Книга: Шоссе Энтузиастов. Дорога великих свершений

Академия архитектуры берется за промышленное строительство

Академия архитектуры берется за промышленное строительство

За разработку планировки расширяемого завода взялась Всесоюзная академия архитектуры. В бригаду проектировщиков вошли архитекторы М. Г. Бархин, А. Э. Зильберт, В. А. Мыслин, B. C. Бойтлер, И. П. Антипов.

Реконструкция столь крупного предприятия не могла ограничиться территорией. Одновременно следовало решить вопросы его транспортных связей, обеспечения удобного доступа рабочих и служащих к своим рабочим местам, согласования новых заводских зданий с окружающей городской средой. Тем самым архитекторам предстояло создать эскиз планировки целого района, тяготеющего к «Серпу и Молоту», организовать систему прилегающих улиц и площадей.

Задача была непростой. Новый «Серп и Молот» складывался из старой, гужоновской и новой, присоединяемой территорий. Их разделяла Проломная улица, по обеим участкам извивалась бывшая соединительная ветка Курской и Нижегородской железных дорог. От нее, в свою очередь, отходил еще один стальной путь – к таможенным складам, располагавшимся тогда неподалеку от нынешнего завода «Кристалл».

С нескольких направлений в заводские площади вклинивались жилые кварталы. Существовавшие в то время подсобные помещения и склады были разбросаны по всей территории хаотически, без логической связи с основными производственными сооружениями.

Планировка завода основывалась на двух взаимно перпендикулярных главных внутризаводских магистралях. Первая проходила по трассе закрываемой Проломной улицы, вторая – вдоль длинной оси заводской территории, параллельно шоссе Энтузиастов. Помимо двух основных, предусматривались и второстепенные проезды, которые должны были привести в систему участок старого, гужоновского предприятия.

Главная проходная размещалась на пересечении Золоторожского вала, закрываемой Проломной улицы и магистрали площадь Ногина – Проломная застава, пробивка которой была заложена в Генеральный план реконструкции Москвы 1935 года. Второй вход организовывался на шоссе Энтузиастов в начале главной внутризаводской магистрали.

Самыми крупными зданиями комплекса становились расширяемый мартеновский цех (в юго-западном углу, близ площади Ильича), сталепроволочный в середине заводской территории и два новых цеха по сторонам входа с шоссе Энтузиастов – фасонно-сталелитейный и холодного проката. Вспомогательные и складские помещения выводились на новый участок по другую сторону шоссе Энтузиастов. Особое внимание уделялось улучшению условий труда. Для работающих в старых цехах предусматривалось строительство отдельных бытовых корпусов, в проекты новых цехов заранее закладывались просторные холлы для отдыха, гардеробные, душевые, курительные, буфеты.

К важнейшим мероприятиям реконструкции прилегающего к заводу района относилось соединение Золоторожского вала с площадью Ильича путем сооружения путепровода через Курское направление железной дороги. Лежащая у главной проходной площадь Проломной заставы приобретала правильные очертания и застраивалась солидными зданиями. Врезавшиеся в заводскую территорию массивы мелкой жилой застройки (в частности, бывшая деревня Новая Андроновка с левой стороны шоссе) подлежали ликвидации.


Эскизный проект планировки завода «Серп и Молот». 1935 г. На первом плане – новая площадь Проломной заставы. Вдаль от проходной уходит главная заводская магистраль. Справа виден пандус запроектированного виадука через пути Курской железной дороги

Позаботились проектировщики и об облике нового «Серпа и Молота». Новые цеха получали строгий, но приятный для глаз вид, ничем не напоминающий страховидные постройки старого завода, которые, впрочем, также подлежали переоформлению. Слегка разыгралась фантазия зодчих только в решении проходных – слишком парадных и торжественных[66].

Предложенный бригадой Всесоюзной академии архитектуры эскизный проект после долгих доработок был положен в основу планировки реконструируемого «Серпа и Молота», но интересные замыслы были реализованы лишь частично. Свои коррективы внесли совершенствующаяся технология производства, финансовые затруднения. Не все постройки попали на предусмотренные для них места, да и выглядели они не так, как на прекрасных эскизах. Самое обидное то, что рациональные и полезные для города мероприятия по реконструкции прилегающего района полностью остались на бумаге. Виадук площадь Ильича – Золоторожский вал так и не построили, хотя он мог бы существенным образом снизить транспортную нагрузку на Тулинскую улицу. Тем не менее проект реконструкции «Серпа и Молота» достоин того, чтобы занять видное место в истории советской промышленной архитектуры.

Оглавление книги

Оглавление статьи/книги

Генерация: 3.779. Запросов К БД/Cache: 4 / 1
поделиться
Вверх Вниз