Книга: Суздаль. История. Легенды. Предания
Сноски из книги
· #1Кроме Полоцкого княжества, которым владели потомки князя Владимира от Рогнеды.
· #2Так русские люди называли город Константинополь — столицу Византийской империи.
· #3Имя "Шимон" для Русской земли является единичным, даже чуждым Но, оказывается, что, согласно многим документам, от суздальско-владимирского тысяцкого Георгия Симоновича выводится род московских тысяцких.
· #4Однако для киевлян Юрий Долгорукий всегда оставался чужаком из северного края, силой и хитростью захватившим великий стол. И когда он умер в 1157 году, горожане так радовались его смерти, что тут же пошли грабить княжеский двор и загородное имение. Киевляне даже не хотели погребать тело Юрия Долгорукого рядом с прахом всеми любимого Владимира Мономаха, и князя похоронили в Берестовской крепости.
· #5Об Владимирской иконе Божией Матери будет рассказано в следующей главе.
· #6Направляясь в Суздальскую землю, князь Андрей взял не только Владимирскую икону Божией Матери, но и меч святого князя Бориса. Для него было важно как родовое почитание этой реликвии, так и самих святых братьев (Бориса и Глеба) — его кровных родственников.
· #7Когда во Владимире был возведен храм во имя Успения Пресвятой Богородицы с золотым куполом, в нем поставили чудотворную икону из Вышгорода, которая с тех пор стала называться Владимирской.
· #8Новгородцы, по словам летописей, потеряли пятнадцать человек убитыми, двинцев, а другую — с "суздальских смердех" (живших там суздальцев).
· #9"Гнездо" князя Всеволода III Юрьевича дало напоследок великих князей, сделавшихся царями всея Руси. Поэтому прозвище дано было ему не за личные качества и не при жизни князя, а при размножившихся его потомках.
· #10После смерти князя Всеволода Большое Гнездо епископ Иоанн в 1213 году принял в этом монастыре постриг.
· #11В удел Святослава Всеволодовича входили также Нижний Новгород и Гороховец как пригород Суздаля.
· #12В удел Святослава Всеволодовича входили также Нижний Новгород и Гороховец, как пригород Суздаля.
· #13Он получил от хана Чанибека ярлык на суздальское княжение, на Нижний Новгород и на Городец.
· #14Дмитрий Ноготь, видимо, остался без удела и жил в Суздале, став родоначальником княжеского рода Ногтевых.
· #15У князя Димитрия Константиновича и его супруги Анны была дочь, которая в миру звалась Евдокией. В 1366 г. ее выдали замуж за московского князя Димитрия Ивановича (будущего Донского). После смерти супруга великая княгиня Евдокия приняла постриг с именем Евфросиния.
· #16Скончался князь Дмитрий Константинович схимником в Нижнем Новгороде.
· #17Через два года князь Борис Константинович умер.
· #18Побежденный Дмитрий Шемяка бежал в Нижний Новгород, где впоследствии был отравлен.
· #19В начале 1430-х гг. Смоленский епископ Герасим отправился в Константинополь, а через год возвратился оттуда уже в сане митрополита Киевского и всея Руси с явной претензией переместить центр русского Православия из Москвы в Киев, находившийся тогда под властью литовского князя Свидригайла. Но вскоре последний прогневался на митрополита Герасима, повелел умертвить его, а тело сжечь на костре. После смерти митрополита великий князь Московский Василий с согласия всех русских князей и великого князя Литовского отправил в Константинополь для поставления первосвятителем епископа Рязанского Иону. Однако в Византии были свои соображения, и русским митрополитом был поставлен болгарин Исидор.
· #20Впоследствии не все вернулись на Русь, так как многие погибли от чумы, свирепствовавшей в Ферраре.
· #21Последний к этому времени уже умер.
· #22Столетия спустя в монастыре еще сохранялись пушки, бердыши и кольчуги, напоминавшие о военном положении.
Полное название этого сочинения звучит так: "Жезл Правления на правительство мысленнаго стада православно-российской церкви, — утверждения в утверждение колеблющихся во вере, наказания в наказание непокоривых овец, казнение на поражение жестоковыйных и хищных волков, на стадо Христово нападающих".
· #24Собор отозвался о "Жезле Правления" с высокой похвалой, признав это сочинение "из чистого серебра Божия слова, и от священных писаний и правильных винословий сооруженным". Однако в нем оказалось и немало точек соприкосновения с западным богословием, что впоследствии было отмечено иноком Чудова монастыря Евфимием.
· #25Схоластические споры средневековых европейских богословов касались, например, таких вопросов: "Сколько бесплотных ангелов может уместиться на острие иглы?"
· #26В годы своей монашеской юности он активно выступал за "старину", за что и был арестован. Его отправили в Тобольский митрополичий дом, после чего о нем говорили, что он явно "отрезвел".
· #27В начале 1865 года у писателя И.С. Тургенева зародилась мысль написать исторический роман о Никите Пустосвяте, но замысел этот так и остался неосуществленным.
· #28За несколько лет до их приезда Марбургский университет — старейшее в Европе учебное заведение — отметил свое 200-летие.
· #29В Европе фарфор называли "порцелином" (от итальянского слова "porzellino" — поросенок). Своим внешним видом фарфоровые черепки напоминали морские раковины, которые, в свою очередь, были очень похожи на маленьких бело-розовых поросят. В русском языке слово "фарфор" появилось в середине XVIII века. По предположениям ученых произошло оно, вероятно, от арабского слова "фахфури" (императорский). Так на Востоке называли лучший фарфор, предназначавшийся для царствующих особ.
· #30В ее здании в годы, когда Суздаль планомерно превращался в туристический центр, было создано Суздальское художественно-реставрационное училище по подготовке специалистов-реставраторов и возрождению традиционных промыслов.
· #31Н.А. Маклаков начинал свою карьеру в Суздале, в толпе "отцов города" он увидел своих старых знакомых и благосклонно кивнул им.
· #32Пояснения об исторических реликвиях собора давал действительный статский советник, археолог В.Т.Георгиевский.
· #33О посещении Суздаля императором Николаем II на наружной стороне соборной стены была сделана соответствующая надпись (вслед за перечнем имен суздальских архиепископов). Впоследствии при реставрации она была уничтожена.
· #34Еще и сегодня можно увидеть остатки оплывших валов и заболоченного рва.
· #35Плакавший над телом впоследствии убитого князя киевлянин Кузьмище вспоминал: "Теперь тебя, господин, не хотят знать даже твои слуги. А было время, когда приходил гость из Царьграда, или из иных краев Русской земли, или из латин, из христианских или языческих стран, и ты говорил: "Ведите их в церковь и на полати (хоры. — Н.И.), пусть видят истинное христианство и крестятся"" (Ипатьевская летопись).
· #36Кроме кивория на площади, вымощенной белым камнем, стоял Богородичный столп — белокаменная колонна, окованная золоченой медью и увенчанная капителью с четырьмя изображениями Пресвятой Богородицы.
· #37В настоящее время остатки этой чаши хранятся в Рождественской церкви.
· #38В Рождественской церкви в настоящее время расположен музей, в котором представлены обнаруженные во время археологических раскопок обломки резных капителей, белокаменных деталей, каменные женские маски, каменная голова дракона. Последняя, по предположению Н.Н. Воронина, украшала один из водостоков. У южной стены собора археологи оставили раскоп, обнаживший основание древнего здания. Хорошо видны круглые каменные столбы, на которых покоятся обычные столбы позднего строения. Есть в экспозиции и фрагменты майоликовой плитки, украшавшей собор причудливым цветным ковром.
· #39По предположению Н.Н. Воронина, в древности здание церкви обрамляла открытая галерея, доходившая до аркатурного пояса, а сам холм был выложен белокаменными плитами. И в то время храм выглядел не изящной свечой (как сейчас), а монументальной пирамидой.
· #40Внутри самой церкви не сохранилось ничего древнего. Даже храмовая икона Покрова Пресвятой Богородицы (по преданию, современная Боголюбскому образу Божией Матери) впоследствии перенесена была в Боголюбово.
· #41В разных городах такие крепости назывались по-разному: кремль, детинец или городище.
Название "кремль" в документах Суздаля появилось только в XVII веке, до этого же чаще всего употреблялось именно слово огород", так как вокруг древнего поселения были воздвигнуты укрепления, а внутри городских стен концентрировалось население.
· #43Широкий восточный ров (ширина его достигала 30–35 м), опоясывавший крепостной вал, тоже хорошо сохранился. В XVIII веке вал был срезан и превращен в бульвар. Его зеленые склоны, поросшие вековыми деревьями, в высоту достигают 17 метров от дна рва.
· #44Цемянка — известковый раствор с примесью толченого кирпича.
· #45Переименование Успенского собора в Рождественский произошло еще при первой перестройке храма, а точнее — при освящении его новгородским архиепископом Нифонтом.
· #46Во время археологических раскопок остатки прежнего Успенского собора были обнаружены около ныне существующего храма.
· #47До нашего времени дошли только фрагменты фресок и лики двух неизвестных святых.
· #48К сожалению, в соборе не сохранились ни фресковая живопись, ни мраморный разноцветный пол, о которых сообщают летописи.
· #49Медные пластинки чернили особым лаком, затем иглой процарапывали контуры изображения, выскабливали, после чего пластину промывали и смазывали амальгамой (смесью ртути с золотом). При сильном нагреве ртуть испарялась, а золото в соскобленных местах накрепко соединялось с медью. Этот метод называется огневым золочением.
· #50Случилось это чудо 6 сентября — в день, когда отмечается чудо архистратига Михаила в Хонех. И тогда суздальцы решили устроить храм в честь чуда архистратига Михаила на том самом месте, где произошло новое чудо — сначала ослепление, а потом прозрение врагов Иоанновых. А село, которое впоследствии образовалось вокруг этой церкви, назвали Ивановским — в честь святителя и чудотворца Иоанна, и отдали это село в вотчину Архиерейского дома.
· #51В настоящее время этот покров хранится в музейной экспозиции "Золотая кладовая".
· #52В 1823 году преосвященный Парфений, епископ Владимирский, с великим торжеством переложил их в новую серебряную золоченую раку.
· #53В числе последних были А.Ф.Малиновский, К.И.Арсеньев, М.П.Погодин и Н.Чичагов — биограф князя Д.М.Пожарского.
· #54Архимандрит Ефрем озлобился за то, что по церковной реформе у монастыря были отняты имения и более 11 тысяч крестьян.
· #55В двух других, совершенно разрушившихся, были обнаружены женские останки, а прочие принадлежали детям.
· #56Название произошло от немецкого слова Stunde (час) — время религиозных чтений у немецких колонистов. Это были "тихие" часы, во время которых все сидели безмолвно, ожидая непосредственного озарения от Духа Святого.
· #57В "Деяниях апостолов" упоминается о скопце — казначее эфиопской царицы Кандакии, которого окрестил апостол Филипп.
· #58Впоследствии, на V Вселенском соборе, учение Оригена было отвергнуто.
· #59Следует отметить, что апостолы строго относились к ним, о чем в "Правилах апостольских" сказано так: "Кто сделался скопцом от человеческого насилия, или во время гонений от варваров, или опт врачей по болезни, или такой родился, тот может быть в клире и, ежели достоин, даже епископом. Но юго оскопил сам себя, тот, ежели он клирик, — извергается, богоубийца бо есть и враг Божия создания. А если мирянин — отлучается от Святых Тайн, "ибо наветник есть своея жизни"".
· #60В России он стал Алексеем Михайловичем.
· #61А.М. Елянский был близок и к масонам.
· #62Белый конь, как и белый голубь, является символом скопчества.
· #63Кондратия Селиванова секли кнутом 15 сентября 1774 года, и в этот день "белые голуби" постятся в память о страданиях своего искупителя.
· #64Сопоставление дат этот факт из "Страд" Кондратия Селиванова опровергает возможность его встречи с Емельяном Пугачевым.
· #65Есть, правда, и другое мнение: Кондратий Селиванов сам бежал из Сибири, а когда его отыскали, то посадили в Петропавловскую крепость.
· #66Он образовался в конце предыдущего столетия в основном из выходцев из Сосновки и Моршанска.
· #67Ф. П. Шаховской был также членом и другой ложи — "Соединенные друзья", которая была основана еще в 1803 году по французской системе. Членами этой ложи были также П. И. Пестель, П. Я. Чаадаев. А.С. Грибоедов, генерал-майор А.Х. Бенкендорф и др.
31 марта 1992 года на Троицком кладбище Суздаля был открыт мемориал итальянским солдатам, скончавшимся в плену. На торжественном открытии присутствовал Франческо Коссига — президент Итальянской Республики, возложивший к мемориалу венок.
· #69Весь офицерский состав военнопленных получал папиросы "Казбек".
· #70А.Д. Варганов прочитал военнопленным лекцию об истории Спасо-Евфимиева монастыря.
· #71Впоследствии некоторых из них снова привезли в Суздаль.
· #72Сейчас их можно видеть в залах местного музея.
· #73Микробиологам Н. Гайскому и Б. Эльберту удалось выжить, и после освобождения они возобновили работу, заново создав вакцину против туляремии. Через десять лет (в 1946 г.) они получили за нее Сталинскую премию.
· #74Род Сабуровых вышел из Орды, и представители его были потомками мурзы Чета. В 1330 году их предок крестился, и вначале они носили фамилию Зерновы. У одного из них было два сына: один, по имени Иван, прозывался Годун, и от него произошел род Годуновых. Другой — Федор, по прозвищу Сабур — стал родоначальником рода Сабуровых.
· #75Двор боярина стал царской собственностью, а за одной из кремлевских башен сохранилось название "Беклемишевская", хотя ее часто называли еще и Москворецкой из-за близости к Москве-реке и к Москворецкому мосту.
· #76По законам Православной церкви, муж, постригая жену свою в монастырь, и сам должен был принять постриг. Но великий князь Василий III уже наметил себе будущую супругу. Ею стала Елена Глинская, которую великий князь увидел однажды во время охоты, когда проезжал мимо их поместья. Своей красотой Елена Глинская сразу же покорила его; еще в дореволюционных сочинениях указывалось, что желание поскорее взять Елену Глинскую в жены и стало одной из причин бесповоротного решения великого князя заточить Соломонию в монастырь.
· #77Все, что пишет по этому поводу барон С. Герберштейн, уникально, так как ни в записках других иностранцев, ни в русских летописях нет лаже намека о рождении у Соломонии сына.
· #78Чтобы во всем достоверно разобраться, великий князь действительно посылал в Покровский монастырь "советника Теодорнка и некоего секретаря Потата" и повелел им произвести следствие.
· #79В августе 1995 года были обретены мощи преподобной Софии Суздальской, которая 17 лет подвизалась в обители, укрепляясь монашескими трудами и подвигами.
· #80Виталий Смирнов подробно разбирает и вопрос о сговоре великого князя Василия III с греческим духовенством, в связи с чем дальнейшая судьба сына Соломонии получает новую версию. Подробнее об этом можно прочитать в журнале "Чудеса и приключения" (№ 8 за 1996 год).
· #81Сделано это было из жестокости, так как в то время мало-мальски зажиточный боярин выезжал не иначе как шестеркой.
· #82Колокольню эту называют еще Преподобенской — в честь преподобной Евфросинии Суздальской.
· #83Тогда же Пресвятая Богородица предсказала князю и княгине, что после Феодулии у них будут еще дети.
· #84По документам XV века было известно "Минино селище", ныне не сохранившееся. Но в свое время в садах этого загородного дома росли всякие травы и деревья. А когда, по словам песни, болгарский царь Ассан получил приют в Суздальской земле, то обогатил сады Мининого селища вишневыми и черешневыми деревьями.
· #85В 1246 году князь Михаил вместе со своим боярином Федором отправился в Золотую Орду, — видимо, получить ярлык на княжение. Эта поездка закончилась для них трагически. Хан потребовал от них принять мусульманский обряд очищения — пройти сквозь огонь, обещая оставить в покое их землю. За неповиновение их зверски истязали, затем отрубили головы, а тела бросили на съедение псам. Мощи святых мучеников христиане тайно перенесли в Чернигов, где от них исходили чудеса. По распоряжению княжны Марьи (дочери князя) было установлено церковное почитание невинно убиенных князя Михаила и боярина Федора.
· #86Огромное стечение народа в праздничный день 25 сентября дало начало ярмарке, которая получила название Евфросиньевской и продолжалась иногда целую неделю.
Главной святыней Флорищевой обители стала чудотворная Владимирская икона Божией Матери. Настоятель Иларион часто молился перед ней и получал благодатную помощь Пресвятой Богородицы.
· #88От продолжительного молитвенного бдения и частых коленопреклонений у митрополита Илариона сделались наросты на руках и коленях.
· #89Все значительные доходы свои употреблял он на благие дела, ничего не оставляя себе. Когда митрополит Иларион скончался, денег у него нашли всего три полушки.
· #90Древнейшей в Архиерейских палатах является их юго-восточная часть На месте северного крыла в XVI веке стояла церковь во имя Иоанна Богослова, а потом была выстроена домовая церковь с трапезной палатой Главным украшением ее была живописная галерея паперти.
· #91Грандиозный свод Крестовой палаты (26х13 м) опирался только на шестнадцать распалубков.
· #92М.В. Седова в своих исследованиях приводит другую версию о происхождении названий Яруновой горки и Яруновой улицы. По ее предположению, эти названия происходят от личного имени кого-то из суздальцев, так как Ярун — это нехристианское мужское имя, известное по письменным источникам с XIII века. Жители Суздаля веками сохраняли название Яруновой горы, которую в годы советской власти переименовали в набережную Шевченко.
· #93О другой точке зрения на этот предмет читатель может узнать из исследования О.М. Рапова "Знаки Рюриковичей и символ сокола" // Советская археология. 1968. № 3.
· #94Суздальцы по праву гордятся мастерством своих древних зодчих и строителей, и здешние писцовые книги хранят имена вызванных в Москву после разрухи Смутного времени мастеров — "церковные и дворцовые и плотные и городовые и разные каменные дела поделати": Ивашко Федоров сын Козин, Ефимко Студенцов, Осташко Иванов и др. В то же время, то есть в начале XVII века, в Суздале жило более 150 ремесленников — плотников, гвоздарей, котельников, пушкарей, серебряных дел мастеров, часовщиков, сапожников, скорняков, пивоваров и т. д.
- Вступление
- «Все в меру и сносно…» (Ранний период в истории Суздаля)
- Князь Ярослав Мудрый
- Слово о полку Олегове
- Первые епископы Ростово-Суздальской земли
- Князь Юрий Долгорукий
- Храмовый ансамбль в селе Кидекша
- Святые князья-мученики Борис и Глеб
- Князь Андрей Боголюбский
- Владимирская икона божией матери
- Боголюбская икона Божией Матери
- Борьба с Новгородом
- Князь Всеволод III Юрьевич и его преемники
- Во время татаро-монгольского нашествия и после него
- Суздальско-нижегородский князь Константин Васильевич
- Окончательное присоединение Суздаля к Москве
- Суздальский священник Симеон
- Смутное время
- Никита пустосвят, дерзнувший спорить…
- Создатель русского фарфора
- Увядание Суздаля
- Празднование в Суздале 300-летия царствования Дома Романовых
- "Место боголюбимое…"
- Храм Покрова на Нерли
- Суздальский кремль
- Богородице-Рождественский собор
- Некрополь Богородице-Рождественского собора
- Преподобный Евфимий Суздальский
- Спасо-Евфимиев монастырь
- Усыпальница князя Д.М. Пожарского
- "Арестантские чуланы" Суздаля. Тюрьма Спасо-Евфимиева монастыря
- За распространение штунды
- Скопческая ересь
- Камергер Алексей Михайлович Елянский
- Патриарх Скопцов Кондратий Селиванов
- Декабрист Федор Петрович Шаховской
- "Чешская страница" в истории Суздаля
- Суздальский лагерь № 160
- Свято-Покровский женский монастырь
- Соломония Сабурова и легенда о разбойнике Кудеяре
- Царица Евдокия Лопухина
- Ризоположенский девичий монастырь
- Преподобная Евфросиния Суздальская
- Суздальский митрополит Иларион и Архиерейские палаты
- Церкви Суздаля
- У истоков Суздальского музея
- "Рыцарь Суздаля"
- "Забытый историк земли суздальской"
- Создание музейных экспозиций в Суздале
- Суздаль туристический
- Музей деревянного зодчества и крестьянского быта
- Снимается кино!
- Герб Суздаля
- Несколько слов в заключение
- Сноски из книги
- Содержание книги
- Популярные страницы