Книга: Крестовский, Елагин, Петровский. Острова Невской дельты

Закат

Закат

Первую мировую войну Общество не пережило. Сложности в «германскую войну» возникли почти у всех фирм, основанных подданными Германии или имеющими германский капитал. Германофобия в русском обществе мешала работать и получать заказы, а порой борьба с «немецким засильем» приводила к ликвидации предприятий под управлением немцев. Не стало исключением и общество «Бодо Эгесторф и К°». Основатель и основной акционер Б. Эгесторф потерял влияние на свой завод, деятельность которого к 1916 г. уже была практически свёрнута. Сыграло роль и то обстоятельство, что гражданские заказы, а именно на них специализировалось строительное общество «Эгесторф и К°», в годы войны резко сократились. Кому нужны гаражи, элеваторы или жилые здания в условиях мобилизационной экономики?

Видимо, последним крупным заказом Общества стало строительство в 1915 г. локомотивного депо на станции «Петрозаводск». Специальным постановлением Совета министров от 4 ноября 1916 г. акционерное общество «Бодо Эгесторф и К°» закрыли. Заключительным формальным актом деятельности Общества стало собрание его акционеров 26 мая 1917 г., подтвердившее ликвидацию общества и утвердившее ликвидационный баланс. Собрание вёл Председатель правления К.А. Гротен, член ревизионной комиссии барон В.Р. Штакельберг отчитался о проверке делопроизводства фирмы, сочтя их соответствующими законам. Отошедший от активной деятельности Б. Эгесторф продолжал жить в Петрограде до 1917 г., затем следы его теряются.

После революции завод Б. Эгесторфа на Петровском острове недолго оставался бесхозным. В ноябре 1918 г. к особому ликвидатору под делам акционерного общества «Бодо Эгесторф и К°» Михайлову обратилось «Петроградское техническое товарищество И.М. Ильин, В.Л. Петерсон» с просьбой сдать бывший завод в аренду. Комиссариат Городского хозяйства Петроградской трудовой коммуны 1 января 1919 г. удовлетворил просьбу заявителей, в результате чего завод на Петровской косе отдали в аренду сроком на 5 лет. Плата составила 30 000 руб. в год, при этом товарищество обязалось вернуть завод по окончании срока аренды в целости и сохранности.

Чем занималось Техническое товарищество? Да тем же, чем и Б. Эгесторф – изготовлением труб, колодцев, работами по обслуживанию канализации, только в значительно меньших масштабах.


Люки Эгесторф до сих пор встречаются на улицах города

Впоследствии на месте завода Б. Эгесторфа находились различные промышленные объекты, а в настоящее время здесь располагается транспортное предприятие «Спецтранс». Некоторое постройки завода до сих пор сохраняются на его территории, в частности трёхэтажное административное здание по Петровской косе, 3/6, а также одноэтажные постройки в глубине территории.

Гораздо больше осталось в нашем городе следов деятельности самого акционерного общества «Бодо Эгесторф и К°». Это и здание бывшего германского посольства, и гараж Крюммеля, и здание фирмы «Скороход»… Но, как ни странно, более всего привлекают любителей старины крышки канализационных люков с изящным штампом «Тов. Бодо Эгесторфъ». Они сохраняются на улицах Петербурга уже более ста лет, пережив две войны и массу перестроек.

Оглавление книги


Генерация: 0.369. Запросов К БД/Cache: 1 / 0
поделиться
Вверх Вниз