Книга: Шоссе Энтузиастов. Дорога великих свершений

Почти проспект

Почти проспект

Безобразный надземный переход дал повод остановиться на проблеме нарастающего засорения Москвы технологическими сооружениями и устройствами, которым совсем не место на улицах и над ними. В данном случае это особенно обидно, так как пешеходный мостик над пересечением с Авиамоторным проездом перекрывает вид на самый интересный в архитектурном плане отрезок шоссе Энтузиастов. Здесь оно приобретает облик, достойный настоящего столичного проспекта. Жаль только, что отрезок этот слишком короток.

С левой, северной стороны его открывает небольшое здание пожарной части (шоссе Энтузиастов, № 11). Выстроенное в 1927–1929 годах по проекту А. В. Куровского, оно наряду с аналогичными сооружениями во Всехсвятском (ныне Ленинградский проспект, № 71А) и Ленинской слободе (ныне Ослябинский переулок, № 2) вошло в число первых пожарных частей советской постройки. К этому времени в центре города пожарные каланчи уже потеряли свое значение, так как со всех сторон их обступали многоэтажные дома, перекрывавшие видимость наблюдателям. Но на окраинах, где преобладающим типом жилья были одно – и двухэтажные хибарки, каланчи по-прежнему обеспечивали раннее выявление пожаров.

Но так продолжалось недолго. Интенсивная реконструкция окраин города, начавшаяся во второй половине 20-х годов, быстро уничтожила низкую застройку, заменив ее новыми домами, значительно более высокими, чем стоявшие рядом каланчи. И потому с начала 30-х годов новые здания для пожарных частей стали строиться без этих традиционных атрибутов.

Каланча на шоссе Энтузиастов также померкла, стушевалась на фоне своего могучего соседа – восьмиэтажного жилого дома № 13 (во время строительства он носил № 111). Композиционная схема проста: два мощных ризалита соединяются центральной вставкой, более низкой и проще отделанной. В ней находится двухпролетный проезд во двор. Видимо, архитектор В. Б. Орлов изначально замышлял свое детище во вполне конструктивистском духе, но времена менялись, и на фасаде осуществленного здания заметны усилия зодчего хотя бы чуть-чуть смягчить изначальную жесткость и холодность. Какое-то подобие руста на первом этаже, обработка наличниками центрального проезда во двор, странные вертикальные тяги, объединяющие окна трех этажей… Предпринятые на ходу усилия особым успехом не увенчались, декоративные детали фасада не сложились в стройную систему, отчего дом, утратив свойственную конструктивизму строгость, приобрел несколько наивную приукрашенность.


Жилой дом № 13 по шоссе Энтузиастов. Архитектор В. Б. Орлов. 1935 г.

Дом № 13 (так называемый корпус А) стал одним из первых элементов архитектурного ансамбля, создаваемого на пересечении шоссе Энтузиастов и Центрального проезда Дангауэровской слободы (позже ставшего частью Авиамоторной улицы). До начала войны были завершены также корпуса Б (ныне Авиамоторная улица, № 16), В (шоссе Энтузиастов, № 24/43), Г (шоссе Энтузиастов, № 20)[69]. Самым скромным в этом ряду выглядит пятиэтажный корпус Б, выстроенный в 1933–1935 годах по проекту того же В. Б. Орлова и С. Н. Бобылева. Первоначально аскетически примитивный фасад дома архитекторы сумели оживить с помощью простых декоративных деталей. Их работа может рассматриваться в качестве образца перехода от ортодоксального конструктивизма к постконструктивизму.

К этому времени проезд Дангауэровской слободы стал частью Авиамоторной улицы. Это название объясняется тем, что близ ее начала, на 1-й Синичкиной улице, на рубеже 30-х годов планировалось строительство Центрального института авиационного моторостроения[70].

Корпуса А и Б, близкие по своему архитектурному решению и имеющие общего автора, неплохо согласовывались и по первоначальному замыслу должны были стать элементами одного крупного сооружения. Дело в том, что корпус А изначально проектировался более длинным – три ризалита соединялись двумя вставками. То, что сейчас является правой частью дома, должно было стать его центром. Но реализации проекта в полном объеме что-то помешало, вероятнее всего, на месте правого фланга оказалась более или менее капитальная постройка, со сносом которой решили повременить. После войны, когда вновь обратились к застройке шоссе Энтузиастов, прежние проекты были забыты.

В результате вместо завершения ансамбля на левой стороне шоссе между корпусами А и Б, на самом углу Авиамоторной улицы, в 1950 году началось строительство более крупного сооружения – жилого дома № 15/16 (ранее он числился под № 113) с кинотеатром «Пламя» на первом этаже. Авторы проекта – архитекторы И. Л. Маркузе и Ю. Р. Рабаев, инженеры А. А. Румянцев и В. Д. Янин – решили фасад мощной одиннадцатиэтажной пластины подчеркнуть вертикальными членениями, вступающими в резкое противоречие со спокойными горизонталями своих соседей. Вдобавок к основному корпусу примкнула еще более высокая угловая тринадцатиэтажная башня[71]. Из-за своей небольшой ширины (всего четыре оси по фасаду) она выглядит непропорционально тощей и неустойчивой. Проектируя новый дом, его авторы демонстративно не посчитались с окружением, и их творение (само по себе довольно эффектное) плохо вписалось в складывавшийся ансамбль.


Проект жилого дома завода. Главный фасад. Архитектор В. Б. Орлов. 1935 г.

Значительно однороднее выглядит застройка противоположной, южной стороны. Ее главным элементом является корпус Г – жилой дом под нынешним № 20 (а под старым 104–112). История последнего берет свое начало еще с 1934 года, когда в 5-й мастерской Моссовета архитекторы М. Г. Виссинг, А. И. Милютин, М. М. Липкин запроектировали вдоль шоссе два жилых квартала для инженерно-технических работников предприятий «Электродный завод», «Нефтегаз», «Синтетический каучук»[72]. В полном объеме широкий замысел осуществления не получил, однако в 1937–1939 годах по проекту того же М. Г. Виссинга в сотрудничестве с А. Н. Федоровым и И. Г. Буровым был выстроен девятиэтажный дом. В его восьми секциях располагалось более ста прекрасных квартир, в которых поселились инженеры и рабочие окрестных предприятий, в основном завода «Радиоприбор». В отделке фасадов зодчие применили мотивы классической архитектуры – пилястры на верхних этажах, балюстрады балконов, карниз большого выноса. В результате дом приобрел достойную представительность и стал архитектурной доминантой района, отмечая одновременно пересечение шоссе и Авиамоторной улицы.

По другую сторону улицы одновременно появился еще один гигант жилищного строительства того времени – девятиэтажный корпус В – дом № 24/43 (старый № 108–114) по шоссе Энтузиастов. Первый проект дома, предназначавшегося для работников расположенной неподалеку Сталинской ТЭЦ, выполнили архитекторы Ф. И. Михайловский и А. А. Ульбрих из 10-й архитектурно-проектной мастерской[73]. Однако решенный в духе скромного постконструктивизма проект не соответствовал изменившейся архитектурной моде. Его отвергли, заказав новый архитекторам И. И. Комарову и Ф. Н. Крестину[74]. Им повезло больше. В 1938–1939 годах дом был выстроен и сдан в эксплуатацию. После войны рядом с ним решили поставить еще более крупное сооружение – жилой дом завода «Фрезер» (№ 26). Огромное Г-образное в плане здание высотой в десять этажей с двенадцатиэтажными угловыми башенками было выстроено по проекту архитекторов В. В. Калинина, В. Сергеева, инженера И. А. Авдея[75]. Начатое в 1951 году грандиозное строительство было завершено лишь в 1956 году.


Проект жилого дома рабочих СТЭЦ в Москве. Перспектива. Архитекторы Ф. И. Михайловский, А. А. Ульбрих. 1934 г.

С перекрестка хорошо просматривается участок Авиамоторной улицы к северу от шоссе. По нечетной стороне улицы расположен Лефортовский колхозный рынок (№ 39)[76]. Сооружение вроде бы вполне прозаическое, однако архитекторы А. А. Никонов, А. Н. Козлов, А. С. Мызников, конструкторы М. Б. Голубев, В. Б. Архангельский умудрились придать своему детищу острое своеобразие. Композиция строится на системе ступенчато развитых крытых и полуоткрытых пространств. Интерес представляет и конструктивная основа рынка, составленная из металлических пространственных элементов[77]. Жаль, что эффект восприятия нетрадиционного сооружения снижен обильной и разномастной рекламой, практически скрывающей уличный фасад.

Напротив недавно появился очередной деловой центр (Авиамоторная улица, № 14). А до того на этом месте стояло очень интересное сооружение, одно из первых в советской Москве зданий научного назначения. В 20-х годах участок, который в то время числился под № 111а по шоссе Энтузиастов, отвели Почвенному институту Наркомата земледелия. В 1928 году началось строительство здания. Проект архитектора А. С. Гребенщикова был необычным – институт выглядел как небольшой замок. С правой стороны возвышалась четырехэтажная башня, завершенная каким-то подобием зубцов. Вторую башню с огромной аркой, имитирующей крепостные ворота, зодчий вкомпоновал в левое крыло. Сложный план здания также в равной степени был свойственен как средневековым, так и наиболее передовым в те годы конструктивистским постройкам. Строительство, которое велось под руководством прораба И. В. Каменского, завершилось в декабре 1930 года[78]. Проект был несколько упрощен, изменения здание претерпело и в ходе последующей эксплуатации. Но все равно обидно, что уникальное для советской Москвы здание, в котором в равной мере смешались мотивы конструктивизма и черты «рыцарского замка», исчезло в начале XXI столетия.

Оглавление книги

Оглавление статьи/книги

Генерация: 0.132. Запросов К БД/Cache: 1 / 0
поделиться
Вверх Вниз