Книга: Крестовский, Елагин, Петровский. Острова Невской дельты
ЦНИИ лесосплава
ЦНИИ лесосплава
Сразу за Петровской площадью располагается некогда известный на всю страну, а ныне привлекающий внимание разве что своей вывеской да красивым фасадом Центральный научно-исследовательский институт лесосплава. Основанный в 1936 г. (часть корпусов возведена в 1960-е гг.), он играл ведущую роль при внедрении передовых методов лесосплава и шире – в разработке и изготовлении земснарядов различной степени сложности. Здесь же размещался ГИПРОДРЕВ – Государственный институт по проектированию лесопильных и деревообрабатывающих предприятий. Оба предприятия играли заметную роль в своей отрасли. Вот, например, выдержки из статьи в газете «Красное знамя» города Даугавпилса (Латвия) от 30 мая 1962 г. с места испытаний специализированного земснаряда, проходивших на реке Даугаве:
«Земснаряд стоит у берега. 31 ковш поочередно вгрызается в гравий на дне реки и поднимает его в бункер, а оттуда он падает на транспортёр, который выбрасывает гравий на берег. Можно подогнать самосвал, и тогда гравий попадет прямо в его кузов… С глубин до трёх метров земснаряд сможет подавать 140 кубометров песка или гравия в час – почти тысячу кубометров за смену. На берег прямо по транспортеру ходят представители завода – инженеры В. Зайцев и А. Михеев.
«Это новая конструкция машины, – рассказывают они. – Сконструировал её коллектив ленинградского экспериментального завода ЦНИИ лесосплава.
– Каково оборудование земснаряда?
Петровская коса, 1
– На нём 11 электромоторов, 5 лебёдок. Все механизировано, управление ведется с пульта в рубке. Все операции выполняются при помощи электроэнергии, а для выработки её стоит дизельный двигатель…»
Корреспондент задался вопросом, а зачем вообще нужно столь сложное сооружение, если песок и гравий строители с успехом берут в карьерах? Конструкторы пояснили, что качество добытых со дна реки материалов во много раз выше карьерных, а это важно для производства бетона и железобетонных конструкций…
Выдержка из латвийской газеты в данном очерке – это не только ода советской индустриализации, но и пример того, что могли некогда создавать НИИ. А ведь главным направлением института оставался все-таки лесосплав. Лесосплав – самый дешёвый вид транспортировки леса, он в 15–20 раз дешевле, чем перевозка автотранспортом, более чем в 10 раз – железнодорожного, в 3–4 раза – перевозки в судах. При этом не требуются дорогостоящие сооружения, подвижной состав. Неслучайно в СССР лесосплаву уделялось такое внимание.
Ныне помещения в трёхэтажных зданиях частично сдаются в аренду Петровскому бизнес-центру, частично занимаются самим НИИ. Формально сфера деятельности его осталась прежней, но никто уже давно не слышал ни о земснарядах его разработке, ни о новых технологиях лесосплава.
- Остров, где всё петровское
- Этапы освоения
- Петровский остров в итальянском стиле
- От глагола «ждать»
- Петровский дворец
- Михей Бабурин против Николая Чихачёва
- Опыты Вольного экономического общества
- Знаменитые арендаторы 1830-х гг
- Дело об устроении Петровского парка
- Ради народной трезвости
- Больше, чем стадион
- Жуткие истории
- Петровский проспект
- Изобретатели братья Ждановы
- Жилой комплекс на Петровском пр., 1
- Шпалерное прошлое дома № 3
- Детские сады № 77 и № 96
- Сан-Галли городок
- Земская учительская семинария
- Жилой комплекс «На Петровском острове»
- «Балтика» и «Жемчужина»
- Ремесленная ул., 1
- Завод, который построил Гот
- Неретушированная старина
- Забытый клуб
- Мода на «Баварское»
- «Орёл» и «решка» Петровского острова
- Убежище для актёров
- Завод «Алмаз»
- Асфальтовая империя Бодо Эгесторфа
- ЦНИИ лесосплава
- Завод Ропса на Петровской косе
- Яхт-клуб