Книга: Крестовский, Елагин, Петровский. Острова Невской дельты
История постройки
История постройки
В 1924 г. постановлением Президиума Ленинградского губисполкома решено возвести спортивное сооружение на 10 тысяч мест. По плану, составленному инженером А. Вейводой, арена должна была стать многофункциональной: с футбольной и баскетбольной площадками, мотовелотреком, с легкоатлетическим дорожками и даже плавательным бассейном в пруду Петровского острова. Несмотря на задержки в строительстве, связанные с разрушительным наводнением 1924 г., первые соревнования на стадионе им. В.И. Ленина прошли уже в 1925 г. В июле состоялся матч между сборными Ленинграда и Харькова, собравший на трибунах (и на заборах) свыше 10 тысяч зрителей. К радости болельщиков, ленинградцы победили очень сильную команду Харькова с разгромным счетом 5: 1. В этом же году прошли соревнования по лёгкой атлетике, плаванию и гребле, что соответствовало планам государства воспитывать советского человека разносторонне развитым.
Стадион им. В.И. Ленина. 1930-е гг.
Ждановский мост шёл от дамбы Тучкова моста. 1937 г.
На строительство потратили свыше 170 000 руб., однако изъяны выявились довольно скоро. Дело в том, что на виражах (трибунах за воротами) не существовало зрительских мест, а устроили бетонные треки для мотоциклетных состязаний, что ограничивало вместимость. Десяти тысяч мест для такого города, как Ленинград, явно было недостаточно, ведь стадион на Крестовском острове на 100 тысяч мест в то время ещё только планировался к постройке.
С учётом этого недостатка в 1933 г. провели реконструкцию, и на месте виражей бетонного трека выросли деревянные трибуны. Стадион вмещал уже 25 тысяч зрителей.
Футбол на стадионе им. Ленина. 1930-е гг.
14 июля на реконструированном спортивном сооружении провели товарищеский матч сборных СССР-1 и СССР-2. Он запомнился болельщикам тем, что, по идее, более слабая вторая сборная победила первую со счетом 2: 0. Это объяснили тем фактом, что во второй сборной играли преимущественно ленинградцы, которые в родном городе, как говорится, рвали и метали, не оставив москвичам и украинцам из первой команды никаких шансов.
Но вскоре изъян выявился и в новом стадионе. Точнее, не в стадионе, а в подходах к нему. Суть в том, что Ждановский мост, соединявший Петровский остров с Петроградской стороной, был тогда ориентирован иначе: он шёл от дамбы Тучкова моста к стадиону, поэтому перед матчами, а особенно после них, толпы народа вываливались на Тучков мост, парализуя трамвайное и автомобильное движение.
Например, 5 сентября 1935 г. сборная Ленинграда принимала команду профессиональных футболистов из Праги. Стадион осаждали болельщики, штурмовавшие билетные кассы, в результате чего трамвайное движение через Тучков мост оказалось прерванным на несколько часов. После матча картина повторилась: зрители, покидая стадион, вновь перекрыли всё движение на Петроградской стороне. К слову сказать, тот матч закончился почётной для ленинградцев ничьей 2: 2.
Избавиться от проблемы подхода к стадиону смогли лишь после войны, разобрав мост у Тучкова моста и построив новый на Ждановской набережной.
* * *
Важную роль стадион им. В.И. Ленина сыграл и в жизни блокадного Ленинграда. Он, что называется, весь пошёл в топку. При страшном дефиците дров жители окрестных мест в 1942 г. разобрали деревянные трибуны, спасая тем самым свою жизнь. От спортивного сооружения остался лишь железобетонный остов, да ещё портрет В.И. Ленина, который долго висел на стадионе. Недалеко от разобранных трибун, на месте нынешнего запасного поля, в 1941–1944 гг. располагалась зенитная батарея, так что Петровский остров в этом месте ещё и изрядно бомбили.
Среди послевоенных забот руки у государства дошли до стадиона далеко не сразу, и его остов, облюбованный стаями ворон, простоял тёмным пятном на Петровском острове до 1955 г. Причём на том же Петровском острове гораздо раньше стали реконструировать, казалось бы, гораздо менее значимое сооружение – Дом ветеранов сцены, где к 1955 г. успели построить несколько новых корпусов. Однако это объяснимо: главной идеей городских властей после войны оставался стадион на Крестовском острове. До «Ленина» ли тут было?
Тем не менее, концепция развития Петроградской стороны главного архитектора Ленинграда Н.В. Баранова, обнародованная в 1950-х гг., предусматривала благоустройство Ждановской набережной, Петровского и Крестовского островов. В ней, в частности, предполагалось «развитие пространственной композиции исторического центра города вдоль фарватера Малой Невы к берегам залива, создание парковых массивов на Петровском и Крестовском островах…». В это же время пытались вернуться (и опять неудачно) к нереализованной дореволюционной идее благоустройства Тучкова буяна с созданием Центрального городского парка.
Вид стадиона после войны. 1945 г.
К восстановлению стадиона приступили в 1955 г. За шесть лет по проекту архитекторов Н.В. Баранова, О.И. Гурьева и В.М. Фромзеля построили обрамлённый сотней декоративных колонн новенький стадион, заодно поменяв местоположение Ждановского моста. Соответственно парадный вход стадиона обратили не к Тучкову мосту, а к Ждановке.
О том, что это стал совершенно новый стадион, говорит отношение к нему самих архитекторов. Тот же Н.В. Баранов называл его «стадионом Судостроителей» (дискутировалось – «Судостроитель», «Судостроителей»), а отнюдь не стадионом им. В.И. Ленина. Лишь местоположение связывало новый стадион с разрушенным в годы войны. Закрепись название «Судостроитель», вряд ли бы мы вспоминали довоенный деревянный стадион, однако новому сооружению, согласно имевшейся в то время партийной традиции, также присвоили имя Ленина, ибо все значимые сооружения было принято именовать таким образом. Можно было дать ещё имя С.М. Кирова, но оно уже было закреплено за спортивным сооружением на Крестовском острове.
Строительство нового стадиона им. В.И. Ленина. 1957 г.
Как бы там ни было, стадион, выполненный в стиле неоклассицизма, органично вписался в существующий пейзаж, перекликаясь с «неоклассической» Ждановской набережной. В 1992 г. поменяли название на «Петровский», пару раз реконструировали, заменив дренаж в 1976 г. и перед играми Доброй воли в 1994 г., но в целом – это всё то же сооружение 1961 г., отметившее недавно свое 50-летие.