Книга: Шоссе Энтузиастов. Дорога великих свершений
Недолговечный «Нефтегаз»
Недолговечный «Нефтегаз»
Неподалеку от ТЭЦ всего полвека располагалось еще одно предприятие, имевшее колоссальное значение для городского хозяйства Москвы – нефтегазовый завод. Во все века москвичам тепло требовалось не только для обогрева. Нужно было готовить пищу – варить, жарить, кипятить. Долгое время для этого служили все те же печи, бывшие поистине важнейшей деталью любого московского жилья, главным фактором жизнеобеспечения.
В середине XIX столетия на смену печам пришли новые, более удобные приспособления, работавшие на керосине или, что было гораздо удобнее, на газе. В 1866 году близ нынешнего Курского вокзала открылся первый в Москве газовый завод. Сырьем для получения газа служил уголь, который сначала доставлялся из Англии! Перевозки по морю, а затем по железной дороге резко повышали его стоимость, поэтому кубическая сажень газа в Москве обходилась вдвое дороже, чем, скажем, в Амстердаме. Для хранения готового продукта использовались так называемые мокрые газгольдеры. В них газ собирался под огромные плававшие в воде колпаки. Цилиндрические объемы газгольдеров сохранились до наших дней. После недавней реконструкции в них разместились конторы и прочие более или менее ненужные заведения.
Но мощности завода были ограничены, вырабатываемый газ не отличался высокой теплотворной способностью, и потому к 1917 году в городе насчитывалось всего около трех тысяч абонентов газовой сети. Большинство москвичей продолжало готовить еду на керосинках или даже дедовских печах.
Срочные меры по исправлению ситуации предприняла советская власть. В конце 20-х годов началось строительство завода «Нефтегаз». Выбор места для него (ныне шоссе Энтузиастов, № 40) с точки зрения нашего современника признать особо удачным нельзя. Но тогда это была окраина города, и по сравнению со старым заводом, который в свое время посадили в паре сотен метров от Садового кольца, размещение нового предприятия служило почти образцом соблюдения экологических норм. На площадке размером в 36 гектаров требовалось возвести 44 корпуса разных размеров и конфигураций, в которых и осуществлялось получение газа из доставляемого по железной дороге мазута.
Завод был признан одним из важнейших объектов, и его строительство велось ударными темпами. Этому способствовала четкая организация управления. На стройке был единственный хозяин – трест «Нефтегазстрой», координировавший работы одиннадцати подрядчиков, в числе которых были столь мощные организации, как «Теплострой», Всесоюзное электротехническое объединение и другие. Основные сооружения комплекса возвел трест «Теплобетон», использовавший различные, самые передовые по тем временам строительные материалы и технологии – сборные железобетонные конструкции, монолитные бетонные стены, теплобетонные блоки. В декабре 1929 года приступили к освоению площадки, а в середине 1930-го началась сдача в эксплуатацию первых построек. Спешно достраивались печи, котельная, смолоперегонная станция, мастерские и другие объекты[100].
В начале 1931 года завод вошел в строй. Получаемый на нем высококалорийный газ частично напрямую отправлялся потребителям, частью смешивался с водяным газом, вырабатываемым старым заводом, повышая его качество. Пуск «Нефтегаза» позволил сразу увеличить число потребителей газа в три, а затем и в десять раз!
Значение завода для городского хозяйства Москвы было огромным, но это продолжалось недолго. Основой полной газификации города стал природный газ. Уже в ходе Великой Отечественной войны началось строительство газопровода Саратов – Москва, и с 1946 года газовые плиты начали в массовом порядке устанавливать на всех московских кухнях, даже в самых жалких бараках, где не было ни водопровода, ни канализации!
- Загадки старой Владимирской дороги
- Варварское начало
- Авангард на Красной площади
- Несбывшиеся мечты Зарядья
- Опоздавшая стройка
- Прекрасная «Россия»
- Как горела «Россия»
- Конец «России»
- От Варвары до Георгия
- «Гораздо Средние ряды»
- Как падают старые стены
- Новые приключения Старого Гостиного двора
- Варварская торговля
- Деловые Кулишки
- Особенности варварской архитектуры
- Соляной поворот
- Метаморфозы Соляного двора
- «Часто терпит пораженье даже умный генерал, Если место для сраженья неудачно он избрал…»
- Архитектурные шедевры Солянки
- Новая Солянка
- Мост замедленного действия
- У Яузы
- Котельники
- Николоямская (Ульяновская)
- Где падают купола…
- Воронья улица
- Пожар-загадка
- Когда горела Рогожская
- Школьная улица
- Блеск и нищета Школьной
- Первый путепровод
- Кошмары третьей версты
- Завод «Серп и Молот»
- Единоверие у Рогожской
- Академия архитектуры берется за промышленное строительство
- Конструктивизм Энтузиастов
- «Я за то тебя, детинушка, пожалую: что двумя столбами с перекладиной…»
- Почти проспект
- Дангауэровка
- Легенды Анненгофской рощи
- Электрогород первой пятилетки
- Радиогород второй пятилетки
- Эскалаторы «Авиамоторной»
- Два фона и левосторонняя Казанка
- Опасная лаборатория
- На благо москвичей
- Травушку-муравушку не таптывати…
- Некому березу заломати…
- Недолговечный «Нефтегаз»
- В русле нефтегазовых традиций
- Проспект Буденного
- Электродный завод
- Образцовый «Прожекторстрой»
- «Слава»
- Владимирские улицы
- Дачное Новогиреево
- Малоэтажное Перово
- Кони и паровозы Измайловского парка
- За зеленой стеной
- Ивановское
- Все еще впереди
- Сноски из книги
- Содержание книги
- Популярные страницы