Книга: Шоссе Энтузиастов. Дорога великих свершений

Школьная улица

Школьная улица

Рядом с Вороньей улицей проходит ее дублер – улица, называвшаяся 1-й Рогожской, а в 1923 году переименованная в Школьную. Школ на улице не было, и новое название имело условный «культурный» смысл (например, соседняя 2-я Рогожская улица тогда же стала Библиотечной). По своему транспортному значению Школьная не уступала своей соседке – Тулинской. Так, именно по Школьной в 1952 году пролегла линия трамвая. После закрытия движения по линии от Яузских ворот до заставы Ильича (замененной на троллейбусную) трамваи пошли по вновь проложенным рельсам через Костомаровский мост и Школьную улицу. Линия проработала почти три десятка лет, пока в августе 1980 года движение по Школьной не было прекращено.

Ее ожидала удивительная, редкая для окраинных улиц судьба. После завершения реконструкции Тулинской улицы на нее переместился весь транспортный поток. Освободившуюся Школьную улицу, практически полностью сохранившую старую застройку, было решено превратить в своеобразный музей под открытым небом.

Прежде всего дома очистили от жильцов. Они получили новые квартиры, а в дома пришли реставраторы и архитекторы. Перед ними поставили задачу создания крупного культурно-просветительского центра. В 1984 году Исполком Моссовета утвердил план реконструкции улицы, и начались реставрационные работы. Специалисты тщательно собирали архивные документы, проводили натурные исследования строений, зондировали стены. Их труды, в частности, позволили узнать первоначальную расцветку зданий и придать Школьной улице сегодняшнее многоцветье.


Вид Школьной улицы. Фото 2016 г.

Восстанавливали реставраторы и несохранившиеся элементы внутреннего обустройства зданий. Так, в доме под № 31 ими был устроен отсутствующий лестничный пролет. Чтобы придать историческую достоверность окружающей обстановке, здесь восстановили былое тротуарное покрытие и газовые фонари. Школьную полностью освободили от транспорта и превратили в пешеходную зону.

Наступление перестройки и демократии прервало ход работ, и несколько домов близ пересечения с Большой Андроньевской улицей долго оставались в полуразрушенном состоянии. Лишь в начале XXI века реставраторы добрались и до них.

Чтобы не создавать резкого контраста между современными и историческими зданиями, было решено придать современный облик старым домам со стороны двора, что образовало бы своеобразную буферную зону за счет постепенного перехода от фасадов Москвы XIX века к современным многоэтажкам через отделанные по-новому старые стены. К старым фасадам фактически пристроили новые краснокирпичные здания, выполненные в современном стиле.


«Отреставрированные» дома Школьной улицы

Обновленные здания хотели обустроить под реставрационные мастерские и ремесленные училища. В одном из домов предполагали разместить необычный музей карет и быта ямщиков. К этому должна была добавиться сеть общественного питания. Магазины можно было бы превратить в лавки и открыть небольшую гостиницу для туристов, оформленную как постоялый двор. Однако на сегодня реализована только часть этих планов. Многие здания переданы в аренду под офисы или магазины, специализация которых не соответствует первоначальному замыслу реставраторов.


Деловой центр «Голден-Гейт». Архитекторы Т. Чудинова, А. Бутырин, А. Иванов

Впечатляющий контраст старине Школьной создают замыкающие ее с обоих концов самые современные здания. Если бы не новейшие отделочные материалы и слегка режущая глаз чистота, здание Сбербанка на Андроньевской площади (архитекторы Ю. Г. Баданов, А. С. Мызников, О. П. Григораш, Е. Ю. Баданова, инженер Г. С. Вайнштейн)[63] можно было бы вполне принять за конструктивистскую постройку конца 20-х годов. Многообъемность, квадратные оконные проемы переднего корпуса и ленточные окна тылового, вертикаль лестничной клетки со сплошь остекленным углом – все это типичные приемы зрелого конструктивизма.

Еще более внушительно смотрятся гигантские башни делового центра «Голден-Гейт» (бульвар Энтузиастов, № 2), замыкающие восточную перспективу улицы. Похоже, что архитекторы Т. Чудинова, А. Бутырин, А. Иванов, придавая башням подчеркнуто разные формы, вдохновлялись проектом здания Наркомтяжпрома, выполненного И. И. Леонидовым.

Название комплекса – «Золотые ворота» – может рассматриваться как напоминание о Золотых воротах во Владимире, куда ведет путь, проходящий у подножия нового комплекса. Переход, где-то в вышине соединяющий башни, и в самом деле образует подобие ворот, правда вовсе не золотых.

Оглавление книги

Оглавление статьи/книги

Генерация: 0.566. Запросов К БД/Cache: 4 / 1
поделиться
Вверх Вниз