Книга: Крестовский, Елагин, Петровский. Острова Невской дельты
В память императора Александра III
В память императора Александра III
Едва ли Русское театральное общество представляло себе масштаб затеи с Убежищем. Ведь поначалу задачи ставились скромные – приютить десяток-другой престарелых актеров. Поэтому после утверждения 23 сентября 1895 г. Устава оно расположилось в собственном здании Русского театрального общества на Кирочной ул., 25. Там проживали четыре актера, одних из них М.Т. Иванов-Козельский – известный в России провинциальный трагик. Однако вскоре стало ясно, приют на Кирочной не может вместить всех желающих. Подыскали здание на Выборгской стороне, им оказался частный дом на углу Сампсониевского проспекта и Бабурина переулка, и в 1897 г. туда переехали. Но владельцы дома затеяли перестройку и попросили освободить здание. Тут-то и нашелся свободный участок в западной оконечности Петровского острова.
Точнее, его подыскали ещё в 1896 г., он находился невдалеке от процветающего пивоваренного завода «Бавария». На окраине участка был небольшой сад, сохранились остатки старой дачи. Волны омывали низкие берега, а осенняя нагонная волна регулярно затопляла участок. Рядом с участком находился Большой Петровский мост, а также сгоревший впоследствии Петровский дворец, возведённый ещё при Екатерине II. В общем, место хоть и на окраине, но не тупиковое.
От имени Общества перед императором ходатайствовали о выделении земли в бесплатное пользование. И довольно скоро, в апреле 1896 г., получили ответ Кабинета его императорского величества с резолюцией о предоставлении участка «на Петровском острове на берегу Малой Невки пространством до 1200 кв. сажень с имеющимися на нём строениями, ныне никем не занятыми».
Площадь в 1200 кв. саженей – это 10 % нынешней территории Дома ветеранов сцены, но для того количества призреваемых, что планировалось разместить в Убежище в начале XX в., большего и не требовалось. Почему император Николай II быстро отозвался на просьбу, станет понятно из следующего факта: начиная с 1895 г. Русское театральное общество находилось «под августейшим покровительством его императорского величества». Государь особо отмечал, что земля жертвуется Театральному обществу в память об императоре Александре III.
Место сразу понравилось. Правда, невдалеке на Петровской косе находились керосиновые склады купца Ропса, однако они лишь чуть-чуть разбавляли провинциальную тишину Летом здесь цвели сады, ну а осенью – темнота, сырость. Как пишет в своей книге «Дом ветеранов сцены» Вера Николаевна Львова-Климова, «вечернего освещения на острове не было, лишь один фонарь освещал стены расположенного здесь завода „Бавария“. На Петровском проспекте – деревянные мостки, не защищавшие от грязи».
В 1898 г. по проекту гражданского инженера А. Богданова на берегу Малой Невки на скорую руку возвели одноэтажное здание приюта (достроенное до двух этажей, просуществовало до 2012 г.), разобрали старую дачу, разбили сад, проложили дорожки. Сохранился проект первой вывески «В память Императора Александра III для престарелых артистов». В это же время устроили временный ледник для хранения продуктов и задумали строить новое каменное здание. Всего за 1898 г. на нужды Убежища, в том числе и на обустройство, потратили 13 515 руб.
Об интересе общественности к этому благотворительному учреждению говорит тот факт, что на закладку (всего лишь закладку!) нового здания по проекту архитектора Михаила Фёдоровича Гейслера 30 октября 1900 г. собрались все видные деятели Театрального общества, а также представители светских властей. На торжестве присутствовали августейший президент Театрального общества великий князь Сергей Михайлович, бывший директор Императорских театров И.А. Всеволожский, настоящий директор Императорских театров князь С.М. Волконский, петербургский губернатор граф С.А. Толь, петербургский градоначальник генерал-лейтенант Н.В. Клейгельс и многие другие. Среди представителей артистического мира пресса «заметила г-жу Стрепетову, г-жу Жулеву и, разумеется, Марию Савину».
Убежище для сценических деятелей. 1902 г.
Первое здание Убежища. 2012 г.
Закладка сопровождалась богослужением, которое совершали настоятель храма театрального училища В.Ф. Пигулевский и духовенство церкви Колтовского Спаса. В то время театр в жизни общества играл несравнимо более значимую роль, чем сейчас, что и подтвердил ранг гостей. Сочувствовало общество и благотворительным начинаниям, поэтому нас не должен удивлять скорый ответ императора на прошение о предоставлении земли или столь же скорое строительство зданий Убежища. Средства собирались быстро, в благотворителях недостатка не наблюдалось, помогали и благотворительные вечера в пользу Убежища, в которых участвовали знаменитости – Ермолова, Собинов, Шаляпин, Федотова, Варламова и, конечно, сама Савина.
- Искусство XVIII века
- Глава XXIII ЗАЯУЗЬЕ Между набережными Москвы-реки и Яузы и Садовым кольцом
- Глава VIII. Улица Треножников. Святилище Асклепия
- Кольцо императора
- Колонна императора Константина
- Спас на Бору. (С гравюры XVIII столетия).
- Архитектура г. Оренбурга XVIII—XX веков
- Память и забвение
- Гейзюм, Ян ван Живопись Цветов XVIII в.
- III Наука. Культура. Образование. Спорт
- XIII. При Феодоре Алексеевиче и в правление царевны Софьи
- VI. При великом князе Василии III