Книга: Крестовский, Елагин, Петровский. Острова Невской дельты
Ангары для воздушных судов
Ангары для воздушных судов
С этого момента обойная фабрика начинает приходить в упадок. Некоторые историки любят рисовать умильные картины русского капитализма конца XIX в. – дескать, и люди были тогда трудолюбивы, и владельцы фабрик милосердны и богобоязненны. В какой-то степени это так, но требовался ещё и титанический труд. Да и рабочие, по сравнению с недавним прошлым, были уже изрядно испорчены. Попадая из деревень в незнакомую и растлевающую городскую среду, они быстро спивались; зарплату требовали, а поспешать не стремились… Словом, купеческий хлеб был не сладок и не всякому под силу.
Вероятно, по этой причине наследники Деринга предпочитали сдавать помещения фабрики в аренду, а потом и вовсе продали участок некоей Доротее Андерсон. Приблизительно в 1907 или 1908 г. на фабрике случился сильный пожар. М.А. Григорьев, отец которого служил страховым агентом, стал свидетелем этого пожара и пишет в книге «Петербург 1910-х годов», что железные балки дома по Петровскому пр., 3, от сильного огня размягчались, прогибались и оборудование, установленное на верхних этажах, с грохотом летело вниз, разбивая стены. Вероятно, после этого пожара обойную фабрику и перестроили в доходный дом.
В 1913 г. участок вместе с находящимися на нём строениями переходит Товариществу на паях «И.Г. Кебке». Это было весьма известное в Петербурге предприятие, имевшее производственные площади и недвижимость по всему городу. В частности, на набережной реки Смоленки Иоганн Кебке владел фабрикой по изготовлению палаток, брезентов, спасательных снарядов и шлюпок, переименованной в советское время в «Рот-фронт».
Очевидно, обойная фабрика подходила Товариществу по профилю и сыграла роль и монополизация рынка, когда крупное предприятие поглотило мелкое. Однако мы едва ли вспомнили бы пребывание Кебке на Петровском острове, если бы не один любопытный документ, хранящийся в Центральном государственном историческом архиве. Дело в том, что в 1913 г. Товарищество запросило у Городской управы разрешение на постройку на Петровском проспекте новых корпусов, предназначавшихся «для сборки и окраски дуговых стропил ангаров воздушных судов». Ангары планировалось устанавливать на первом российском аэродроме в Царском Селе, а подрядчиком по оборудованию аэродрома выступало товарищество «Кебке».
Здание гардинно-кружевной фабрики (снесено в 2014 г.)
Где же находились корпуса для изготовления ангаров? Их построили там, где до недавнего времени (на пересечении Петровского пр. и Ремесленной ул.) располагалась гардинно-кружевная фабрика, а ныне место расчищено под жилое строительство.
- Утонуло пять судов
- «Владельцев судов незамедлительно отыскать…»
- СУДОВЕРФЬ
- Агентство воздушных сообщений. Центральные кассы «Аэрофлота» Невский пр., 7-9
- Судовладелец и купец
- Автомобильная проблема
- Тахтамышево
- Домодедовский район
- Петергофская улица
- * Площадь Высокого Рынка – Хоэр Маркт
- От «серебряного века» до пионерского детства
- Бракенбюрг, Рихард Гондиус, Абрагам Гэль, Иост ван