Книга: Шоссе Энтузиастов. Дорога великих свершений
Академия архитектуры берется за промышленное строительство
Академия архитектуры берется за промышленное строительство
За разработку планировки расширяемого завода взялась Всесоюзная академия архитектуры. В бригаду проектировщиков вошли архитекторы М. Г. Бархин, А. Э. Зильберт, В. А. Мыслин, B. C. Бойтлер, И. П. Антипов.
Реконструкция столь крупного предприятия не могла ограничиться территорией. Одновременно следовало решить вопросы его транспортных связей, обеспечения удобного доступа рабочих и служащих к своим рабочим местам, согласования новых заводских зданий с окружающей городской средой. Тем самым архитекторам предстояло создать эскиз планировки целого района, тяготеющего к «Серпу и Молоту», организовать систему прилегающих улиц и площадей.
Задача была непростой. Новый «Серп и Молот» складывался из старой, гужоновской и новой, присоединяемой территорий. Их разделяла Проломная улица, по обеим участкам извивалась бывшая соединительная ветка Курской и Нижегородской железных дорог. От нее, в свою очередь, отходил еще один стальной путь – к таможенным складам, располагавшимся тогда неподалеку от нынешнего завода «Кристалл».
С нескольких направлений в заводские площади вклинивались жилые кварталы. Существовавшие в то время подсобные помещения и склады были разбросаны по всей территории хаотически, без логической связи с основными производственными сооружениями.
Планировка завода основывалась на двух взаимно перпендикулярных главных внутризаводских магистралях. Первая проходила по трассе закрываемой Проломной улицы, вторая – вдоль длинной оси заводской территории, параллельно шоссе Энтузиастов. Помимо двух основных, предусматривались и второстепенные проезды, которые должны были привести в систему участок старого, гужоновского предприятия.
Главная проходная размещалась на пересечении Золоторожского вала, закрываемой Проломной улицы и магистрали площадь Ногина – Проломная застава, пробивка которой была заложена в Генеральный план реконструкции Москвы 1935 года. Второй вход организовывался на шоссе Энтузиастов в начале главной внутризаводской магистрали.
Самыми крупными зданиями комплекса становились расширяемый мартеновский цех (в юго-западном углу, близ площади Ильича), сталепроволочный в середине заводской территории и два новых цеха по сторонам входа с шоссе Энтузиастов – фасонно-сталелитейный и холодного проката. Вспомогательные и складские помещения выводились на новый участок по другую сторону шоссе Энтузиастов. Особое внимание уделялось улучшению условий труда. Для работающих в старых цехах предусматривалось строительство отдельных бытовых корпусов, в проекты новых цехов заранее закладывались просторные холлы для отдыха, гардеробные, душевые, курительные, буфеты.
К важнейшим мероприятиям реконструкции прилегающего к заводу района относилось соединение Золоторожского вала с площадью Ильича путем сооружения путепровода через Курское направление железной дороги. Лежащая у главной проходной площадь Проломной заставы приобретала правильные очертания и застраивалась солидными зданиями. Врезавшиеся в заводскую территорию массивы мелкой жилой застройки (в частности, бывшая деревня Новая Андроновка с левой стороны шоссе) подлежали ликвидации.
Эскизный проект планировки завода «Серп и Молот». 1935 г. На первом плане – новая площадь Проломной заставы. Вдаль от проходной уходит главная заводская магистраль. Справа виден пандус запроектированного виадука через пути Курской железной дороги
Позаботились проектировщики и об облике нового «Серпа и Молота». Новые цеха получали строгий, но приятный для глаз вид, ничем не напоминающий страховидные постройки старого завода, которые, впрочем, также подлежали переоформлению. Слегка разыгралась фантазия зодчих только в решении проходных – слишком парадных и торжественных[66].
Предложенный бригадой Всесоюзной академии архитектуры эскизный проект после долгих доработок был положен в основу планировки реконструируемого «Серпа и Молота», но интересные замыслы были реализованы лишь частично. Свои коррективы внесли совершенствующаяся технология производства, финансовые затруднения. Не все постройки попали на предусмотренные для них места, да и выглядели они не так, как на прекрасных эскизах. Самое обидное то, что рациональные и полезные для города мероприятия по реконструкции прилегающего района полностью остались на бумаге. Виадук площадь Ильича – Золоторожский вал так и не построили, хотя он мог бы существенным образом снизить транспортную нагрузку на Тулинскую улицу. Тем не менее проект реконструкции «Серпа и Молота» достоин того, чтобы занять видное место в истории советской промышленной архитектуры.
- Загадки старой Владимирской дороги
- Варварское начало
- Авангард на Красной площади
- Несбывшиеся мечты Зарядья
- Опоздавшая стройка
- Прекрасная «Россия»
- Как горела «Россия»
- Конец «России»
- От Варвары до Георгия
- «Гораздо Средние ряды»
- Как падают старые стены
- Новые приключения Старого Гостиного двора
- Варварская торговля
- Деловые Кулишки
- Особенности варварской архитектуры
- Соляной поворот
- Метаморфозы Соляного двора
- «Часто терпит пораженье даже умный генерал, Если место для сраженья неудачно он избрал…»
- Архитектурные шедевры Солянки
- Новая Солянка
- Мост замедленного действия
- У Яузы
- Котельники
- Николоямская (Ульяновская)
- Где падают купола…
- Воронья улица
- Пожар-загадка
- Когда горела Рогожская
- Школьная улица
- Блеск и нищета Школьной
- Первый путепровод
- Кошмары третьей версты
- Завод «Серп и Молот»
- Единоверие у Рогожской
- Академия архитектуры берется за промышленное строительство
- Конструктивизм Энтузиастов
- «Я за то тебя, детинушка, пожалую: что двумя столбами с перекладиной…»
- Почти проспект
- Дангауэровка
- Легенды Анненгофской рощи
- Электрогород первой пятилетки
- Радиогород второй пятилетки
- Эскалаторы «Авиамоторной»
- Два фона и левосторонняя Казанка
- Опасная лаборатория
- На благо москвичей
- Травушку-муравушку не таптывати…
- Некому березу заломати…
- Недолговечный «Нефтегаз»
- В русле нефтегазовых традиций
- Проспект Буденного
- Электродный завод
- Образцовый «Прожекторстрой»
- «Слава»
- Владимирские улицы
- Дачное Новогиреево
- Малоэтажное Перово
- Кони и паровозы Измайловского парка
- За зеленой стеной
- Ивановское
- Все еще впереди
- Сноски из книги
- Содержание книги
- Популярные страницы
- Памятники архитектуры Московской области: Иллюстрированный научный каталог. Выпуск 1.Часть 2.
- Указатель памятников архитектуры в порядке алфавита населенных пунктов
- Академия наук
- Памятники архитектуры Московской области: Иллюстрированный научный каталог. Выпуск 1.Часть 1.
- Переулки старой Москвы. История. Памятники архитектуры. Маршруты
- Военно-медицинская академия
- Особенности национальной архитектуры
- Музыкальная Академия им. Ференца Листа
- Елена Николаевна Подъяпольская Памятники архитектуры Московской области: Иллюстрированный научный каталог. Выпуск 1. Час...
- В. П. Выголов, Е. Н. Подьяпольская, А. А. Разумовская, Ф. В. Разумовский, Г. К. Смирнов, И. В. Яковлев Памятники архите...
- Адмиралтейство – выдающийся памятник архитектуры
- Российская Академия художеств