Книга: Крестовский, Елагин, Петровский. Острова Невской дельты

Неретушированная старина

Неретушированная старина

Недалеко от «Каната» на берегу Малой Невы расположился рабочий городок фабрики. Он до сих пор сохранился почти в первозданном виде, и любителям неретушированной старины – сюда! Зоркое око советских архитекторов в свое время недоглядело или махнуло рукой, считая, что этот забытый район никому не интересен, поэтому не отделаться от впечатления, будто за предыдущие 100 лет никто не позаботился здесь что-либо подкрасить или отремонтировать.

Не сразу и найдёшь это место, ибо ведёт к нему одна-единственная узкая асфальтовая дорожка. Не доходя до фабрики «Канат», она сворачивает влево, проходя между двумя малосимпатичными бетонными заборами. Справа – забор базы флота и ОАО «Канат», а слева – фирмы по продаже автомобилей. Дорожка ведет к самому берегу Малой Невы. Хотя отстоят дома «канатного городка» довольно далеко от Петровского проспекта, но имеют адрес – Петровский пр., 20, только корпуса разные – № 2, 4, 6 и 8.

Более подходящего слова, чем «закуток», этому месту едва ли подберешь. Полоска прибрежной земли напротив Серного острова длиной 100 м, на ней два 3-4-этажных здания краснокирпичной архитектуры, а между ними одноэтажные деревянные дома начала XX в. Ограничено это всё с одной стороны забором фирмы «Алмаз», с другой – забором Судоремонтного завода. В центре квартала – кирпичные здания, поостренные в одном стиле со зданиями фабрики Гота; рядом за маленькими заборчиками – одноэтажные, покрашенные в жёлтый цвет домишки с небольшими участками земли; на участках – цветы. Весной тюльпаны расцветают и радуют глаз, осенью стоят увядшие, вперемежку с сорняками. Нет сомнения, что лет сто назад цветники были аккуратно прибранными, да и весь микрорайон фабрики выглядел аккуратнее.


Жилые дома канатного городка

Дело в том, что масштаб производства Гота требовал и соответствующего уровня жилья для рабочих. В России в конце XIX – начале XX в. стала формироваться особая каста высококвалифицированных рабочих. Они хорошо знали своё дело, получали неплохую зарплату, их не устраивал тесный угол в каком-либо бараке при фабрике. Некоторым из рабочих зарплата позволяла снимать квартиру в доходных домах, других руководство предприятий селило при заводах в домах, по удобству мало отличавшихся от доходных. Конечно, это не было жильё Большой Морской улицы или Невского проспекта – ни по качеству, ни цене, однако и покосившимся бараком без всяких удобств тоже не было.

Эволюцию «канатного городка» мы можем проследить и по архивным документам. Первоначально на этом месте располагались жилые бараки, их мы видим на плане канатной фабрики Гота 1829 г.; затем городок расстраивался и развивался параллельно с фабрикой. После пожара 1900 г. фабрика фактически заново отстраивалась в краснокирпичном стиле, вместе с ней рос и «канатный городок». Сначала построили деревянные одноэтажные, а в 1910-х гг. рядом с ними кирпичные дома. По словам руководства ОАО «Канат», на чертежах одного из кирпичных домов стоит дата – 1917 г. Трудно это проверить, так как строительная документация на здания сейчас находится в «Росимуществе».

В городке обитали не только рабочие, но и управленческий персонал. Например, ржевский купец Иван Логгинович Левтеев в конце XIX в. служил у Гота заведующим конторой и жил тут же, при фабрике, на берегу Малой Невы. У него на попечении находились четыре племянника и две племянницы, получившие впоследствии отличное образование. Два брата из семьи пошли по «банковской» линии, а Алексей Левтеев стал знаменитым архитектором, заняв должность главного архитектора сначала Харбина, а после революции – Владивостока.

Но, конечно, тот «канатный городок» не чета нынешнему, в нём существовал сад, были разбиты огороды. Вся береговая полоса южного берега Петровского острова оставалась открытой – даже фабрика «Канат» строилась в некотором отдалении от берега с тем, чтобы не загораживать выход к воде. На берегу находились лодочные мастерские, пристани, кое-где жилые здания, да на нынешней территории завода «Алмаз», недалеко от Петровской площади, стояла Пограничная стража. А на берегу Малой Невы имелись оборудованные пристани; материалы в XIX в. подвозили, а товар отгружали в основном водным путем. Причалы располагались несколько западнее «канатного городка». У одного из таких причалов во время Великой Отечественной войны базировался эскадренный миноносец «Стойкий». На фото 1943 г. зафиксированы и причал, и тщательно замаскированный миноносец.


Берег Малой Невы возле катантого городка


Жилые дома канатного городка

Ныне на южном берегу Петровского острова ничто не напоминает ни парадного, ни делового Петербурга. Бредёшь по берегу и, глядя на противоположный Васильевский остров, такой же заброшенный и диковатый в этом месте, думаешь: вот она, рабочая окраина, воспетая пролетарскими писателями и советскими кинофильмами – обветшавшая и заброшенная. На Серном острове обосновались не то узбеки, не то таджики, и зимой тропинка по льду связывает эти убогие места.

* * *

Заводы зажимали городок канатной фабрики с двух сторон постепенно. В советское время основан «Алмаз», закрывший собой двухкилометровое береговое пространство по южному берегу, потом построили Судоремонтный завод, занявший прибрежную территорию бывшего городка Сан-Галли. Однако работники «Каната» оставались здесь жить. Кирпичные дома, имевшие в дореволюционное время два этажа, в советское время надстроили. Если приглядеться, можно, например, заметить, что в доме по Петровскому пр., 20/8, кладка в двух пристроенных этажах другого цвета.

Остались и одноэтажные «деревенского» вида домики с палисадниками. После революции был актуален лозунг: «Сохраним жилой фонд» – его здесь и сохранили! Однако запущенность района, облезлость стен зданий создают полное ощущение, что ты попал в иной век.

Скоро всё здесь изменится – с Васильевского острова через остров Серный на Петровский остров построят мост, и по нему пройдёт скоростная автомобильная трасса. А пока прямо перед жилыми домами, метрах в пятнадцати, – «дикий», необорудованный спуск к Малой Неве. Вроде бы радоваться жильцам близости Невы, однако весь берег завален битым кирпичом и ржавыми частями кораблей. Битый кирпич вообще характерная особенность южного берега Петровского острова. На протяжении двухсот лет низкий, болотистый берег, каковым он являлся первоначально, поднимали и подсыпали, снова поднимали и снова подсыпали, пока не превратили в относительно крутой и высокий, устойчивый хотя бы к ординарным наводнениям.

Ширина береговой полосы, доступной для прогулок, ныне составляет не более пятидесяти метров; заборы стискивают её с двух сторон, подступая к самой воде, поэтому «пролетарская окраина» напоминает зону. Однако местных жителей это не смущает: чтобы приготовить шашлык, они не ездят на дачи, а, обосновавшись на берегу, жарят, едят и выпивают под плеск волны, бьющей в ржавые борта заброшенных катеров…

Оглавление книги

Оглавление статьи/книги

Генерация: 0.446. Запросов К БД/Cache: 4 / 1
поделиться
Вверх Вниз