Книга: Шоссе Энтузиастов. Дорога великих свершений
Радиогород второй пятилетки
Радиогород второй пятилетки
Если с северной стороны шоссе Энтузиастов преобладали научные учреждения электротехнической специализации, то к югу создавался настоящий радиогородок.
Важнейшим его элементом стало здание Института телемеханики и связи (ныне Авиамоторная улица, № 57, строение 7). Его в 1934 году спроектировали архитекторы С. А. Козлов и А. С. Алимов, работавшие в архитектурно-проектной мастерской № 4, которую возглавлял И. А. Голосов. Свое творение они решили в классических традициях, по мере сил применив их к современности. Огромное здание строго симметрично, его центр выделен мощным ризалитом с подобием портика из шести колонн-столбов, кажущихся слишком тонкими для расположенного над ними тяжелого аттика. Впечатление некоторой неустойчивости усиливается и заполнением пространства между колоннами прозрачными витражами. В целом здание очень солидно и, несомненно, входит в число лучших построек научного назначения того времени.
Проект Института телемеханики и связи. Архитекторы С. А. Козлов и А. С. Алимов. 1934 г.
Заданный им масштаб поддерживается и соседним сооружением – административным корпусом завода радиоприборов (ныне Авиамоторная улица, № 55, корпус 1), выстроенным в те же годы по проекту тех же архитекторов. Они вновь применили тот же композиционный прием, предусмотрев в центре здания акцент в виде ризалита. Остальная часть фасада решена мерным рядом лопаток, имитирующих работу по поддержке четвертого, верхнего этажа[95].
Административный корпус скрывает за собой огромное одноэтажное сооружение, в котором можно уместить два футбольных поля. Проектировалось оно в качестве деревообделочного цеха. Естественный вопрос – почему самое большое сооружение завода радиоприборов предназначалось для столь несвойственных точному приборостроению функций – остается без ответа. Возможно, такое название цех получил в силу режимных соображений. Но так или иначе, а к концу 30-х годов творения Козлова и Алимова фактически сформировали ядро московского радиогородка, который впоследствии постоянно расширялся.
Проект административного корпуса завода радиоприборов. Архитекторы С. А. Козлов и А. С. Алимов. 1934 г.
Особенно интенсивно пошло расширение в преддверии космической эры. В 1946 году к северу от завода радиоприборов возник НИИ-885, одно из первых в СССР предприятий ракетно-космической отрасли, позже получивший название Научно-исследовательского института приборостроения (НИИП), занимавшийся разработкой сложнейших систем управления ракетной техникой.
- Загадки старой Владимирской дороги
- Варварское начало
- Авангард на Красной площади
- Несбывшиеся мечты Зарядья
- Опоздавшая стройка
- Прекрасная «Россия»
- Как горела «Россия»
- Конец «России»
- От Варвары до Георгия
- «Гораздо Средние ряды»
- Как падают старые стены
- Новые приключения Старого Гостиного двора
- Варварская торговля
- Деловые Кулишки
- Особенности варварской архитектуры
- Соляной поворот
- Метаморфозы Соляного двора
- «Часто терпит пораженье даже умный генерал, Если место для сраженья неудачно он избрал…»
- Архитектурные шедевры Солянки
- Новая Солянка
- Мост замедленного действия
- У Яузы
- Котельники
- Николоямская (Ульяновская)
- Где падают купола…
- Воронья улица
- Пожар-загадка
- Когда горела Рогожская
- Школьная улица
- Блеск и нищета Школьной
- Первый путепровод
- Кошмары третьей версты
- Завод «Серп и Молот»
- Единоверие у Рогожской
- Академия архитектуры берется за промышленное строительство
- Конструктивизм Энтузиастов
- «Я за то тебя, детинушка, пожалую: что двумя столбами с перекладиной…»
- Почти проспект
- Дангауэровка
- Легенды Анненгофской рощи
- Электрогород первой пятилетки
- Радиогород второй пятилетки
- Эскалаторы «Авиамоторной»
- Два фона и левосторонняя Казанка
- Опасная лаборатория
- На благо москвичей
- Травушку-муравушку не таптывати…
- Некому березу заломати…
- Недолговечный «Нефтегаз»
- В русле нефтегазовых традиций
- Проспект Буденного
- Электродный завод
- Образцовый «Прожекторстрой»
- «Слава»
- Владимирские улицы
- Дачное Новогиреево
- Малоэтажное Перово
- Кони и паровозы Измайловского парка
- За зеленой стеной
- Ивановское
- Все еще впереди
- Сноски из книги
- Содержание книги
- Популярные страницы
- День второй
- Искусство второй половины XIX века
- Новосибирск. День второй
- Второй двор Града и **Картинная галерея
- Австралийское искусство Второй половины XX-начала XXI века
- Шаг второй: поиск ночлега
- Второй период существования города-крепости
- Второй этап. Вади-эс-Себуа, Дакка и Махарака
- Второй уровень Просто скажите «non»
- Шаг второй
- Где можно поужинать или перекусить во второй половине дня