Книга: Шоссе Энтузиастов. Дорога великих свершений
Котельники
Котельники
Здесь, у Яузы, Владимирский радиус встречает одно из самых ярких, самых прекрасных зданий на своем долгом и запутанном пути. Из всей знаменитой семерки высоток, выстроенных в начале 50-х годов, здание на Котельнической набережной относится к числу наиболее удачных. Отлично выбрано место: главная башня акцентирует важный градостроительный узел – слияние Москвы-реки и Яузы, а боковые корпуса закрывают корявые склоны и неряшливую застройку Швивой (или Вшивой) горки.
Проект высотного дома на Котельнической набережной. План типового этажа. Архитекторы Д. Н. Чечулин, А. К. Ростковский, конструктор Л. М. Гохман. 1949 г.
Прекрасно проработан план здания. Глубокий отступ центральной части оживляет фасад, придает зданию приветливый, типичный для жилого дома характер. Столь эффектный прием в общих чертах был намечен уже в эскизных проектах застройки Котельнической набережной, разработанных в конце 30-х годов архитекторами 5-й архитектурно-проектной мастерской Моссовета Д. Ф. Фридманом, Д. М. Коганом, В. И. Фидманом. Два симметричных крыла вытягивались вдоль Котельнической набережной Москвы-реки и Подгорской набережной Яузы. Их связывала высотная часть – башня в 16 этажей, замыкающая стрелку у слияния рек[39]. Дальнейшее проектирование перешло другому авторскому коллективу – архитекторам Д. Н. Чечулину и А. К. Ростковскому. Сохранив общее решение, они переработали оформление зданий.
В соответствии с новым проектом в 1940 году вдоль Котельнической набережной выросло правое крыло, которое уже само по себе представляло огромное для Москвы того времени сооружение. Над основным девятиэтажным объемом возвышались три башни – в 10 этажей по краям и в 13 – в центральной части[40]. Так было положено начало будущему высотному зданию. Дальнейшую реализацию проекта остановила война, и к нему вернулись лишь в 1947 году, когда вышло постановление Совета министров СССР от 13 января 1947 года «О строительстве в г. Москве многоэтажных зданий». В нем упоминались восемь многоэтажных (определение «высотные» возникло позже) зданий: одно 32-этажное, два 26-этажных, пять 16-этажных. Местами их расположения должны были стать: 32-этажного – Ленинские Горы, 26-этажных – Зарядье (о судьбе этого здания рассказывалось выше) и Ленинградское шоссе близ стадиона «Динамо»; 16-этажных – площади Красных Ворот, Восстания, Смоленская, Комсомольская и Котельническая набережная.
В дальнейшем положения постановления были скорректированы – как в части повышения этажности зданий, так и по их функциональному назначению. Самым весомым изменением стал перенос высотки от стадиона «Динамо» на Дорогомиловскую набережную. А дом на Котельнической набережной вырос с 16 до 24 (не считая технических) этажей. Вдобавок завершался он стройной башенкой (в ней расположилось несколько технических этажей), увенчанной шпилем. Однако при этом дом продолжал числиться 17-этажным! Именно так его именовали в периодической печати[41].
Выстроенный до войны дом стал правым (южным) крылом нового здания-гиганта. Прежние фасады слегка переделали, покрыли керамической плиткой, а западную боковую башню снабдили двухэтажной надстройкой – для полного согласования с вновь сооружаемым крылом по Подгорской набережной.
Оригинально была решена планировка центральной части здания – по трехлучевой схеме. В центральном холле располагались четыре лифта, которые обслуживали шестигранную призму центрального объема. На каждом его этаже находились три самые удобные, самые просторные квартиры. К шестиграннику примыкают три луча высотой в 17 этажей, причем на каждом возвышалась небольшая пятиэтажная башенка. С их помощью авторы придали силуэту здания законченность и стройность. В лучах на каждом этаже со второго по семнадцатый размещается по четыре квартиры. Их обслуживают два лифта и две лестничные клетки. Те же лифты поднимаются и выше – в завершающие лучи башенки. В них подъемники вместе с лестничной клеткой съедают почти половину этажа! Оставшейся площади хватает всего на одну двухкомнатную квартиру, причем не слишком просторную. Вдобавок со всех четырех сторон квартиры примыкают к внешним стенам, из-за чего на их отопление уходит гораздо больше тепла. Кажется, более наглядный пример неэкономичности высотных зданий подобрать трудно. Но что поделаешь, красота требует жертв!
В целом высотная часть и боковые крылья вмещают 540 квартир, из которых 13 однокомнатных, 336 двухкомнатных, 173 трехкомнатных и 18 четырехкомнатных[42]. Отделка помещений соответствовала самым высоким требованиям. В квартирах устанавливались дубовые вешалки для одежды, встроенные шкафы, на кухнях – эмалированные двухкамерные мойки, откидные рабочие столики. Санитарные узлы оснащались лучшей по тем временам сантехникой. Не были оставлены без внимания и владельцы автомобилей. Авторы мастерски использовали выходящий во двор здания склон Швивой горки, врезав в него подземный гараж на 212 машин. Над гаражом устроили игровые площадки.
Проект высотного дома на Котельнической набережной. Фасад по Подгорской набережной. Архитекторы Д. Н. Чечулин, А. К. Ростковский, конструктор Л. М. Гохман. 1949 г.
С учетом того, что авторами первоначальной части здания были Д. Н. Чечулин и А. К. Ростковский, им же поручили и разработку проекта высотного здания. Конструкторскими работами руководил инженер Л. М. Гохман. В состав коллектива проектировщиков входили также архитекторы И. А. Чекалин, Г. М. Вульфсон, А. А. Карасев, А. Ф. Стригин, Л. В. Фельдман, инженеры Ю. А. Дыховичный, Л. А. Муромцев[43]. За проекты всех высотных зданий были присуждены Сталинские премии, но, поскольку Д. Н. Чечулин удостоился этой награды первой степени за проект административного здания в Зарядье, дом на Котельнической набережной доставил премию второй степени Ростковскому и Гохману.
В торец нового, северного крыла здания встроили кинотеатр, получивший название «Знамя». В 1965 году его передали Госфильмофонду для показа фильмов прошлых лет. В соответствии с новым назначением вновь открывшийся в 1966 году кинотеатр стал называться «Иллюзион».
Высотное здание является вехой, которая отмечает настоящее начало восточного радиуса. Здесь дорога, до этого направленная на юго-восток, поворачивает почти точно в восточном направлении. Именно туда уходит Николоямская улица, которую настоящие москвичи называют ее прежним славным именем – Ульяновская.
- Загадки старой Владимирской дороги
- Варварское начало
- Авангард на Красной площади
- Несбывшиеся мечты Зарядья
- Опоздавшая стройка
- Прекрасная «Россия»
- Как горела «Россия»
- Конец «России»
- От Варвары до Георгия
- «Гораздо Средние ряды»
- Как падают старые стены
- Новые приключения Старого Гостиного двора
- Варварская торговля
- Деловые Кулишки
- Особенности варварской архитектуры
- Соляной поворот
- Метаморфозы Соляного двора
- «Часто терпит пораженье даже умный генерал, Если место для сраженья неудачно он избрал…»
- Архитектурные шедевры Солянки
- Новая Солянка
- Мост замедленного действия
- У Яузы
- Котельники
- Николоямская (Ульяновская)
- Где падают купола…
- Воронья улица
- Пожар-загадка
- Когда горела Рогожская
- Школьная улица
- Блеск и нищета Школьной
- Первый путепровод
- Кошмары третьей версты
- Завод «Серп и Молот»
- Единоверие у Рогожской
- Академия архитектуры берется за промышленное строительство
- Конструктивизм Энтузиастов
- «Я за то тебя, детинушка, пожалую: что двумя столбами с перекладиной…»
- Почти проспект
- Дангауэровка
- Легенды Анненгофской рощи
- Электрогород первой пятилетки
- Радиогород второй пятилетки
- Эскалаторы «Авиамоторной»
- Два фона и левосторонняя Казанка
- Опасная лаборатория
- На благо москвичей
- Травушку-муравушку не таптывати…
- Некому березу заломати…
- Недолговечный «Нефтегаз»
- В русле нефтегазовых традиций
- Проспект Буденного
- Электродный завод
- Образцовый «Прожекторстрой»
- «Слава»
- Владимирские улицы
- Дачное Новогиреево
- Малоэтажное Перово
- Кони и паровозы Измайловского парка
- За зеленой стеной
- Ивановское
- Все еще впереди
- Сноски из книги
- Содержание книги
- Популярные страницы