Книга: Суздаль. История. Легенды. Предания

Снимается кино!

Снимается кино!

Краеведческие изыскания журналиста Ю. Белова, имя которого не раз уже встречалось на страницах нашей книги, составили своего рода антологию "Были родной земли". И одно из его исследований посвящено кинематографической судьбе Суздаля, потому что "архитектурные достопримечательности города, его живописная природа, речка Каменка, улочки, дома — это та "натура" (как говорят кинематографисты), которая представляет особую ценность для съемок исторических картин, фильмов-сказок и экранизаций литературных произведений, связанных с русской стариной и бытом русского народа. Суздаль может гордиться тем, что его богатейшие художественно-декорационные прелести не раз использовались кинематографистами Москвы, Санкт-Петербурга. Киева, Одессы и других киностудий.

Первым на Суздаль обратил внимание С. Бондарчук, который приехал сюда летом 1962 года в поисках натуры для "Войны и мира". Мысленно он уже видел кадры своей киноэпопеи, если и не все — то главные, дававшие ему живое ощущение образов, их "материальные" фактуры, их облик, движение и жизнь в фильме, где одним из важнейших средств выразительности является пейзаж. Художник-постановщик картины Куманьков предлагал построить в городе декорации и снять Москву 1812 года, но задуманный проект тогда не осуществился. Однако образ Суздаля с его монастырями и многочисленными церквами, окруженный древними кремлевскими валами и опоясанный лентой Каменки, сохранился в его душе. И как только приступили к работе над экранизацией пушкинской повести "Метель", художник вспомнил о деревянной Никольской церкви, ставшей в фильме сельским храмом в Жадрине, в котором армейский прапорщик Владимир договорился обручиться с красавицей Машей.

Зимой и летом 1964 года творческая группа "Мосфильма" проводила натурные съемки в Суздале и селе Кидекша. Режиссер В. Басов был очень доволен и натурой, и суздальцами, которые охотно откликнулись на его приглашение сняться в массовках. Еще больше было любопытных вокруг съемочной площадки, в которую превращались то древний кремль Суздаля с церковью во имя святителя Николая, то Александровский монастырь, то берег Каменки… Привлекали внимание горожан молодые тоща актеры Н. Бурляев, В. Титова, О. Видов, Г. Мартынюк и другие.

Довольно скоро о прекрасной натуре Суздаля узнали и другие режиссеры, и уже летом того же 1964 года в этом небольшом городе под открытым небом снимались одновременно три фильма — "Метель", "Женитьба Бальзаминова" и "Царская невеста". Герои "Женитьбы Бальзаминова" — обыватели, купцы и купчихи, лихачи и "ваньки", свахи и другие — казались совершенно реальным, живым населением города. Суздаль и сейчас во многом чуждается суеты и по-прежнему живет в неспешном ритме людей былых времен, склонных к созерцанию и неторопливости.

Декорации для "Царской невесты" были построены на территории суздальского кремля ("дом Сабакина", "крыльцо дома Григория Грязнова"); смотрины невесты происходили на галерее Покровского собора, а один из проходов царя Ивана Грозного был снят в подклете храма, где находятся могилы великих княгинь и цариц.

Впоследствии в течение всего лишь полугода в Суздале (и во Владимире) режиссер А. Тарковский работал над фильмом "Андрей Рублев", в котором хотел не просто высказать зрителю свой взгляд на происходящее. Сценарий фильма, написанный совместно с Андроном Михалковым-Кончаловским, состоял из восьми новелл ("Скоморох", "Феофан Грек" и др.), которые на экране показывают как будто бы обыденное течение жизни, и Андрей Рублев даже не всегда стоит в центре. Но режиссер хотел, чтобы зрители прожили ту жизнь, которая была уготована великому русскому иконописцу, чтобы мы побыли в том времени.

Одна из самых интересных сцен фильма — "Колокол" — снималась на крутом берегу Каменки, неподалеку от Спасо-Евфимиева монастыря. Эта новелла удивительна еще и тем, что в ней тщательно и последовательно раскрыта технология отливки колокола. Сначала ищут глину, и Николай Бурляев, игравший Бориску, впоследствии вспоминал: "Поздняя осень, время ночных заморозков и первого снежка… Под холодным проливным дождем, полосующим из нескольких брандспойтов, Бориска понуро идет вдоль обрыва, поддевает ногой камень. Вместе с камнем с обрыва падает и его лапоть. Бориска хочет его достать, но оступается и летит вниз. Снимали, естественно, без репетиций. Прямо в дубле, своей шкурой я пересчитал все бугорки, камни, корни, пни; пролетел сквозь огромный куст. В глазах темно от боли и холода, сквозь драный рукав сочится кровь, но надо доиграть сцену и, пока Тарковский не крикнет "стоп", барахтаться в грязи и радостно кричать: "Глина! Нашел!"".

А потом снимались сцены, как под началом тщедушного Бориски отливался огромный колокол, и наступил момент, когда раздался первый тяжкий гул меди… Освящать колокол прибыло духовенство, приехал великий князь со свитой и иноземными послами, и медленно поднимался колокол, весь еще в лесах, стропилах и веревках, и могучий звон плыл над взволнованным людским муравейником…

После "Андрея Рублева" в древнем Суздале начались съемки сразу трех кинофильмов: "Душечка" по рассказу А.П. Чехова (реж. С. Колосов), "Дневные звезды" (реж. Игорь Таланкин) и "Сердце друга" (Р. и Ю. Григорьевы). А осенью 1968 года с творческой группой киностудии им. Горького на съемки в Суздальский район приезжал писатель, режиссер и актер В.М. Шукшин, соединивший в себе не одно, а несколько могучих самобытных дарований. Всю свою творческую жизнь он работал на "главную" мысль и сам говорил так: "Изо всех сил буду стараться рассказать правду о людях, какую знаю, живя с ними в одно время". И он захотел снять добрую, умную, с народным юмором картину "Странные люди", которая вышла из сборника его рассказов "Там, вдали".

Мир родного писателя для Алтая в этот фильм не вошел, но В.М. Шукшин и в нем остался верен себе как певцу русской деревни. Натуру для двух новелл фильма он выбрал в селах Порецкое и Мордыш. Холмистые места, быстрая речка Нерль, на берегу ее стоит старая мельница, а в самом селе — красивая церковь… Рядом с ней — большая площадь, здесь и снималась любопытная сцена — "Самопохороны" председателя колхоза Матвея Рязанцев, которого сыграл актер Всеволод Санаев. Собрались люди, скорбела жена (актриса Нина Сазонова), к Матвею даже подходит корреспондент и спрашивает, что он чувствует на собственных похоронах.

Натурные съемки новеллы "Думы" проходили ранней весной, и однажды когда что-то не ладилось с аппаратурой, Василий Макарович прилег на землю. Нина Сазонова подошла и сказала, что простыть можно. А он, глядя в бездонное небо древней Суздальской земли, ответил, что с малолетства любит так смотреть, чтобы ничего, кроме ветвей и галок, неба не закрывало…

Спустя некоторое время после натурных съемок шукшинской картины уже в самом Суздале начались съемки исторического фильма "Баллада о Беринге и его друзьях" (реж. Ю. Швырев). Потом были другие фильмы — все их даже трудно перечислить, назовем только некоторые: "Осенние колокола", "Россия молодая", "Гулящие люди", "Мой ласковый и нежный зверь", "Тема", "Юность Петра"…

Весной и летом 2008 года в Суздале, который волей режиссера Павла Лунгина превратился в древнюю столицу российского государства, проходили натурные съемки фильма "Иван Грозный и митрополит Филипп". На подъезде к Спасо-Евфимиеву монастырю была сделана большущая декорация, шло строительство и внутри суздальского кремля, который должен был сыграть роль "Москвы времен Ивана Грозного". Для этого к его белокаменным постройкам были подстроены деревянные терема, возведен большой фрагмент старой Москвы — сторожевая башня на въезде, два моста, огромная улица с домами, литейным двором и лубяным торгом — в общем, древние строения XVI века… Рядом актеры в кафтанах черни и боярских шубах, а вдоль тракта (за пределами городских стен), насколько хватает взгляда, — виселицы и колы, на которые безжалостно насажены тела государственных изменников… По этой дороге и "везет" обоз в Москву игумена Филиппа, которого грозный царь призвал на русскую митрополию…

У Юрия Мошкова — поэта из Вязников — есть такие строки:

Уходит утро, тени резче,Для съемок самая пора.С автомашины, как кузнечик,Стрекочет киноаппарат.Свои шеломы островерхиВ зеркальных плавнях отразив,Соборы, звонницы и церквиДержавно смотрят в объектив…И операторы про устальЗабыли, видимо, давно:Ведь это Русь,Ведь это СуздальС утра снимается в кино!

Оглавление книги

Оглавление статьи/книги

Генерация: 0.417. Запросов К БД/Cache: 4 / 1
поделиться
Вверх Вниз