Книга: Большая Никитская. Прогулки по старой Москве

Художники в «Медвежьих номерах»

Художники в «Медвежьих номерах»

Дом Брюса (Большая Никитская улица, 14) построен в 1770-е годы.

Дом Брюса стоит рядышком с дворцом князя С. Меньшикова, и его действительно построил сам Яков Брюс. Правда, не Яков Вилимович, известный в Петровской Москве чернокнижник, астроном и астролог, а его потомок – генерал-губернатор первопрестольной. Это случилось в 1770-е, и дом в то время был одним из лучших образцов классической архитектуры.

Затем дом отошел к Юрию Долгорукому – опять-таки, не к основателю Москвы, а к его потомку, правда, тоже Юрию Владимировичу. Современник отмечает, что в те времена, то есть в начале девятнадцатого века, здание было «одним из самых больших и красивых домов в Москве. На большом и широком дворе, как он ни был велик, никогда не умещались кареты съезжавшихся со всей Москвы к гостеприимному хозяину».

Впрочем, вскоре особняк был продан. И внук Юрия Долгорукова, проходя по Большой Никитской, каждый раз страдал от мысли, что замечательнейшие покои перешли «к какому-то богачу-скопцу, о котором рассказывали, будто бы он говорил, что не считает-де обязанным благодарить Бога за приобретенное состояние, а самого себя, и что когда удавалось ему выгодное дело, то он подходил к зеркалу, кланялся самому себе и благодарил себя».

Однако, невзирая на переживания моралиста-внука, право частной собственности в городе Москве в те времена ценилось.

А в сороковые годы позапрошлого столетия литератор Полевой писал с прискорбием: «Дом Брюса переделан, и не остается следов его, хотя еще существует Брюсовский переулок».

Но все же разговоры о смерти дома были преувеличены. К тому времени в особнячке располагалось замечательное заведение – «Художественный класс». Некий ученик этого «класса» признавался, что интерьеры дома поражали торжественной обстановкой: «По широкой парадной лестнице входишь в верх-ний широкий коридор, – тут на стене до потолка видишь огромную картину аллегорического содержания; отсюда входишь в дверь-арку и видишь алебастровыми фигурами наполненную мраморную залу, очень высокую… Аполлон Бельведерский, Венера Медицейская, Демосфен, анатомическая фигура без кожи и друг.».

Главным же событием в истории класса был праздничный обед, данный так называемой общественностью в честь художника Карла Брюллова. Журнал «Московский наблюдатель» сообщал: «В Москве есть место, где она могла с некоторым приличием и достоинством угостить художника и дать значение празднику. Это место есть художественный класс, первый малый рассадник искусства в нашей национальной столице, первая колыбель его под сенью Кремля. Здесь-то гг. директоры заведения, участники в учреждении, художники, литераторы и любители согласились дать пир знаменитому гостю и выразить ему свои чувства… И художник – был тронут, он плакал и обнимал своих товарищей и соотечественников».

Тронуты были и участники обеда. Например, один помещик сразу после мероприятия дал волю своему крепостному мужику, любителю порисовать. А поэт посвятил этому событию такие вирши:

Искусства мирные трофеиТы внес в отеческую сень,И был «Последний день Помпеи»Для русской кисти первый день!Привет тебе Москвы радушной,Ты в ней родное сотвориИ, сердца голосу послушный,Взгляни на Кремль и кисть бери.

Словом, все проходило более чем трогательно.

Богемные традиции бывшего Брюсова особняка продолжались, и в восьмидесятых годах позапрошлого столетия здесь, в одном из флигелей, открылись меблированные комнаты Медведева. В «Медвежьих номерах» стоял дым коромыслом, и жильцы, по большей части музыканты из консерватории (а также художники – Николай Чехов и Исаак Левитан), весь день гоняли коридорного слугу Петра за незатейливой закуской. Денег ему, конечно же, давали мало, но коридорный исхитрялся тратить их весьма рационально и по прибытии докладывал (при том весьма оригинально заикаясь):

– Э-ге-ге-ге… селедочки и… а-га-га-га два… ого-го-го-го… огурца и водо-го-го-го-чки полбутылку.

Конечно, обитатели «Медвежьих номеров» любили славного Петра.

А в 1883 году в доме Брюса обнаружили подземный ход. Причиной открытия послужило несчастье: печник прямо во время работы вдруг провалился в дыру. И сидел там очень долго – пока хозяева не спохватились. Когда же спохватились, выяснилось, что из подвала отходит в сторону Кремля довольно комфортабельная галерея. От греха подальше ее сразу же засыпали.

Попыток походить подземным ходом не предпринималось.

Оглавление книги

Оглавление статьи/книги

Генерация: 0.464. Запросов К БД/Cache: 4 / 1
поделиться
Вверх Вниз