Книга: Шоссе Энтузиастов. Дорога великих свершений
Когда горела Рогожская
Когда горела Рогожская
Зато исправно выгорала будто бы захиревшая и запустевшая Рогожская слобода в другие годы, поскольку хиреть и пустеть она не собиралась. Правда, ямщицкий промысел быстро пришел в упадок, когда в 1861 году открылась железная дорога от Москвы до Нижнего Новгорода. Первоначально стальные пути от Кускова до Рогожской слободы проложили вдоль Владимирского шоссе, но вскоре по настоянию московских властей их перенесли, и они прошли южнее Рогожского кладбища[60]. Пассажирская станция и вокзал разместились у Нижегородской улицы, рядом с Рогожской слободой. Близость вокзала стала важным благоприятным фактором, позволившим рогожцам найти себе другие прибыльные занятия.
Наплыв путешественников вызвал определенное оживление в округе, в том числе и в Рогожской слободе. На ее улицах стали открываться постоялые дворы, маленькие гостиницы, лавки. Хотя выходившие на улицу дома были с виду каменными, их внутренние конструкции выполнялись из дерева, а во дворах в изобилии стояли также деревянные навесы, сараи, сеновалы. Так что гореть было чему.
Один из многочисленных постоялых дворов, расположенный в квартале между Вороньей, Андроньевской и 1-й Рогожской улицами, стал причиной следующего большого пожара 30 мая 1871 года. Огонь вспыхнул около четырех часов дня, его скорому распространению способствовали дворовые постройки, в том числе длинные навесы для лошадей, конечно же деревянные. Под навесами лежало сено, давшее обильную пищу пламени. К тому же дул сильный ветер, и через несколько минут пожар перекинулся на девять соседних домов и принял столь устрашающие размеры, что для борьбы с ним пришлось вызвать все пожарные части города. Но воды поблизости не оказалось, так как пожарный водоем близ Андроникова монастыря оказался пустым – его ремонтировали. Пожарные бочки пришлось гонять к ближайшему колодцу. В половине пятого прибыла паровая пожарная машина Пятницкой части, которую поставили у пруда рядом с вокзалом Московско-Нижегородской дороги. Затем прекратили поступление воды из Мытищинского водопровода в Таганский и Красноказарменный бассейны, направив ее в Андрониковский. Обилие воды внесло перелом в развитие событий, и, хотя к этому времени горели владения общей площадью около десятины, в шесть с половиной часов дальнейшее распространение пламени было остановлено. Последние очаги тушили уже ночью. В огне погибло девять жилых домов и много лавок по Андроньевской улице. К сожалению, бедствием воспользовались праздношатающиеся элементы, во всеобщей суматохе разграбившие ренсковый погреб и магазин колониальных товаров Прокофьева[61]. Впрочем, эти заведения все равно были уничтожены огнем.
В отличие от событий девятилетней давности на сей раз московские огнеборцы показали себя с лучшей стороны, сумев в считаные часы предотвратить распространение пламени. Небольшой прогресс в пожарном деле был налицо. Но до полного совершенства было еще далеко.
Это показал очередной пожар в Рогожской части. Утром 30 мая 1882 года вспыхнул лесной склад купца Лаврентьева, расположенный по соседству с Рогожской слободой. В этот день дул сильный ветер, и, несмотря на моросящий дождь, пламя в течение всего десяти минут охватило около сорока домов. На каланче Рогожской части сразу же подняли сигнал номер четыре, по которому на пожар примчались команды 13 частей (из 17 московских). Единственное, что они смогли сделать, – это лишь замедлить распространение огня. Через полтора часа полыхали уже 80 построек. Остановить пламя удалось только к шести часам вечера, когда стих ветер. Борьба с последними очагами пожара продолжалась всю ночь. В результате бедствия, помимо лесного склада и примыкавшего к нему лесопильного завода, было уничтожено 97 домов. Как показало предпринятое по горячим следам расследование, одной из причин не слишком успешных действий пожарных явилась крайняя изношенность инвентаря. Все пожарные рукава, как имевшиеся у местных жителей, так и привезенные пожарными командами, оказались ветхими, в мелких дырках, пропускающих воду.
Удивительно несчастливой была эта Рогожская слобода. Прошло два десятка лет, и опять катастрофический пожар. 28 августа 1903 года загорелась так называемая новая стройка – ряды домов по Еремеевскому и Брошевскому переулкам. Пожар начался около восьми часов вечера. Шесть прибывших пожарных частей сумели остановить огонь к полуночи, но окончательно победить его смогли только спустя 14 часов. Выгорело 27 владений, погибли лошади и прочий домашний скот. Из большинства домов не удалось спасти ничего из домашнего скарба[62].
Последствия пожара на новой стройке Рогожской слободы. 1903 г.
Удивительно, но вечером 29 августа многострадальная новая стройка снова загорелась, но, к счастью, два деревянных дома смогли потушить всего две пожарные части.
Возможно, один из этих пожаров и послужил основой для воспоминаний почтенного рогожского старожила. Правда, ни один из них не пылал в течение трех дней, поэтому к леденящим душу подробностям рассказа П. И. Богатырева пока следует относиться с определенным скепсисом. Но и непридуманных, реальных пожаров в истории Рогожской слободы было более чем достаточно.
- Загадки старой Владимирской дороги
- Варварское начало
- Авангард на Красной площади
- Несбывшиеся мечты Зарядья
- Опоздавшая стройка
- Прекрасная «Россия»
- Как горела «Россия»
- Конец «России»
- От Варвары до Георгия
- «Гораздо Средние ряды»
- Как падают старые стены
- Новые приключения Старого Гостиного двора
- Варварская торговля
- Деловые Кулишки
- Особенности варварской архитектуры
- Соляной поворот
- Метаморфозы Соляного двора
- «Часто терпит пораженье даже умный генерал, Если место для сраженья неудачно он избрал…»
- Архитектурные шедевры Солянки
- Новая Солянка
- Мост замедленного действия
- У Яузы
- Котельники
- Николоямская (Ульяновская)
- Где падают купола…
- Воронья улица
- Пожар-загадка
- Когда горела Рогожская
- Школьная улица
- Блеск и нищета Школьной
- Первый путепровод
- Кошмары третьей версты
- Завод «Серп и Молот»
- Единоверие у Рогожской
- Академия архитектуры берется за промышленное строительство
- Конструктивизм Энтузиастов
- «Я за то тебя, детинушка, пожалую: что двумя столбами с перекладиной…»
- Почти проспект
- Дангауэровка
- Легенды Анненгофской рощи
- Электрогород первой пятилетки
- Радиогород второй пятилетки
- Эскалаторы «Авиамоторной»
- Два фона и левосторонняя Казанка
- Опасная лаборатория
- На благо москвичей
- Травушку-муравушку не таптывати…
- Некому березу заломати…
- Недолговечный «Нефтегаз»
- В русле нефтегазовых традиций
- Проспект Буденного
- Электродный завод
- Образцовый «Прожекторстрой»
- «Слава»
- Владимирские улицы
- Дачное Новогиреево
- Малоэтажное Перово
- Кони и паровозы Измайловского парка
- За зеленой стеной
- Ивановское
- Все еще впереди
- Сноски из книги
- Содержание книги
- Популярные страницы
- Кто, где, что, когда...
- Когда лучше ехать
- Кто, что, когда?
- Там, некогда готовился тайный заговор против Петра Великого
- Когда ехать
- КОГДА ПЛАВИЛИСЬ КАМНИ,
- Крым, которому никогда не будет конца
- Глава 9 Когда наступают холода
- Глава 12. Когда финансы поют романсы.
- Ратуша сгорела
- Сгорела даже синагога
- Писать отказы неприятно и некогда. Редакторы