Книга: Суздаль. История. Легенды. Предания
Царица Евдокия Лопухина
Царица Евдокия Лопухина
Соломония Сабурова была лишь первой узницей Свято-Покровской обители, для которой монастырь стал пожизненным местом заключения. Впоследствии в силу придворных интриг сюда тоже нередко попадали особы из княжеских и даже царских семей. Насельницей обители была и Анна Васильчикова — шестая жена Ивана Грозного, с которой царь прожил около четырех лет. В 1610 году, после свержения "боярского царя" В.И. Шуйского, ту же судьбу испытала его жена Мария Петровна. В монастырь попадали и вдовы казненных бояр, которые стали почитать покойную Софию-Соломонию как святую. На проживание знатных особ обители жаловались села, деревни, луга и пашни, поэтому она была сказочно богата.
Другой царственной инокиней Свято-Покровской обители стала Евдокия Федоровна — первая супруга Петра I. Происходила она из рода Лопухиных, не считавшихся знатными, но они пользовались доверием царицы Натальи Кирилловны, которая и женила царя на молодой красавице. Брак совершился 28 января 1689 года — тихо, скромно, без особых торжеств… И даже не в Благовещенском соборе Кремля, где обычно венчались цари русские, а в небольшой придворной церкви Святых апостолов Петра и Павла.
Едва миновал медовый месяц, как царь Петр оставил молодую жену и поскакал в Переславль строить с немецкими корабельными мастерами суда. Евдокии грустно было оставаться одной, из походов Петр не писал к жене своей, со временем заметно охладел, а потом и вообще забыл о ней, веселясь в Немецкой слободе, где его сердцем завладела хорошенькая, своенравная Анна Моне.
Согласие между супругами — Евдокией и Петром — поддерживала только царица Наталья Кирилловна, но после ее смерти Петр решил расстаться с женой и отправить ее в монастырь. Из Лондона он писал боярам Л.К. Нарышкину и Т.Н. Стрешневу, а также духовнику царицы, чтобы они склонили ее к добровольному пострижению. Вернувшись в конце августа 1698 года в Москву из первого заграничного путешествия, Петр поспешил навестить некоторых своих друзей, а потом наведался и в семейство Монс. С женой он не виделся, лишь несколько дней спустя согласился встретиться с ней на нейтральной территории — в доме думного дьяка Виниуса. И то только для того, чтобы подтвердить свое решение о заточении ее в монастырь. Чем заслужила она это? В чем провинилась? Но Петр оставался непоколебим…
В сентябре 1698 года участь молодой царицы была решена: в простой карете, запряженной парой лошадей[81], без свиты, в сопровождении только карлицы Евдокию Федоровну отвезли в Суздаль — в Свято-Покровский женский монастырь. В горе и нищете жила здесь царица, так как Петр совершенно забыл о ней и не назначил никакого денежного содержания. Царевна Марья Алексеевна и царица Прасковья Федоровна изредка посылали несчастной подарки и приветы через приближенных своих, а иногда через нищих или юродивых. Сестрам царя, участие которых в стрелецком бунте было почти доказано и которых тоже заточили, были хотя бы предоставлены приличное содержание и привычная обстановка. С невинной же обошлись строже, чем с провинившимися. Евдокии Федоровне было тогда 26 лет, и долгие годы мрачные стены уединенной кельи служили склепом для молодой женщины, полной страстных желаний.
В мае 1699 года в монастырь приехал окольничий С. Языков: он более двух месяцев жил в подмонастырской слободе и каждый день ходил к опальной царице. Приезд его сопровождался какой-то таинственностью, и по монастырю поползли слухи, что приезжал он по приказу Петра I постричь царицу Евдокию.
Слухи оказались справедливыми, и по требованию С. Языкова архимандрит Спасо-Евфимиева монастыря прислал к нему иеромонаха Илариона — для совершения тайного дела. Окольничий привел иеромонаха к келью казначеи Маремьяны, где жила царица Евдокия Федоровна, и здесь за занавесками и состоялось пострижение, причем так тихо и тайно, что казначея ничего и не увидела. Царицу нарекли инокиней Еленой, но она не признала приговора Петра I.
Народ сложил свою песню о пострижении царицы:
Тяжел был переход из царских чертогов в монастырскую келью, и грустно было молодой, самолюбивой женщине переодеваться из парчи в черное монашеское платье, причем насильственно, не зная за собой никакой вины. Царица предалась было молитвам, но в воображении постоянно видела картины своего прежнего величия. Инокиня Елена даже отправилась к игумену Сновидского монастыря Досифею, который пользовался репутацией богоугодного человека и предсказателя. Царица рассказала ему о своем горе, игумен утешал ее и в темных пророчествах намекнул на отрадное будущее.
Много ли нужно верующей душе? И царица, возвратившись в Покровский монастырь, через несколько недель после пострижения скинула монашеское платье и надела мирское. А так как тайна ее пострига была известна лишь нескольким лицам, то, надевая светские одежды, она была уверена, что никто вообще не узнает о нем. Царица всегда носила мирское платье синего, зеленого и других цветов, шубы, телогреи и душегреи, а на голове — повойники, шапки польские и т. д.
Приняв свой прежний вид, царица Евдокия начала вести жизнь совсем не ту, на которую ее обрекал Петр. В своих обширных кельях она разместила приближенных монахинь, из Москвы явился ее прежний карла И. Терентьев. Она интересовалась, что делается в царской семье, и особенно о сыне Алексее. Вести о нем получала от своего брата А. Лопухина и от других лиц — князя С. Щербатова и княгини Н. Троекуровой. Переписка велась через ее духовника Федора Пустынного — ключаря Суздальской соборной церкви. Так жила в Покровской обители царица Евдокия, стараясь забыть свое горе в пророчествах старца Досифея и в мечтах о возвращении к царскому двору.
В 1710 году в Суздаль для набора рекрутов приехал майор Степан Глебов. Узнав, что царица мерзнет и голодает, он принял участие в ее судьбе и через духовника послал Евдокии Федоровне богатые дары: две песцовые шкурки, пару соболей и 40 собольих хвостов. Майор был молод и богат, а духовник и приближенная монахиня Капитолина — корыстолюбивы; он подкупил их, и они уговорили царицу принять его. Молодое сердце царицы кипело страстями, она не устояла против чар Степана Глебова и горячо полюбила его, о чем свидетельствуют хранящиеся в архивах письма ее. "Свет мой, батюшка, душа моя, радость моя, знать, уже злопроклятый час приходит, что мне с тобою расставаться. Лучше бы мне душа моя с телом рассталась. Как мне на свете быть без тебя?.. Уж нет мне тебя милее, ей Богу, любезный друг мой. За что ты мне таково мил? Носи, сердце мое, мой перстень, меня люби, а я себе такой же сделала… я тебя до смерти не покину и ни на час не забуду. Как мне будет твою любовь забыть, как жить мне без тебя, душа моя? Что ты меня покидаешь, кому меня вручаешь? Ох, друг мой, ох, свет мой…"
Он же, напротив, вскоре стал охладевать к ней, даже перестал скромничать по отношению к царице и не берег ее репутацию. По ночам без всякой осторожности приходил к ней, и хотя в монастыре еще не болтали об их связи, многие знали о ней.
Счастье Евдокии Федоровны продолжалось недолго, и через два года Степан Глебов покинул ее окончательно. Мысли царицы опять вернулись к мечтам о возвращении на царский престол; она страстно молилась, но утешения не было. Игумен Досифей уговаривал ее не роптать на Бога, продолжал утешать пророчествами, что она будет царицей, но проходил год, другой, третий…
Так проходила жизнь царицы до побега ее сына Алексея за границу Царевича выследили, привезли обратно и заставили отречься от престола в пользу сына Петра I от второго брака — малолетнего царевича Алексея. На другой день начался страшный "Кикинский суд", который закончился в июне 1718 года пытками и смертью несчастного царевича.
В феврале 1720 года в Суздаль приехал капитан-поручик Г. Скорняков-Писарев, окружил монастырь часовыми и, никем не замеченный, прошел прямо в келью Евдокии Федоровны. Тут же разнеслась по обители весть о прибытии грозного посланника царя, и многие предпочли спастись бегством. Посланный застал царицу в светлом платье, в телогрее и повойнике; он тут же приступил к осмотру ее сундуков, нигде не нашел монашеской одежды, зато обнаружил два письма, обличавшие царицу в связи с приближенными царевича Алексея. 14 февраля он забрал всех живших в кельях царицы стариц, девок и некоторых светских лиц и отравился с ними в Москву.
По дороге Евдокия Федоровна написала Петру повинное письмо, но оно не смягчило его сердца. Всех привезенных с царицей допрашивали и жестоко пытали; ужасные мучения многим развязали языки, и они рассказали все. Царь был жесток во время дознания и нисколько не сострадал бывшей жене своей. Ей устроили очную ставку со Степаном Глебовым; она призналась, что "блудно жила с ним в то время, как он был у рекрутского набора". Пытки, которым подвергся несчастный офицер, были так ужасны, что исполнение смертного приговора ускорили, так как опасались, что долго он не протянет. 16 марта С. Глебова посадили на кол: в тот день был сильный мороз, и, чтобы продлить мучения несчастного, его укутали в теплую меховую шубу и в такие же сапоги и шапку. Смерть наступила более чем через двое суток.
Чтобы закончить наше краткое повествование о дальнейшей судьбе первой жены Петра I, расскажем, что бывшего епископа Досифея колесовали, ключарю Федору Пустынному отрубили голову. Игуменью Покровского монастыря Марфу и старицу Капитолину пытали, били кнутом, а потом сослали в тюрьму в Александровскую слободу… В вину им поставили, что они не только слабо смотрели за царицей, но и осмелились исполнять ее поручения.
Царицу Евдокию Федоровну отправили в Успенский монастырь на Ладогу в сопровождении поручика Преображенского полка Ф. Новокшенова. Ему приказали: в дороге царицу крепко караулить, никого к ней не допускать, разговоров с ней не вести, писем и денег ей не давать, а всех приносите-лей брать под арест. Из прислуги с царицей была отправлена одна только карлица.
В апреле 1720 года Евдокию Федоровну доставили на место заключения. Успенский монастырь был бедным — ни ограды, ни забора, по его территории даже проходила проезжая дорога. Ф. Новокшенов даже не знал, какие принимать меры, чтобы сторожить царицу. Ему приказали дожидаться другого офицера, которого пришлют на смену. Через месяц прибыл капитан С. Маслов с инструкцией, в которой опять ничего не говорилось о материальном содержании царицы. Боялись только переписки Евдокии Федоровны с монахинями, поэтому днем и ночью солдаты должны были ходить вокруг монастыря. О ней так мало заботились, что впоследствии келью для себя она построила на собранные деньги.
В декабре 1722 года С. Маслов доносил, что оба иеромонаха умерли и служить в монастыре некому. К тому же от сильных ветров на церкви обвалилась кровля, и во время дождей над Святым престолом и жертвенником "бывает такая великая течь", что службы отправлять невозможно. В феврале следующего года по распоряжению Святейшего Синода для священнослужения к царице был прислан иеромонах Клеоник, которому приказали: "По званию своему поступать воздержанно и трезвенно, со всяким благоговением и подобающим искусством".
Заботиться о Евдокии Федоровне стали только в царствование Екатерины I, когда были назначены постоянные денежные и хлебные оклады иеромонаху, дьячку и трем келейным старицам. Приказано также было царицу "пищею довольствовать, чего когда пожелает, и для того всяких припасов покупать… и медов готовить с довольством, чтобы ни в чем ни малейшей нужды не имела. А денег держать в год по 365 р., то есть по рублю в день, да сверх того на одежду и на обувь давать… в год по сто рублев".
В марте 1725 года Евдокию Федоровну перевели в Шлиссельбургскую крепость и заточили в подземную темницу, полную крыс. Царица была больна, но ухаживала за ней одна только старушка, сама нуждавшаяся в помощи. Так держали ее два года… Одновременно с Евдокией Федоровной в крепости томилась царевна Мария Алексеевна — дочь царя Алексея Михайловича, вся вина которой заключалась лишь в том, что она состояла с царицей в переписке, когда та находилась еще в суздальском Покровском монастыре. Царевну заключили в одну из башен, в которой она и скончалась, как уверяли иностранные писатели того времени, — от голода.
Когда на русский престол вступил Петр II — сын несчастного царевича Алексея, царица с трепетом ждала весточки от внука. Но время летело, а о ней никто не вспоминал. Нетерпение вырваться на свободу после 27-летнего заключения было у нее так велико, что она обратилась к всесильному когда-то А.Д. Меншикову — врагу своего сына и своему личному врагу. Она просила о переводе в московский Новодевичий монастырь, но звезда сиятельного князя тогда уже меркла. Однако все-таки наступил день, когда двери темницы растворились и на пороге появились разодетые люди. Они поклонились ей до земли и пригласили следовать за собой…
Пострадавшие за царицу старицы тоже были освобождены, и игумения Марфа снова стала настоятельницей Покровской обители. Надгробный камень на ее могиле и теперь можно видеть неподалеку от входа в соборную церковь. По преданию, из поколения в поколение передавались ее слова, обращенные к монахиням: "Милые мои, не пытанные, не мученные, не наказанные! А я все вытерпела, никого не выдала, никого в беду не ввела".
В Москву царица возвратилась только 2 сентября 1727 года и остановилась в Новодевичьем монастыре — в палатах близ Святых ворот, над которыми располагалась церковь Преображения. Пророчество игумена Досифея сбылось: после смерти мужа Петра I и сына Алексея она стала царицей, хоть и чисто номинальной. При ней был назначен особый штат, на содержание царицы и ее двора отпускалось 60 000 рублей в год. Но жизнь, проведенная в страшных бедствиях, утомила Евдокию Федоровну. Довольствуясь возвращенными почестями, она не вмешивалась в придворные дела и спокойно жила в Новодевичьем монастыре. При дворе почти не появлялась, только присутствовала при обручении своего внука с княгиней Е. Долгоруковой да на коронации Анны Иоанновны. Тогда царица сидела на особо устроенном месте, откуда, как она и желала, посторонние не могли ее видеть.
По окончании церемонии императрица подошла к ней, обняла, поцеловала и просила ее дружеского расположения к себе: обе плакали навзрыд… После отъезда Анны Иоанновны придворные бросились к Евдокии Федоровне с поздравлениями. Она их ласково выслушала, и было видно, что царица не забыла ни аристократической вежливости, ни придворного этикета… Но все пришло слишком поздно: молодость утрачена, жизнь разбита, и в 1731 году царица Евдокия Федоровна умерла в Новодевичьем монастыре, где ее и похоронили.
А в числе древних колоколов на колокольне Покровской обители есть один, который и поныне называется "царицыным". Звон от него такой жалобный да печальный, и как зазвонят в него, то в городе говорили: "Ну, завыл-застонал Царицын колокол! Так и плачет, так и плачет!"
- Вступление
- «Все в меру и сносно…» (Ранний период в истории Суздаля)
- Князь Ярослав Мудрый
- Слово о полку Олегове
- Первые епископы Ростово-Суздальской земли
- Князь Юрий Долгорукий
- Храмовый ансамбль в селе Кидекша
- Святые князья-мученики Борис и Глеб
- Князь Андрей Боголюбский
- Владимирская икона божией матери
- Боголюбская икона Божией Матери
- Борьба с Новгородом
- Князь Всеволод III Юрьевич и его преемники
- Во время татаро-монгольского нашествия и после него
- Суздальско-нижегородский князь Константин Васильевич
- Окончательное присоединение Суздаля к Москве
- Суздальский священник Симеон
- Смутное время
- Никита пустосвят, дерзнувший спорить…
- Создатель русского фарфора
- Увядание Суздаля
- Празднование в Суздале 300-летия царствования Дома Романовых
- "Место боголюбимое…"
- Храм Покрова на Нерли
- Суздальский кремль
- Богородице-Рождественский собор
- Некрополь Богородице-Рождественского собора
- Преподобный Евфимий Суздальский
- Спасо-Евфимиев монастырь
- Усыпальница князя Д.М. Пожарского
- "Арестантские чуланы" Суздаля. Тюрьма Спасо-Евфимиева монастыря
- За распространение штунды
- Скопческая ересь
- Камергер Алексей Михайлович Елянский
- Патриарх Скопцов Кондратий Селиванов
- Декабрист Федор Петрович Шаховской
- "Чешская страница" в истории Суздаля
- Суздальский лагерь № 160
- Свято-Покровский женский монастырь
- Соломония Сабурова и легенда о разбойнике Кудеяре
- Царица Евдокия Лопухина
- Ризоположенский девичий монастырь
- Преподобная Евфросиния Суздальская
- Суздальский митрополит Иларион и Архиерейские палаты
- Церкви Суздаля
- У истоков Суздальского музея
- "Рыцарь Суздаля"
- "Забытый историк земли суздальской"
- Создание музейных экспозиций в Суздале
- Суздаль туристический
- Музей деревянного зодчества и крестьянского быта
- Снимается кино!
- Герб Суздаля
- Несколько слов в заключение
- Сноски из книги
- Содержание книги
- Популярные страницы
- Царица Наталья Кирилловна.
- Царица Евдокия Лукьяновна (Стрешнева).
- Царь Алексей Михайлович и царица Мария Ильинична, на иконе Симона Ушакова.
- Автомобильная проблема
- Тахтамышево
- Домодедовский район
- Петергофская улица
- * Площадь Высокого Рынка – Хоэр Маркт
- От «серебряного века» до пионерского детства
- Бракенбюрг, Рихард Гондиус, Абрагам Гэль, Иост ван
- Гостиница Демута (наб. реки Мойки, 40)
- Констатиновский проспект