Книга: Шоссе Энтузиастов. Дорога великих свершений

Ивановское

Ивановское

В 1960 году границей Москвы стала Московская кольцевая автодорога (МКАД). Близ ее пересечения с шоссе Энтузиастов лежала тихая деревня Ивановское. Трасса кольцевой магистрали рассекла ее пополам. Восточная половина осталась в Московской области, зато обитатели западной сделались москвичами. Но и в пределах города старая деревенская застройка сохранялась почти десяток лет.

Лишь в конце 60-х годов волна массового строительства докатилась и до Ивановского. Там, где шоссе Энтузиастов приближалось к границам города, к югу от него оставался обширный участок почти квадратных очертаний площадью около 120 гектаров. В середине сохранялись домики бывшей деревни, шеренги которых вытягивались вдоль старой, давно заброшенной трассы Владимирской дороги. Неподалеку располагались хозяйственные постройки, огороды. Видное место на деревенской улице занимала небольшая сельская церковь.


Планировка жилого района Ивановское. Макет. Архитекторы В. Лебедев, П. Аранович, М. Гасперович, А. Цивьян, инженер-экономист Л. Цофнас

В целом ровный, мало застроенный участок представлял собой удобную площадку для массового строительства. Главной помехой являлись линии электропередачи, проложенные вдоль и поперек. Их нужно было переносить, перекладывать в подземные коллекторы.

Проектирование нового района было поручено мастерской № 12 «Моспроекта», которую возглавлял В. Лебедев. Помимо него в работе над проектом участвовали архитекторы П. Аранович, М. Гасперович, А. Цивьян, инженер-экономист Л. Цофнас[124].

Новый жилой массив, расположившийся у пересечения шоссе Энтузиастов с Московской кольцевой автодорогой, был составлен из трех микрорайонов. Их разделяли улицами с размещенными вдоль них торговыми комплексами со стандартным набором предприятий обслуживания.

Над перекрестком улиц Молостовых и Саянской, в самом центре Ивановского, был запроектирован общественный центр. В едином двухэтажном сооружении объединялись кинотеатр «Саяны», ресторан, универмаг, библиотека. Авторами комплекса стали архитекторы В. Лебедев, А. Цивьян, Б. Шабунин, инженер Л. Голубев[125].

Рядом расположилась спортивная зона. Между общественным центром и Терлецким парком пролегла широкая пешеходная эспланада. Помимо нее весь район пронизывала сеть пешеходных дорожек[126].

К началу 70-х годов ушли в прошлое пятиэтажки. Преобладающим типом нового московского жилья стали панельные девятиэтажные дома с увеличенной площадью квартир с лоджиями, оснащенные лифтами и мусоропроводами. Именно они составили большую часть жилой застройки Ивановского. Хотя фундаменты всех домов закладывались почти одновременно, первым строением Ивановского, введенным в строй, стал корпус 4 дома № 98 по шоссе Энтузиастов.

Главной изюминкой, заложенной в проект, явилась оригинальная плановая конфигурация жилых блоков – в виде дуг. Для этого четыре стандартных прямоугольных корпуса соединялись трапециевидными вставками-связками. В. Лебедев стал инициатором их применения в массовой жилой застройке, благодаря чему Ивановское на некоторое время оказалось в центре внимания.


Застройка жилого района Ивановское

С шоссе Энтузиастов открывается вид на изогнутые фасады этих жилых блоков, придающие новому району некоторое своеобразие. Проектировщики совершенно правильно отодвинули дома подальше от магистрали, отделив их от нее широкой зеленой полосой. Вдоль шоссе не предусматривались ни магазины, ни какие-либо предприятия обслуживания. Они сосредоточивались вдоль продольной планировочной оси нового района – Саянской улицы. Тем самым было достигнуто четкое функциональное деление: за шоссе сохранялась функция транзитной магистрали, а функции главного проезда, общественного центра района ложились на относительно тихую Саянскую улицу, избавленную от мощных транспортных потоков[127].

Словом, Ивановское стало определенным шагом вперед по сравнению с Бескудниковом и Дегунином. К сожалению, вновь повторилась печальная традиция московского строительства – часть замыслов проектировщиков осталась на бумаге. Не была построена запланированная развязка на пересечении шоссе Энтузиастов и Свободного проспекта. Промах стал очевидным, когда к северу от Ивановского выросли кварталы Южного Измайлова. Резко выросла транспортная нагрузка, и перекресток превратился в место постоянных заторов.

Не лучше обстоит дело и на продолжении шоссе за пределами города. Затянувшаяся на годы реконструкция превратила трассу «Волга» в одну из самых труднопроходимых федеральных дорог центра России…

Оглавление книги

Оглавление статьи/книги

Генерация: 0.368. Запросов К БД/Cache: 4 / 1
поделиться
Вверх Вниз