Книга: Крестовский, Елагин, Петровский. Острова Невской дельты

«Бок Бир» и «Портер»

«Бок Бир» и «Портер»

С 1909 г. завод стал именоваться «Старой Баварией», а пик выпуска продукции пришелся на 1914 г. – свыше 3 млн ведер пива и портера. Доход обществу приносили и многочисленные пивные лавки, открывавшиеся как в Петербурге, так и в других городах России. В это время на заводе работало 450 человек, что, впрочем, не являлось рекордом для пивоваренных предприятий. На заводе «Калинкин» трудилось свыше 700 человек.

Какие марки пива были более всего востребованы петербуржцами? Прежде всего «Баварское», «Мюнхенское», «Пльзенское», «Мартовское», «Бок Бир» и «Портер». «Портер» вообще до революции выделялся в отдельную от пива категорию товара и пользовался поразительной популярностью в народе, возможно, из-за крепости, обычно превышавшей 7 %.




Пивная завода «Бавария»

Ещё с промышленной революции в Британии заметили, что этот сорт пива популярен среди работников тяжёлого физического труда: во-первых, крепкий, а во-вторых, калорийный. В частности, его употребляли портовые грузчики – портеры, отсюда и его название. В России «Портер» тоже предпочитал многочисленный рабочий люд, пришедший в города на заработки. Однако пиво – весьма демократичный напиток, поэтому мода на «Портер» быстро распространилась и среди знати. Знать, правда, предпочитала заграничные сорта. Например, в магазине голландских вин «Фейк и К°», что располагался на Невском пр., 20, бутылка импортного «Портера» в конце XIX в. стоила 1 руб. 10 коп. Сумасшедшие по тем временам деньги, но ведь брали!

Большой полярностью пользовался и другой крепкий сорт пива – «Бок Бир». В переводе с немецкого – «козёл», «баран»; поэтому на этикетке изображался жизнерадостный козёл. «Бок Бир» не принято было употреблять в больших количествах, обычно его пили неторопливо, тщательно смакуя, вкус у этого пива насыщенный солодовый, почти хлебный, с легкими хмелевыми нотками.

В Петербурге и Москве, ориентируясь на моду, пивные лавки предпочитали называть портерными, а не пивными. Небольшая часть лавок устраивалась самими пивоваренными заводами, той же «Баварией», однако большинство являлись частными, причём содержали подобные лавки, как правило, выходцы из крестьян. Купцу, если только лавка не располагалась в центре города, такой бизнес был не очень интересен – прибыль небольшая, а хлопот много, крестьянину же – в самый раз. Он тебе и официант, и вышибала, и кассир… Плюс семейный подряд. Из наёмных брали лишь рабочих на самую грязную работу, вроде посудомоек и полотёров.

«Сухой закон» в начале Первой мировой войны заставил «Баварию» сильно сократить объёмы продукции. Разрешалось выпускать лишь слабоалкогольные сорта до 3,5 %. Столь любимые народом «Портер» и «Бок бир» исчезли с прилавков. Естественно немцев, находившихся в руководстве «Баварии», разогнали, а когда для нужд войны у пивоваренных и водочных заводов начали изымать гужевой транспорт, стало ясно: золотой век русского пивоварения закончился!

Оглавление книги


Генерация: 0.452. Запросов К БД/Cache: 4 / 1
поделиться
Вверх Вниз