Книга: Шоссе Энтузиастов. Дорога великих свершений

У Яузы

У Яузы

За Бульварным кольцом Солянка переходит в Яузскую улицу. По плотности архитектурных памятников столь короткая (всего полтораста метров) улица вполне может равняться с Варваркой. И это притом, что на ее правой стороне не осталось ни одного дома. Снос обширного квартала, занимавшего треугольник между бульваром, рекой Яузой и Яузской улицей, был начат в конце 30-х годов при строительстве Большого Устьинского и Астаховского мостов и завершен в 1975 году.

Зато на противоположной стороне что ни дом, то сокровище. Например, двухэтажный классический особняк № 1 выстроен в 1820–1824 годах и включает в себя фрагменты более старой постройки. Центр фасада выделен поставленным на выступ первого этажа шестиколонным портиком, который придает небольшому зданию настоящую монументальность. К заслугам неизвестного автора проекта следует отнести и закругление левого крыла. Тем самым было достигнуто удачное решение угла Яузских улицы и бульвара. Рядом с домом № 1 сохранилась каменная лавка начала XIX века, едва ли не единственная в Москве.

Следующий дом под № 3 был построен в конце XVIII века и принадлежал семейству Гончаровых, родственников жены А. С. Пушкина. О том, как здание выглядело в то время, можно судить по чертежам, вошедшим в один из «Альбомов партикулярных строений» М. Ф. Казакова. За протяженным монолитным фасадом, центр которого был выделен мезонином и пилястровым портиком, скрывались целых три строения – главный дом и два боковых флигеля. Самой старой постройкой этого конгломерата являлся правый, восточный флигель, вероятно выстроенный в середине XVIII столетия, причем из кирпича, полученного от разборки еще более древнего строения. Второй этаж левого флигеля занимал большой зал с большими окнами (часть из них впоследствии была заложена). Оба флигеля были полностью выстроены из кирпича, а вот с главным домом дело обстояло хуже. Его второй этаж и мезонин были деревянными. Это роковым образом сказалось на судьбе памятника. В 1812 году дом горел в пламени московского пожара. Сравнительно мало пострадавшие флигеля и первый этаж главного дома к 1816 году восстановили, а до второго этажа руки так и не дошли[37]. Лишь около 2010 года современные реставраторы вернули зданию вид, который запечатлен в «Альбомах…» Казакова.


Вид с Высокояузского моста вниз по течению Яузы. Фото 1880-х гг.

С родом Гончаровых тесно связана следующая постройка – высокая, хотя и несколько тяжеловатая по формам башня, известная как колокольня церкви Троицы в Серебряниках. Однако в нижнем ярусе колокольни располагалась отдельная церковь Иоанна Предтечи. Средства на постройку дал А. А. Гончаров, дед Н. Н. Гончаровой, жены А. С. Пушкина. Выстроенная в 1764–1768 годах стройная, богато декорированная колокольня относится к лучшим произведениям стиля барокко в Москве. Немудрено, что для нее стали подыскивать подходящего автора из числа московских знаменитостей. Основным кандидатом на эту роль оказался К. Бланк. Хотя документальных подтверждений не найдено, именно этого зодчего без тени сомнения называют автором проекта колокольни[38]. Вдобавок часто ее датируют 1781 годом, когда была выстроена сама церковь Троицы в Серебряниках (Серебрянический переулок, № 1/3). Она намного скромнее своей прекрасной колокольни и скрывается за ее мощным объемом. Формы храма характерны для архитектуры позднего барокко, уже архаичной во время строительства. Однако пилястровые портики с тем же основанием можно считать и чертами раннего классицизма. Словом, храм – любопытный памятник эпохи архитектурной перестройки.

Вот так и пишется история московской архитектуры, да и Москвы в целом. Для всевозможных «исследователей» не составляет никакого труда заменить отсутствующие данные домыслами.

Наконец, завершавший улицу дом также весьма стар. Он появился в начале XIX века, о чем говорит отделка его боковых крыльев. А эклектичное оформление центральной части относится к середине того же столетия.

Жаль, что обозреть эту вереницу памятников архитектуры во всей красе не удается. В 1940 году старый низкий Астаховский мост через Яузу по проекту инженера И. Н. Гольбродского и архитектора И. В. Ткаченко был заменен новым, высоко поднятым над водой. Тогда же для обеспечения удобного подъезда к мосту проезжую часть улицы подняли до его уровня. В результате автомобили по Яузской улице движутся на уровне вторых этажей домов. От проезжей части их отделяет высокая подпорная стенка, и все постройки начиная с дома Гончаровых кажутся провалившимися в глубокую яму.

В последнее время с улицей произошла любопытная метаморфоза. Демократическим переименователям не понравилась лежащая по другую сторону Яузы Интернациональная улица (национализм им, видимо, более по душе). И, особо не задумываясь, они взяли да и присоединили ее к Яузской. Сделано было, естественно, под флагом «восстановления исторических названий», хотя Интернациональная никакого отношения к Яузской не имела и до 1922 года именовалась Таганской.

Оглавление книги

Оглавление статьи/книги

Генерация: 2.359. Запросов К БД/Cache: 4 / 1
поделиться
Вверх Вниз