Книга: Суздаль. История. Легенды. Предания
Герб Суздаля
Герб Суздаля
Старочешское слово "herb, erb" (немецкое erbe) означает "наследство"; оно и стало исторически сложившимся и выполненным на основе правил геральдики символом отличия отдельных лиц, фамилий, корпораций, государств, а впоследствии и городов. Сведения о геральдических знаках древнерусских князей, которые употребляли их в качестве собственных, относятся к середине X века. Такие знаки употреблялись на монетах, печатях, подвесках, перстнях, оружии, знаменах и т. д.
История гербов своими корнями уходит в эпоху родового строя и связана с первобытной религией — тотемизмом. Члены одного рода имели своего покровителя — зверя-сородича; в качестве оберега они носили его изображение на одежде, отдельных элементах воинской экипировки, украшали его прорисовками жилища и культовые сооружения.
Точную дату появления герба в классическом понимании этого термина указать трудно; в России же история геральдики начинается со второй половины XVI века, а к началу XVIII столетия уже возникает необходимость в создании ведомства, которое организовывало бы и контролировало эту работу. В 1708 году административно-территориальной реформой Петр 1 разделил Россию на восемь губерний, но земли нынешней Владимирской области тогда не были выделены отдельно, а вошли составной частью в Московскую и Казанскую губернии.
Каждая из губерний содержала определенное ей количество полков, которые на ее территории размещались вокруг городов. От них они в большинстве своем и получили свои названия, а вместе с ними унаследовали и городские эмблемы, которые помещались на полковых знаменах. Если город не имел эмблемы, ее специально создавали, чтобы поместить на полковом знамени. Рисунки полковых эмблем были собраны в знаменитом "Гербовнике" 1712 года, и впоследствии многие из них были использованы при составлении городских гербов.
В 1722 году в Российском государстве была учреждена Герольдмейстерская контора, которая должна была контролировать военную и гражданскую службу дворян, вести учет приказных людей и отчасти подготовку к введению личных дворянских гербов. И только со временем герботворчество (разработка не только личных, но и городских гербов) занимает в ее деятельности все большее место.
Составление городских гербов указом Петра 1 было возложено на итальянца, графа Франциска Санти, который отмечал, что его работа была не "не токмо трудна и мало заобычайна и в других государствах, в здешнем же государстве и весьма до сего часу, как известно, не в употреблении была". Труд этот действительно был весьма значителен по собиранию сведений, касавшихся природы и достопримечательностей всех городов и необходимых для составления их гербов геральдических сведений. Граф Санти составил проекты гербов для многих городов, однако довести работу до конца ему не удалось. После смерти Петра I взошедшая на российский престол Екатерина I высоко оценила заслуги Франциска Санти, пожаловав ему придворное звание "обер-церемонийместер". Однако вскоре того обвинили в антигосударственном заговоре и сослали в Сибирь…
После этого разработка городских гербов переходит в ведение Военной коллегии и Академии наук. Материалами Санти воспользовался граф Б. Миних, под руководством которого и был составлен сборник городских гербов на полковые знамена.
Только во второй половине XVIII века, в соответствии с административно-территориальной реформой императрицы Екатерины II, была образована самостоятельная Владимирская губерния. И тогда же, согласно реформе местного самоуправления, началась правительственная "геральдизация" русских городов, когда герб фактически становится его обязательным символом. И вскоре уездным городам Владимирской губернии были пожалованы гербы, принцип создания которых был таким: на верхнем поле гербового щита помещался герб губернии, а на нижнем — тот или иной знак, характеризующий данную местность.
Согласно исследованию краеведа Т.И. Лапшиной, самое древнее описание герба Суздаля встречается в "Атласе Владимирской губернии с топографическим описанием, сочиненном во Владимире в 1784 году". В нем говорится, что "герб онаго города древний есть сокол в княжеской короне, сидящий на земле в красном и голубом поле". По форме своей щит герба Суздаля в геральдической науке называется французским: он четырехугольный, заостренный внизу. По горизонтали щит делится на две части и потому называется еще пересеченным. На гербе Владимирской губернии изображался лев, и только на гербе Суздаля — единственного из тринадцати городов Владимирской губернии (Киржача, Мурома и др.) — не было льва. Сокол в княжеской короне занимал оба поля гербового щита — и верхнее, и нижнее. Объясняется это той политической ролью, которую некогда играл город Суздаль, определивший целый период в истории Русского государства и культуры, именуемый Суздальской Русью.
Справедливости ради мы не можем оставить без внимания и точку зрения русского академика А.И. Соболевского, который считал, что родовым знакам суздальских (и ростовских) князей являлось изображение зверя в виде леопарда, которое можно видеть на стенах некоторых суздальских и владимирских храмов. В 1152 году Юрий Долгорукий заложил "в свое имя" город Юрьев-Польской и в нем каменную церковь во имя святого мученика Георгия Победоносца. Внук его, Святослав Всеволодович, разобрал обветшавшую к тому времени церковь и в 1230–1234 годах выстроил новую, украсив ее снаружи каменными рельефами. Над порталом северного притвора находилось рельефное изображение стоящего в полный рост Георгия Победоносца, а на овальном, заостренном щите, стоящем на земле и поддерживаемом святым, изображен бегущий леопард.
Правда, следует отметить, что в житиях святого Георгия ничего не говорится о таком звере, но, видимо, князь Святослав хотел в фигуре святого Георгия подчеркнуть память о деде, дав княжеский герб на щит святого, соименного деду Затея эта вполне в западном духе, и происходила в ту эпоху, когда западное влияние в Суздальско-Владимирской земле уже не было новостью.
В "Феодоровском евангелии" есть пять миниатюр, четыре из которых изображают евангелистов. Наиболее замечательным является изображение апостола Матфея, выполненное в живописном стиле на фоне как бы храма. В начале этого евангелия, на обороте особого листа, отлично выполнена фигура стоящего в полный рост святого Феодора Стратилата. Левой рукой святой поддерживает овальный щит, на котором изображен бегущий леопард — совершенно такой же, как и на изображениях святого Георгия Победоносца.
В житиях Феодора Страшила появление такого зверя тоже не объясняется, поэтому ученые предполагали, что щит святого изображает герб владетельной особы из числа суздальских князей. Говорит за это и роскошь, с которой выполнена рукопись. По предположению А. Некрасова, " Феодоровское евангелие" было выполнено князем Давидом в память об отце — ярославском князе Феодоре Черном, воспоминанием о котором и стал княжеский герб на щите святого Феодора Стратилата.
По другим версиям, древнейшим образцам герба суздальских князей могут быть и те кошачьи маски, которые сохранились на степах Боголюбовской церкви[93].
В настоящее время в науке считается, что именно вольнолюбивый сокол был родовым знаком суздальских князей. Изображение этой птицы часто встречается в белокаменной резьбе Богородице-Рождественского собора XIII века, в росписи его Золотых врат, на печатях родовой знати, на монетах суздальских князей… С конца XVIII века именно сокол стал символом Суздаля, хотя графическое изображение его порой менялось.
- Вступление
- «Все в меру и сносно…» (Ранний период в истории Суздаля)
- Князь Ярослав Мудрый
- Слово о полку Олегове
- Первые епископы Ростово-Суздальской земли
- Князь Юрий Долгорукий
- Храмовый ансамбль в селе Кидекша
- Святые князья-мученики Борис и Глеб
- Князь Андрей Боголюбский
- Владимирская икона божией матери
- Боголюбская икона Божией Матери
- Борьба с Новгородом
- Князь Всеволод III Юрьевич и его преемники
- Во время татаро-монгольского нашествия и после него
- Суздальско-нижегородский князь Константин Васильевич
- Окончательное присоединение Суздаля к Москве
- Суздальский священник Симеон
- Смутное время
- Никита пустосвят, дерзнувший спорить…
- Создатель русского фарфора
- Увядание Суздаля
- Празднование в Суздале 300-летия царствования Дома Романовых
- "Место боголюбимое…"
- Храм Покрова на Нерли
- Суздальский кремль
- Богородице-Рождественский собор
- Некрополь Богородице-Рождественского собора
- Преподобный Евфимий Суздальский
- Спасо-Евфимиев монастырь
- Усыпальница князя Д.М. Пожарского
- "Арестантские чуланы" Суздаля. Тюрьма Спасо-Евфимиева монастыря
- За распространение штунды
- Скопческая ересь
- Камергер Алексей Михайлович Елянский
- Патриарх Скопцов Кондратий Селиванов
- Декабрист Федор Петрович Шаховской
- "Чешская страница" в истории Суздаля
- Суздальский лагерь № 160
- Свято-Покровский женский монастырь
- Соломония Сабурова и легенда о разбойнике Кудеяре
- Царица Евдокия Лопухина
- Ризоположенский девичий монастырь
- Преподобная Евфросиния Суздальская
- Суздальский митрополит Иларион и Архиерейские палаты
- Церкви Суздаля
- У истоков Суздальского музея
- "Рыцарь Суздаля"
- "Забытый историк земли суздальской"
- Создание музейных экспозиций в Суздале
- Суздаль туристический
- Музей деревянного зодчества и крестьянского быта
- Снимается кино!
- Герб Суздаля
- Несколько слов в заключение
- Сноски из книги
- Содержание книги
- Популярные страницы
- Щит с гербом города
- Флаг и герб Болгарии
- Экгоут, Гербрандт ван ден
- Герб Москвы Мы – Рюриковичи?
- НЕСКОЛЬКО СЛОВ ПРО ГЕРБ
- Гербовая печать Москвы
- «Все в меру и сносно…» (Ранний период в истории Суздаля)
- Церкви Суздаля
- "Арестантские чуланы" Суздаля. Тюрьма Спасо-Евфимиева монастыря
- "Рыцарь Суздаля"
- Увядание Суздаля
- "Чешская страница" в истории Суздаля