Книга: Покровка. Прогулки по старой Москве
Дом, где жил Валерий
Дом, где жил Валерий
Жилой дом (Земляной вал, 14/16) построен в 1936 году по проекту архитектора А. Кесслера.
Самый главный дом на улице Земляной вал (бывшая улица Чкалова) – конечно, здание под номером 14/16. Именно этот дом и дал советское название всей улице – ведь как раз здесь и проживал летчик Чкалов.
Спустя пять лет после постройки здание чуть было не закончило свое существование. Одна из жительниц описывала страшную бомбежку сорок первого: «Застучали по крышам зажигалки, их сбрасывают и гасят не только взрослые, но и дети. Я не одна на своем участке крыши. Из чердачного окна вылезает и тянет за собою пожарный рукав наш знаменитый современник – скрипач Давид Ойстрах… Вдруг наш могучий дом сильно качнуло. Мы упали и покатились… Как удержались на крыше – не знаю, чудом наверное».
Удержалась и сама постройка.
Она изначально была выполнена как не простое, а элитное жилье. Признанные знаменитости тут были не в редкость. Кроме упомянутых уже Чкалова и Ойстраха – художник Юон, композитор Прокофьев. Проживали здесь и Кукрыниксы. В этом доме они справляли свои дни рождения – сначала сто, потом сто пятьдесят – по совокупности возраста.
Самым же колоритным, самым ярким жителем, этаким genio loci дома был, конечно, Самуил Маршак.
Квартира Маршака была, наверное, самой гостеприимной. Он любил посетителей и приглашал их по самым разным поводам. Композитор Шостакович, например, впервые исполнял здесь некоторые свои произведения (при этом сам и пел). И хотя более содержательными были музицирования у соседа Ойстраха («переиграли массу сонат, в частности, Моцарта и Бетховена, и многое, многое другое», – с восторгом вспоминал о них Дмитрий Дмитриевич), визиты к Самуилу Яковлевичу были не в пример более статусны.
Сама атмосфера этого жилья, этих приемов была весьма колоритна (в особенности под старость хозяина). Литературный критик В. Лакшин оставил описание своего первого визита в дом поэта, несколько напоминающее впечатления Максудова из булгаковского «Театрального романа»: «…Вот дверь открылась, меня впустили, – в глубине узкого коридора, сжатого шкафами и вешалками, стоял невысокий старик в пижаме, домашних туфлях и непрерывно покашливал. „Самуиль Яковлевитч, пойдите в комнаты, ви простудитесь!“ – закричала с порога впустившая меня женщина. С седыми буклями, в очках, она имела вид необыкновенно строгий, а легкий немецкий акцент еще подчеркивал эту ее суровость. Но Маршак, не обращая внимания на предостережения, шел прямо ко мне. Я засуетился, закрывая дверь, повернулся к нему спиною и долго не мог закрыть незнакомую мне задвижку, а потом, сообразив, что надо поздороваться, как-то боком подал ему руку. Маршак очень серьезно пожал мне руку, склонив на бок большую тяжелую голову и глядя прямо в глаза, и вдруг с неожиданной между незнакомыми людьми нежностью обнял меня».
Поводом для визита послужила приглянувшаяся Маршаку лакшинская рецензия на его труд «Воспитание словом». Поэт запросто позвонил рецензенту в редакцию и пригласил Лакшина к себе в гости, при этом немедленно:
– Голубчик, надо ли ждать до вечера? Если вы не очень заняты, приезжайте теперь же. Через сколько минут вы у меня будете?
Это был, что называется, фирменный стиль Маршака. Главред «Худлита» Александр Пузиков цитировал поэта приблизительно таким же образом:
– Голубчик, если вы не очень заняты, не могли бы вы зайти ко мне по неотложному делу?
Он же упоминал и даму с буклями: «В квартире Маршака жила домоуправительница Розалия Ивановна – пожилая молчаливая женщина, преданная Самуилу Яковлевичу, стоявшая на страже его бытового устройства».
Случалось, Маршака разыгрывал Ираклий Андроников. Звонил ему и нес всякую дичь чужими голосами – он был первоклассный имитатор.
Как-то раз – звонок. Дама с буклями заходит в кабинет:
– Вас просят к телефону, Самуил Яковлевич.
– Спросите, кто, – отвечает Маршак.
Дама с буклями снова заходит:
– Он говорит, что он епископ Кентерберийский.
Маршак хватает трубку и во все горло орет:
– Ираклий! Сколько раз я вас просил прекратить ваши глупые шутки!
А из трубки в ответ, на чистейшем английском:
– Дорогой сэр, с вами говорит Хьюлетт Джонсон – настоятель Кентерберийского собора…
Оказалось, и правда, епископ. Маршак застыдился.
Но, несмотря на все на это, сам Маршак главным жильцом полагал не себя, а Чкалова. И излагал эту мысль в незатейливых стихах:
- Башня №1
- Исполинская часовня
- Не для лбов
- Лавки не для сидения
- Теплые ряды
- Крепкая палка как биржевой инструмент
- Общество страховщиков
- Гренадерский колокольчик
- Церковь одного батюшки
- Резиденция пастора Глюка
- «Со скрыпкою под подбородком»
- «Хранилище народного рукоделия»
- Табачная лавка в старинном дворце
- Московская армянская столица
- Покрова на Покровке
- Сеть бульварных отелей
- Рынок для непривередливых
- Гимназисты в комоде
- Штаб детской революции
- Нора краеведа
- Боткинская галерея
- Усачка
- Домик счастливого детства
- Добрый доктор в мягких кандалах
- Дом, где жил Валерий
- Вокзал для любителей литературы
- Хозяин Высокой усадьбы
- Клуб для советских мещан
- Дворец истинной барственности
- Жилище затворника
- «Как студент дает урок»
- Содержание книги
- Популярные страницы
- № 102 Дом Змеевых
- № 65 Дом Г.Г. Блокка
- № 98 Дом Лопатиных
- Испанский королевский дом
- № 72 Дом М.В. Воейковой
- № 84 Дом Д.Е. Бенардаки
- № 110 Дом Змеевых
- № 53 Дом А.Г. Чадаева
- Где занимаются шопингом сами римляне
- Невский проспект. Дом за домом
- № 57 Дом Ремесленного училища цесаревича Николая (гостиница «Невский Палас»)
- № 114 Дом Семьянова (Торгово-офисный комплекс «Невский центр»)