вывели Б. Эгесторфа в люди; кроме неординарных качеств купца, он умело использовал свои связи с многочисленной немецкой диаспорой, жившей в Петербурге. От немцев он и получил первые крупные строительные заказы. В 1909 г. от владельца экипажного заведения и дилера нескольких немецких и французских автомобильных заводов Карла Крюммеля он получил заказ на строительство огромного гаража по Ковенскому пер., 5. Построенное в 1910 г. здание явилось одним из первых в России железобетонных сооружений. Кроме собственно строительных работ, фирма «Бодо Эгесторф и К°» разработала и функционально-конструктивную схему здания. В проектировании участвовали архитекторы Я.З. Блувштейн и М. И. Польницкий.

Фотографии с диковинным четырёхэтажным железобетонным зданием разошлись по специализированным журналам России, и с этого момента недостатка в заказах у Эгесторфа уже не наблюдалось. А тут ещё германское посольство поручило Эгесторфу строительство нового здания на Исаакиевской площади. Проект выполнили архитекторы П. Беренс, В. Шене и Л. Мис ван дер Роэ, а вот строительные работы в очень короткое время осуществила фирма «Бодо Эгесторф и К°». Петербургское общество неоднозначно восприняло новое здание, кто-то сравнивал колонны и небольшие балконы с сосисками и пивными кружками, но более всего досталось украсившей главный фасад дома скульптурной группе работы Эберхарда Энке – двум мужским фигурам с германскими щитами в руках, ведущими под узду двух коней. Однако при всех претензиях к архитекторам, к Эгесторфу как подрядчику замечаний не было никаких.

* * *

На Петровской косе асфальтобетонный завод Эгесторфа расширялся стремительно. Строились с 1909 по 1913 г. в основном одноэтажные рабочие помещения, раскинувшиеся на большой площади вдоль Малой Невки, но возвели и трёхэтажный особняк, служивший конторой. По соседству с «Бодо Эгесторф и К°» находился нефтеочистительный завод Ропса, разделяла заводы речка Керосинка.

Среди акционеров Общества, кроме Эгесторфа, значились К.А. Гротен, В.Ф. Гальмерсон, барон В.Р. Штакельберг, М. А. Сизов, Ф.М. Вергас и другие известные люди, должность директоров занимали Гротен, Сизов (его потомки ныне проживают в Петербурге) и Гальмерсон. Поражает объём работ, выполненный фирмой с 1909 по 1914 г. Кроме немецкого посольства и гаража Крюммеля, акционерное общество выполняло строительные работы для Товарищества изготовления обуви «Скороход», Обуховского завода, канатной фабрики Гота, разработало проекты элеваторов в Актюбинске и Сорочинске, депо в Петрозаводске… В 1913–1914 гг. для того же Карла Крюммеля сооружён новый многоярусный гараж с центральным лифтом на Дивенской улице, причём очень оперативно, заливка фундаментов началась в августе, а к ноябрю 1913 г. внушительное здание цилиндрической формы уже возвели под крышу. В декабре месяце построен и четырёхэтажный дом с квартирами для шоферов на Дивенской ул., 9.


Петровская коса, 3. Сохранившиеся постройки Эгесторфа

Однако заказы, кажущиеся фирме невыгодными или излишне хлопотными, без всяких сомнений отвергались. Так, в январе 1911 г. настоятельница Краснотокского Богородицкого монастыря, находящегося в Гродненской губернии, обратилась в акционерное общество «Бодо Эгесторф и К°» с просьбой составить планы зданий и прислать смету на строительство зданий из «цементных камней». На что последовал ответ: «Служить, к сожалению, не можем, так как производим работы исключительно в Санкт-Петербургской губернии». Конечно, Общество лукавило, оно выполняло работы и за пределами Питера, например, строило железнодорожное депо в Петрозаводске, но то ли оказалось перегружено имеющимися заказами, то ли не захотело ввязываться в работы, на которые пришлось бы делать благотворительную скидку.

Зато работы по обустройству петербургской городской канализации Эгесторф выполнял исправно, отказа от работ Городская управа никогда не получала, и массивные чугунные люки с эмблемой этой фирмы постепенно украсили мостовые города.

Оглавление книги


Генерация: 0.410. Запросов К БД/Cache: 1 / 0
поделиться
Вверх Вниз