Книга: Крестовский, Елагин, Петровский. Острова Невской дельты

Верфь морпогранохраны

Верфь морпогранохраны

Название «Алмаз» у завода на Петровском острове появилось в 1970-х гг., а в 1931 г. всё начиналось с верфи Морпогранохраны. Ленинградский исполком выделил на Петровском острове обширный участок земли для строительства верфи, в результате чего береговая полоса Малой Невы, которую до революции занимали склады леса, Пограничная стража и Петровское отделение пожарного общества, была перегорожена более чем на километр. Это сделало недоступным для посещения весь южный берег Петровского острова, о чём старожилы сильно сожалели, однако и пограничные катера СССР тоже были нужны. С 1933 г. начался их выпуск на верфи, торжественное открытие которой состоялось 1 мая 1933 г. в присутствии первого секретаря Ленинградского обкома ВКП(б) С.М. Кирова.

На заводе создали собственное конструкторское бюро, оно и определяло идеологию развития этого типа судов. Основу программы составляли быстроходные морские габаритные сторожевые катера водоизмещением 30–60 т. В середине 1930-х гг. выпустили 32 катера МО-2 («Малый охотник»), вооруженных пушкой, двумя пулеметами и глубинными бомбами. При водоизмещении 52 т «охотник» развивал скорость свыше 26 узлов. Неоспоримым достоинством катера являлось то, что он допускал перевозку его по железной дороге с одного театра военных действий на другой.

С 1936 г. верфь начала строить более совершенные катера МО-4, а всего к началу Великой Отечественной войны построили 188 единиц таких судов и 40 катеров в первые месяцы войны. Репрессии, обрушившиеся на Ленинград после убийства С.М. Кирова в декабре 1934 г., коснулись и верфи Морпогранохраны. В это время арестовали почти весь руководящий состав верфи, включая ведущих специалистов. Руководству ОГПУ пришлось срочно присылать на верфь репрессированных инженеров, вызывая их прямо из лагерей.

Несмотря на ужасные условия блокады и нехватку кадров (из почти 3 тысяч сотрудников в годы войны на заводе работало не более 700 человек), завод № 5 – так именовалось предприятие – продолжал работать. К станкам встали женщины и подростки. В 1941–1942 гг. завод занимался в основном ремонтом катеров, а с 1943 г. наладил выпуск новой продукции. Всё это происходило при непрекращающихся бомбёжках; вражеская авиация хорошо знала местоположение завода, и маскировка ему не сильно помогала.

Всего за время Великой Отечественной войны завод построил около 70 торпедных катеров и около 400 отремонтировал. В 1944 г. за заслуги по строительству судов для ВМФ завод награжден орденом Трудового Красного Знамени.

Оглавление книги


Генерация: 0.103. Запросов К БД/Cache: 4 / 1
поделиться
Вверх Вниз