Книга: Автостопом по Индонезии и к папуасам
Наблюдения о Кота-Кинабалу
Наблюдения о Кота-Кинабалу
Дожди тропические лили и в Кота-Кинабалу довольно сильно, но все дома оборудованы козырьками, так что, идя по улице, можно почти всю дорогу идти под козырьком, и мокнуть только когда перебегаешь дорогу.
Ходил в Сабах Туризм (местный минтуризма), где сидит много не очень активных дядь и тёть. У них есть буклеты на всех языках, включая русский, а также туристические карты и схемы. В этом отношении Малайзия ушла далеко вперёд оносительно Индонезии. Тут и в магазинах есть приличные карты города, региона, страны. Обитатели минтуризма, однако, раздающие буклеты, не так идут на неформальную дружбу, как индонезийцы. Я запарил их приготовлением для меня Справки из Минтуризма на малайском языке. Они с неохотой за это взялись, и, в отличие от Баликпапана, – не только не стали водить меня по ресторанам, но даже и во внутренние кабинеты не позвали, назначили подходить в приёмную на следующий день. Типичные чиновники. Улыбчивые, только когда раздают буклеты. Тормозящие тогда, когда нужно сделать что-то, не относящееся к их прямым обязанностям.
По методу известного босого пешехода Владимира Несина, а также Игоря Длиннюка, я изучал удобства и неудобства босохождения. Некоторое время поэкспериментировав, нашёл такие трудности. 1. Днём асфальт горячий, ходить жарко. 2. Нужно бдительно смотреть, как бы ни на что не напороться. Удобства такие: 1. Экономится примерно 0,1 доллара в день (исходя из стоимости ботинок и носков и среднего времени их ношения). 2. Можно не бояться луж. 3. В тех местах, где нужно снимать ботинки, они уже сняты, удобно. Но в связи с пунктом 3 имеется и неудобство-3 – в помещения, вместе с ногами, проникает всякий сор.
Ходить в соронге (индонезийской трубе-платье) удобнее, чем в штанах – меньше потеешь. Сами малайцы и индонезийцы удивляются на такую причуду белого мистера. Сами тут почти все ходят в европейской одежде.
С остальными штатами Малайзии Сабах трудно сообщается – надо лететь. На острове Калимантан находится два малайских штата – Сабах (северо-восточный угол) и Саравак (северо-западный угол). Разделяет их маленькое, богатое и очень гордое государство Бруней. Он трудновизовый для россиян. Чтобы туда попасть, нужно ждать визу весьма долгое время – недели, месяцы. Можно обойти его пешком (неделю в сухой сезон, две недели – в период дождей). Пассажирских пароходов вдоль Калимантанских берегов нету. Также и в материковую часть Малайзии местные летят только на самолёте, а паромы так и не были никем обнаружены. Такая же странность имеется на юге Калимантана в его индонезийских провинциях: восточный Калимантан (Баликпапан, Таракан, Банджармасин) никак не сообщается с западным (город Понтианак), нет там ни дорог, ни судов вдоль побережья. Граждане, желающие приплыть с западного Калимантана на Восточный, плывут через Яву, и даже машины нужно поставить на паром, идущий на Яву, и потом обратно оттуда притянуть их на Калимантан. Так уж странно всё, на Калимантане, с транспортом.
Интересное наблюдение – как собираются деньги в Малайзии и Индонезии с прихожан мечети на общественные нужды. Во всех больших мечетях стоит несколько (до сорока, пятидесяти, ста) ящичков на колёсиках для подаяний, этакие машинки на колёсиках, форматом с книжную пачку. После каждой молитвы эти ящички, по числу рядов молящихся, пускают вдоль сидящих мусульман. Некоторые броса. т что-то в ящичек, некоторые просто перекатывают его на другой конец зала. Всё, ящички переехали с правого края мечети на левый, или наоборот. Отличие от наших же, например, церквей следующее: каждую неделю эти деньги пересчитываются и в каждой мечети есть бухгалтерская доска, где написано, сколько денег собрано за неделю, и сколько из них куда потрачено, а сколько и осталось. Каждый может сам увидеть размер «мечетных доходов». В Индонезии это в средних мечетях миллионы рупий (сотни долларов), в центральных мечетях Малайзии – значительно больше.
Что же касается сикхов, они пошли дальше в сборе и распределении пожертвований: к каждому храму приложен казначей, и сдающий пожертвование получает квитанцию (кроме мелких неутчённых пожертвований), хотя некоторые редко говорят «можно без квитанции», но их имена записывають всё равно. По итогам месяца вывешивается распечатка, кто сколько внёс: мистер такой-то пожертвовал 50000 ринггит, другой – 40000 ринггит, (начинают с самых крупных сумм), …, такой-то – 11 ринггит, столько-то ринггит появилось анонимно, и вот куда они делись: расход туда-то, туда-то, на строительство, на кухню, на ремонт, и столько-то осталось. Нашим бы церковникам поучиться.
Продолжение приключений в штате Сабах. Утрата штанов и их нахождение
Проживая в святой мечети, я был очень доволен, т.к. это было самое большое помещение в моей жизни, в котором меня оставляли на ночь (причём одного). Меня запирали поздно вечером, и прочие бомж-люди вынуждены были коротать ночь под стенами Храма, а я научился секретно выходить и заходить обратно. Очень интересно – один в зале размером с Храм Христа Спасителя, двухэтажный, но без икон и пониже малость. Так вот, я постирал свои штаны, и повесил их сушиться снаружи на ограду, т.к. постеснялся вешать их внутри мечети.
Вечером во вторник пошёл в город, а на обратном пути оглушил огромный шестичасовой ливень, еле добрался до мечети. Вернулся – штанов нет!
«Да ладно, я и так старался от них избавиться, – думаю я, – похожу теперь в юбке-соронге. Только отжиматься, на голове стоя у стенки, я теперь не смогу. Особенно если трусов под соронгом нету».
– Что, штаны украли? – заметили святые мужи. – Мы предупреждали! Без штанов – плохо, люди невесть что подумают!
А в мечети висят таблички очень смешные на трёх языках:
«СЛЕДИТЕ ЗА СВОИМИ ВЕЩАМИ, ЧТОБЫ ИХ НЕ СПЁРЛИ» – по-английски, по-малайски и на китайском!
Такая надпись нервирующе действует. При молитве святые мужи стараются положить перед носом часы, кошельки, мобильники и прочее. Таким образом сами шейхи подтверждают, что их учения ещё не всюду оказали своё благотворное действие. Но наутро, я стал уже уходить – штаны нашлись. Просто в наступлении дождя их переложили в другое место, чтобы не намокли.
- Прилёт. Куала-Лумпур, Малайзия. Общая идея путешествия
- Прибытие в Индонезию
- В Джакарте
- На электричке – в город Богор. Системa поездов
- Посольство Папуа и уезд из столицы
- Центральная Ява
- Автостоп второго рода (на товарняках)
- Товарняки и локомотивы (продолжение исследования)
- Вкусный, но вонючий фрукт дуриан
- Большой город Сурабайя. Расставание с попутчиком
- Порт и его устройство
- Остров Мадура
- Морской заяц
- Почетный гость г. Баликпапана
- Город Таракан
- Всякие мелочи по Индонезии
- Малайзия, штат Сабах
- Главная Мечеть штата Сабах
- Святая церковь и другие религии
- Охота за визой Индонезии
- Наблюдения о Кота-Кинабалу
- Получение новой справки
- Автостоп, депутат и Раффлезия – самый большой цветок в мире
- Гора Кинабалу не так проста оказалась
- Встреча со святыми старцами, и ночлег в Ранау
- Последний Поезд Калимантана
- Потоп («банджир» – малайск.). Городок Бэфот
- Кучинг. Городок Сериан. Малайзия, до свидания!
- Опять в Индонезию! На экваторе
- Субботний праздник в школе
- На «Радио Муджахеддин». Вписка. Дуриановое счастье
- Гидростоп – всё по-честному
- Зарисовки с парохода
- Джакарта. Мелкие наблюдения по Индонези
- Сикхи и их учение (особо краткое деловое изложение)
- Джакарта – Сурабайя – добыча бесплатного билета
- Посадка на судно
- Пять дней на борту
- Жизнь в Соронге
- Соронг – 1 апреля 2008 года
- Последний день в Соронге
- Покидание города Соронг
- На пароходе. Обнаружение зайцев
- Набире – город мечты-2
- Последний день в Набире
- Трудный путь в Энаротали!
- Завершение дороги и прибытие в Энаротали
- Регистрация и изготовление пропуска
- В гостях у натуральных папуасов
- Опять в Набире
- Гидростоп: Papua Shipping Lines
- Послание понаехавшим индонезийцам от Старого Папуаса
- Сарми и его жители
- Консульство Папуа-Новой Гвинеи в Джайпуре
- Джайпура
- О происхождении сигарет
- В Макассаре
- Завершение Макассара
- Остров Флорес
- Городок Лабуанбажо и «святые старцы»
- Переправа на Сумбаву
- Первомай! С праздником!
- Остров Сумбава и другие, маленькие
- Снова в Джакарте
- Назад, на Суматру
- Железные дороги Южной Суматры
- «Бандиты и воры» в Палембанге
- Дорога до Бангкока
- Послесловие
- Сноски из книги
- Содержание книги
- Популярные страницы
- Джакарта. Мелкие наблюдения по Индонези
- Гора Кинабалу не так проста оказалась
- Метод «включенного наблюдения» и его издержки
- Правила мужского общения и ритуал наблюдения за женщинами
- Портик богов Согласия
- «Венская»
- **Шпайхерштадт
- Этюд об Азисе Сафовиче Уразове
- Дом № 112
- Конфуций и душа китайцев
- Музей морского подводного оружия концерна «Морское подводное оружие – Гидроприбор»
- Разочарование и судьба вашего смартфона