Книга: Крестовский, Елагин, Петровский. Острова Невской дельты
Пятьдесят лет непрерывной модернизации
Пятьдесят лет непрерывной модернизации
Модернизация 1910-х гг., с которой мы начали разговор, стала последней в истории дореволюционной «Баварии», а первая и самая тяжёлая работа начиналась в 1864 г. На топком берегу Ждановки на месте, прежде принадлежавшем потомственному почётному гражданину Блюмергу, а ещё раньше домовладельцу Ивану Алексеевичу Жадимировскому, российско-баварское общество заложило завод.
Для строительства, а в основном для переоборудования под пивоварню имеющихся на участке сооружений наняли малоизвестного в ту пору архитектора Фёдора (Оскара) Борисовича Нагеля (1831–1903). Взявшийся в 1864 г. за проектирование корпусов завода, он, можно сказать, увяз здесь на целых шесть лет, сроднившись с районом.
Заказ оказался выгодным, но требовал колоссальных усилий. Это сейчас в справочниках скупо перечисляются все архитекторы, приложившие руки к постройке «Баварии», в том числе и Ф.Б. Нагель, но не упоминается тот факт, что Нагелю досталась самая трудоёмкая работа. Дело в том, что архитектор вынужден был в первое время не столько проектировать новые корпуса, сколько приспосабливать имевшиеся. Судя по плану 1864 г., составленному Ф. Нагелем, на участке уже имелось свыше 10 строений разного назначения, в их числе очень красивое двухэтажное деревянное здание «воксала» (увеселительного заведения), построенного ещё Жадимировским.
Приспособить имеющиеся на Петровском острове строения, доставшиеся «Баварии» от прежних владельцев, к нуждам пивоварения, стало первой задачей архитектора Ф. Нагеля. Кто знает, что такое строить, а что такое перестраивать, согласится: второе бывает порой сложнее первого. Неслучайно Нагель, чрезвычайно плодовитый архитектор, в 1860-х гг. практически нигде кроме «Баварии» не строил.
В 1865 гг. на территории завода появляются огромные ледники-холодильники, а также склады готовой продукции. Невский лёд весной загружался в ледники – этим занимались специальные артели ледорубов – и сохранялся до осенних морозов. Чтобы предотвратить таяние, ледники обсыпали толстым слоем земли, вот откуда на территории «Баварии» настоящие земляные горы.
В 1865 г. на заводе заработали ввезённые из Германии паровые котлы высокого давления, в целом же к 1866 г. работа по перепрофилированию помещений была успешно завершена и первое пиво с «Баварии» появилось в петербургских трактирах. И уже в 1866 г. оно по достоинству оценено экспертами: серебряная медаль на выставке в Риге. По мере получения дохода на заводе стали возводить новые производственные корпуса – сначала деревянные, а потом каменные, автором их тоже выступал Ф.Б. Нагель.
Да, так уж получается, что заводчики вынашивали бизнес-планы, вкладывали в предприятия собственные деньги, закупали оборудование, наконец, выпускали продукцию, а помним мы те или иные промышленные объекты в основном по фамилиям архитекторов. В какой-то степени это несправедливо. Но что делать, пива той дореволюционной «Баварии» мы уже не сможем попробовать, оборудование давно сгнило на свалках или переплавлено, а заводские корпуса стоят до сих пор. В частности, сохранилось красивое двухэтажное заводское здание, построенное по проекту Ф.Б. Нагеля в 1869 г.
После «Баварии» архитектор продолжил «пивоваренно-алкогольную» линию. В 1875 г. по его проекту строятся корпуса завода «Вена», причём административное здание этого завода (Фарфоровская ул., 1) чрезвычайно напоминает упомянутое нами заводское здание «Баварии». Накопленный опыт был востребован и другими заказчиками: в 1876–1879 гг. при непосредственном участии Ф. Нагеля возводятся корпуса водочных заводов Бекмана.
Во время работы на «Баварию» архитектор приобретает неподалеку участок по Ждановской ул., 5, и в 1873 г. строит на нём двухэтажный деревянный особняк. Ныне на этом месте здание Военно-космической академии, а во времена Нагеля тут находилось настоящее царство особняков с непременным садом в глубине участка. Зелень, тишина да иногда строевые марши кадетов Второго кадетского корпуса под барабанную дробь.
* * *
Но вернёмся к пиву. Дело двигалось, пиво завоёвывало рынок, да так, что увеселительный сад «Баварии» к 1880-м гг. имел театр, оркестровые площадки, ресторан и пивной бар. Устаревшее оборудование в 1890-х гг. полностью заменили.
Конюшни «Баварии». Арх. Л. Серк
Провели электричество, построили новые цеха. На заводе работало 8 паровых машин и 4 котла для варки пива. Чуть позже увеселительный сад ликвидировали, а на освободившемся месте возвели новые корпуса. Гонка за объёмами выпускаемого пива продолжалась!
Очередная перестройка происходила в 1906–1910 гг. По проекту архитектора Николая Николаевича Верёвкина (1877–1920) построили ещё один ледник, расширили существующие корпуса, в 1908 г. возвели каменный фабричный корпус, а в 1909 г. устроили осадочные колодцы для сточной воды, выпускаемой в Малую Невку. В это же время из Германии пришла очередная партия машин и оборудования, но уже не только для петербургского предприятия, но и для филиалов в других городах.
В России оборудование для пивных заводов не выпускалось, поэтому модернизация происходила на базе немецких технологий, но с участием наших архитекторов. В частности Льва Алексеевича Серка (1882–1955). Именно по его проектам застраивалось предприятие перед Первой мировой войной.
«Бавария». Солодовня. Арх. Л. Серк
Все вспоминают солодовню постройки 1911–1912 гг., но Л.А. Серк – автор сохранившейся до наших дней, хотя и сильно перестроенной двухэтажной конюшни, а также заводской мастерской. Конюшня возводилась одновременно с солодовней в 1911 г. и была организована чрезвычайно рационально. На первом этаже содержались лошади, причём в торце находился специальный лазарет для них; на втором этаже располагались склад овса, а также квартиры кузнецов, кучеров и подсобных рабочих. Здание возводилось при лимите свободного пространства, а поэтому изгибалось неким подобием буквы «Г», в 1911 г. с торца его венчала башня со шпилем.
В сильно перестроенном виде конюшни Л.А. Серка сохранились до наших дней. Территория отчуждена от «Баварии» и сейчас принадлежит частному предприятию. В здании располагаются офисы и производственные помещения, однако по характерным воротам на первом этаже можно догадаться, что сооружение некогда было именно конюшнями.
Здание солодовни считается наиболее значительным в архитектурном отношении заводским сооружением. Спорный вопрос, если учесть, что на территории «Баварии» сохраняется в прекрасном состоянии красивый жилой флигель, возведённый по проекту Н.Н. Верёвкина в 1908 г., и заводское здание Ф.Б. Нагеля 1869 г. постройки.
Как бы там ни было, сильно обветшавшее к настоящему дню здание солодовни взято под охрану КГИОПом. Строилось оно с использованием нового для того времени материала железобетона. Над сушильными камерами поднимались три конических вытяжных трубы, ныне разобранных, придававших зданию сюрреалистические черты. Были они столь массивны, что зрительно значительно увеличивали и без того высокое здание.
Интересно, что Л.А. Серку во время работы над этим монументальным промышленным сооружением не исполнилось ещё и тридцати лет. Впоследствии архитектор продолжал специализироваться на зданиях промышленного назначения, а его первое творение – солодовня ныне взирает пустыми проёмами вместо окон на проплывающие по Ждановке катера…
- Отлет
- Торговые центры и аутлеты
- Билеты с доставкой на дом
- Автор выдает читателю тайны русских врачей. Почему в Стране чудес ослы летают, а больные с ходу исцеляются?
- Новый Милет (Милет)
- *Милет
- Музей Виллет-Холтхойзен
- Прилет
- Правила поиска дешевых билетов
- Лето в имении
- Спас на Бору. (С гравюры XVIII столетия).
- Летний сад