Книга: Крестовский, Елагин, Петровский. Острова Невской дельты

Ради народной трезвости

Ради народной трезвости

Рубежной датой для Большого Петровского парка стал 1899 г. По Указу императора Николая II, парк пожаловали Обществу попечительства о народной трезвости. Цель Общества, созданного в 1894 г., состояла, как следует из документа, в том, чтобы «распространять среди населения здравые понятия о вреде неумеренного употребления крепких напитков, а также изыскивать средства для предоставления ему возможности проводить свободное время вне питейных заведений». «Здравые понятия» распространялись среди населения неважно: по всей Российской империи открывались народные читальни, чайные, работала пропаганда трезвой жизни, но народ (в основном фабричные рабочие) как пил, так и продолжал пить. После трудовой недели (рабочий день составлял обычно 10–12 часов) тратить единственный выходной на читальню соглашались единицы. Учитывая всё это, в Петербурге поступили умнее. По выходным на Петровском острове стали организовывать народные гулянья «без выпивки», собиравшие десятки тысяч человек, составной частью которых являлись спектакли батального характера. Иначе говоря, Общество трезвости пыталось культурной программой перешибить у рабочих желание провести время в трактире.


Сцена Народного театра. 1900-е гг.

Ландшафт Петровского парка в этом смысле давал необъятные возможности: в пруды заходили военные корабли, по его берегам строились бутафорские крепости с дозорными башнями, защитники которых во время представлений отчаянно отстреливались от кораблей и даже иногда их «топили»; в зависимости от сюжета либо крепость сдавалась под натиском десанта, либо корабли брались штурмом защитниками крепостей. Во время представлений использовались самые последние технические и пиротехнические средства, позволявшие очень натурально имитировать взрывы, падения в воду, утопления… По воспоминаниям современников, всё выглядело «как в настоящем бою». Русская армия в этих спектаклях всегда побеждала, но незатейливые сюжеты предлагали и элемент драмы: кто-нибудь из героев обязательно погибал, кого-то брали в плен…

Организаторам народных гуляний повезло в том, что за дело взялся знаменитый режиссер народных (балаганных) театров А.Я. Алексеев-Яковлев (1850–1939). Самоучка, прошедший школу лучших петербургских балаганов на Марсовом поле, в 1898 г. он был сначала назначен режиссёром, а потом и главным режиссёром и заведующим театральной частью Петербургского попечительства о народной трезвости. Позже Алексеев-Яковлев вспоминал, что до его постановок на Петровском острове «в столице летние гулянья были редкими, малочисленными. Объяснялось это тем, что зимние праздники, в основе своей церковные, как Святки, Масляная неделя, Пасха, плотно вошли в жизнь и быт города, тогда как летние праздники, связанные больше с деревней, с жизнью, бытом и работой селян, к городской жизни не привились… В результате в течение летнего времени, когда, казалось бы, сама природа влечёт к отдыху, в столице не было никаких доступных народных и интересных для него развлечений». Преломить эту традицию режиссёр считал своей задачей.


А.Я. Алексеев-Яковлев

Попытки постановки батальных спектаклей А.Я. Алексеев-Яковлев предпринял ещё в 1877–1878 гг. на Крестовском острове в трактире «Крестовский сад», на тему войны с Турцией, там и родилась идея выйти с представлением за пределы сцены балагана. На Петровском острове гулянья обычно начинались в 12 часов дня с концерта военных духовых оркестров на открытой сцене, продолжались небольшим двухактным спектаклем на историческую тему, таким, например, как комедия Н. Куликова «Суворов в деревне, в Милане и в обществе хорошеньких женщин» или водевиль «Жареный гвоздь» А. Погосского. Затем на беговых дорожках начинали состязания атлеты-любители, молодежь билась за приз по влезанию на шест, мужчины резались в рюхи (городки), а детей невозможно было оторвать от «гигантских шагов». Чуть позже стал популярным аттракцион наподобие «американских горок», изобретенный Алексеевым-Яковлевым, во время которого катающийся в специальном вагончике после нескольких крутых виражей оказывался в водах реки Ждановки. Ну и апофеозом праздника являлись масштабные постановки «Взятие Азова» и «Ермак Тимофеевич, покоритель Сибири». Зрители располагались на одном берегу пруда, декорации находились на другом, маленький островок в середине пруда также становился сценической площадкой.


Представление «Взятие Азова» в Петровском парке. 1913 г.

В постановке «Взятие Азова» присутствующих более всего потрясал своей натуральностью артиллерийский бой кораблей, особенно финальная его часть, когда вражеская флотилия пылала на водной глади озера, а крепость Азов была покорена. По словам очевидца событий будущего театрального художника М. Григорьева, «при этом производилось столько пальбы, что клубы порохового дыма моментами скрывали крепость от глаз зрителей…».

В другом спектакле неизгладимое впечатление производила сцена гибели Ермака в водах Иртыша. Ермак падал в воду, а вода при помощи специальных механизмов бурлила и кипела, поглощая героя. Интересно в этом спектакле решили эпизод прибытия гонцов в первопрестольную. Как изобразить Москву? Не строить же ради одного эпизода дорогостоящие декорации кремлевских башен и московских соборов… Алексеев-Яковлев нашел выход: он спрятал в зелени парка полсотни колоколов, и в нужный момент искусные звонари выдали великолепный московский «малиновый перезвон», а из-под земли появились хорошо офактуренные очертания зубчатых стен Кремля.

Да, драматургия батальных постановок на Петровском острове не отличалась затейливостью и напоминала популярные в народе балаганы, зато спецэффекты, как бы сейчас выразились, находились для своего времени на непревзойденной высоте. Не уверен, что подобного масштаба представления когда-либо ещё ставились в России. В современных постановках много света, много лазеров, много музыки, но зачастую мало хорошей режиссуры и актуальных исторических сюжетов. Но это в России. В других странах подобного рода батальные сцены ставятся с успехом. Например, тем, кто бывал в Лас-Вегасе, не могло не запомниться зрелище, устраиваемое перед отелем «Остров сокровищ». В большом водоёме несколько раз в день осуществляется постановка боя пиратов с героями, сошедшими со страниц повести Р.Л. Стивенсона «Остров сокровищ». Бой сопровождается пальбой из корабельных пушек (шхуны построены в натуральную величину), взрывами, пожаром, наконец, уходом горящего корабля под воду вместе с доблестным капитаном. В общем, в США реализовано всё то, что свыше 100 лет назад сумел осуществить в Петровском парке А.Я. Алексеев-Яковлев.

* * *

Благодаря тому, что при сходе со Ждановского моста на входе в парк установили механические турникеты, нам известно точное количество зрителей, посещавших в выходные дни Петровский остров. Турникеты служили не для взимания платы или ограничения посетителей, а лишь для их учета, так как городское самоуправление выделяло средства на постановку народных зрелищ в зависимости от числа зрителей. По воспоминаниям Алексеева-Яковлева, «в хорошие дни турникеты отсчитывали по двенадцать, даже по пятнадцать-шестнадцать тысяч человек», а во время демонстрации «Взятия Азова» механические затворы турникетов щелкнули свыше 80 тысяч раз. Столько зрителей до этого не собирало ни одно представление Петербурга.


Чайное заведение в парке Петровского острова. 1900-е гг.

По-видимому, это был тот редкий в русской истории случай, когда борьба за трезвость увенчалась успехом. Государственная пропаганда сочеталась в данном конкретном случае с великолепной культурной программой, а также с наличием на Петровском острове доступных по цене чайных и кофейных заведений. Пьяных в парке практически не встречалось, люди приходили семьями на целый день покататься на «водяных горах», поиграть в рюхи, посмотреть великолепно срежиссированные спектакли, или просто поваляться на лужайках. Играл роль и тот факт, что вход в парк и на спектакли оставался абсолютно бесплатным, в газетах так и писалось: «Бесплатные народные гулянья на Петровском острове». Плата, да и то уже потом, стала взиматься за первые ряды перед открытой сценой. На эти места билет стоил двугривенный.

Кто посещал подобные мероприятия? Чаще жители Петербургской стороны, жители дальних окраин Васильевского острова, в основном Гавани, а также жители Выборгской стороны. То есть люди из рабочих окраин, склонные к простым зрелищам.

Здесь резонно спросить, почему же народным гуляньям в Петровском парке был отмерен недлинный век? В самом начале XX в. представления ещё идут, а потом сходят на нет. Тут несколько причин. Во-первых, после революции 1905 г. власти очень боялись большого скопления народа, по этой причине запретили балаганы на Марсовом поле, урезали программу гуляний на Петровском острове – из неё исключались номера разговорного жанра. Во-вторых, менялось и настроение в обществе. Уже произошло унизительное поражение в Русско-японской войне, минорное настроение постепенно охватывало все слои русского общества, и балаганы вместе с их продолжением – народными гуляниями – постепенно уходили из городской жизни.

Оглавление книги

Оглавление статьи/книги

Генерация: 0.306. Запросов К БД/Cache: 4 / 1
поделиться
Вверх Вниз