Книга: Шоссе Энтузиастов. Дорога великих свершений
Дангауэровка
Дангауэровка
Фасады домов № 20, 24, 26 скрывают, пожалуй, самый интересный архитектурный ансамбль в окрестностях шоссе. Это жилой массив Дангауэровка, или, как его называли в то время, Новые дома. Среди своих ровесников – других районов массовой застройки 20-х – начала 30-х годов, застраивавшихся по преимуществу типовыми домами, – он выделяется разнообразием составляющих его зданий.
Во второй половине XIX столетия вблизи Владимирского шоссе возник котельный завод немецких предпринимателей А. К. Дангауэра и В. В. Кайзера. Место для него было выбрано с учетом удобства подвоза тяжелого сырья и отправки готовой продукции – как по шоссе, так и по проходящей вблизи железной дороге.
Рядом с предприятием возник небольшой поселок, в котором селились рабочие. По фамилии заводчика поселок стал именоваться сперва в обиходе, а затем и официально Дангауэровкой. В начале XX века его включили в границы города. Но на городской район Дангауэровка походила мало. Грязная, лишенная всяких городских удобств окраина напоминала скорее бестолковое фабричное село, каких много расплодилось в центральной России того времени.
Изоляция поселка подчеркивалась и отсутствием пассажирских транспортных связей с Москвой. Трамвайная линия дотянулась туда только в 1925 году. И трамвай стал провозвестником прекрасных перемен в судьбе грязной Дангауэровки.
Как только возобновилось остановленное Первой мировой и Гражданской войнами жилищное строительство, советская власть взялась за нормализацию быта рабочих. В разных концах города появились обширные строительные площадки, даже целые участки. Быстрыми темпами возводились десятки домов с благоустроенными квартирами, куда из бараков и подвалов переселяли рабочих окрестных предприятий.
Одним из самых крупных строительных участков стала Дангауэровка. Всего за несколько лет были полностью сметены ее жалкие лачуги, на их месте один за другим поднялись многоэтажные жилые дома. Огромную важность имело то, что к ним сразу же подводились инженерные коммуникации, все квартиры получали электрическое освещение, водопровод, канализацию, центральное отопление.
Эскизный проект планировки Дангауэровской слободы. 1930 г.
Как это часто бывало, реконструкция началась не с территорий, непосредственно прилегающих к магистрали, а с отдаленных от нее участков, где располагались самые отвратительные трущобы. В число первенцев новой Дангауэровки вошла так называемая «Американка». Под таким именем фигурировали два крупных дома со сложными планами, напоминающими цифру «5» в прямом и зеркальном изображении, повернутые навстречу друг другу (ныне 3-я Кабельная улица, № 2 и 4). Каждый из них состоял из пяти состыкованных корпусов. Ближайшие к Кабельной улице корпуса имели по шесть этажей, дворовые – по пять. Извилины «пятерок» образовывали просторный и очень уютный двор. В отличие от темных и грязных задворок московского центра этот двор был сразу благоустроен и озеленен.
Накопившаяся отсталость строительного комплекса столицы заставила в те годы обращаться к содействию иностранных компаний. В частности, в Москве много строила американская компания «Лонг эйкр». Именно ее специалисты были заняты и на стройке первых домов Дангауэровки, чем и объясняется их необычное прозвище. Руководил работами инженер Г. Т. Браун. Однако вопреки распространенным утверждениям проект комплекса разрабатывали вовсе не американцы, а советский архитектор А. Ф. Жуков или Anatol Gukoff, как не без юмора было помечено на проектных чертежах. Помогал ему другой зодчий, А. Савинков, выполнивший часть чертежей[79]. Некоторый налет американизма в проект Жукова – Савинкова все же вкрался. Каждый из двух жилых домов «Американки» включал по тринадцать секций. Одиннадцать представляли собой советскую типовую секцию № 29, зато две остальные имели американскую планировку.
Схема размещения строившихся жилых корпусов Дангауэровской слободы. 1928–1935 гг.
Озелененный двор жилого комплекса «Американка» в Дангауэровке. Фото 1936 г.
Начатые в 1929 году работы на «Американке» были завершены уже в следующем году. Рабочие окрестных предприятий получили почти три сотни отличных по тем временам квартир[80].
Одновременно на восточной стороне нового поселка разворачивал работы трест «Мосстрой». Здесь располагался его строительный участок-литера Р. Руководили работами А. И. Кучеров и А. Я. Ванкевич. Вдоль современных улиц 2-й Кабельной и Пруд Ключики сооружались жилые дома под строительными номерами 2, 4, 5, 6.
Пятиэтажный корпус 2 (ныне Авиамоторная улица, № 47) был выстроен в 1928–1929 годах по проекту И. А. Звездина[81]. Он же с участием Е. В. Шервинского спроектировал и эффектный корпус 4 (ныне Авиамоторная улица, № 49/1). Акцентом его южного фасада, выходившего на обширную площадь, стал высокий (два этажа) и широкий (три пролета) проезд во двор. Благодаря ему, а также небольшой башенке над ним дом выглядел вполне представительно. Не зря именно его фотографии чаще всего сопровождали репортажи о новой Дангауэровке. К сожалению, в последующие годы просторный проезд был сочтен излишней роскошью, и его сократили до маленького отверстия. Дом приобрел несколько новых комнат, зато лишился самой броской, запоминающейся детали своего облика.
Шестой корпус (ныне улица Пруд Ключики, № 5), выстроенный в 1928 году по проекту И. А. Звездина и Е. В. Шервинского, выделяется сложной конфигурацией плана, составленного из пяти объемов[82]. Одновременно с ним строился и соседний, пятый корпус (ныне улица Пруд Ключики, № 3). Судя по схожести архитектурного решения, проекты этих построек разрабатывали те же авторы.
Наименее удачным элементом нового поселка стал квартал, заключенный между шоссе Энтузиастов, Авиамоторной, 2-й Кабельной улицей и 2-м Кабельным проездом. Его застройку составили шесть протяженных (по шесть-семь секций) пятиэтажных корпуса скучнейшего, совершенно казарменного вида. Сотрудники отдела гражданского строительства Моспроекта не сделали даже слабой попытки придать эти домам хоть какую-нибудь приветливость, не говоря уж о разнообразии. Проектировали их авторские коллективы, несколько отличавшиеся по своему составу, но основную роль в них играли одни и те же лица – Б. Н. Блохин, Н. М. Молоков. Так, седьмой корпус (ныне Авиамоторная улица, № 18) в 1930 году проектировали Н. М. Молоков, Б. Н. Блохин, П. А. Толстых[83], корпуса 9 и 10 (ныне Авиамоторная улица, № 206, 20в) – М. Мотылев, Н. М. Молоков[84], корпус 11 (ныне шоссе Энтузиастов, № 20а) – Б. Н. Блохин, Н. М. Молоков[85]. Корпус 8 (ныне шоссе Энтузиастов, № 20 г) строился для работников хлебозавода № 1 по проекту Н. Г. Родионова, Б. Н. Блохина, Н. М. Молокова, Н. Д. Чекмотаева[86].
Проект жилых домов в Дангауэровке (ныне 2-я Кабельная, № 15 и Авиамоторная, № 20). Архитектор Е. В. Шервинский. 1929 г.
К откровенно казарменному виду этих сооружений следует присоединить и не слишком высокое качество строительства. Сегодня их техническое состояние внушает опасения. Одно здание, бывший корпус 8, уже снесено.
Жилые дома по 2-й Кабельной улице, № 15 и Авиамоторной улице, № 20. Архитекторы Е. В. Шервинский, И. А. Звездин. 1929 г.
Правда, не самое приятное впечатление от внутренней застройки квартала в значительной степени помогают исправить корпуса 13 и 14 (ныне 2-я Кабельная улица, № 15 и Авиамоторная улица, № 20), сооруженные в 1929–1930 годах для ЖСК Моссовета (проект был разработан Е. В. Шервинским[87] и реализован с участием И. А. Звездина). Два пятиэтажных дома с шестиэтажными башнями, обрамляющими проезд внутрь квартала, стали своеобразной ширмой, прикрывшей неказистые торцы корпусов 8–11. Мастерство архитекторов проявилось в приданном башням уступчатом плане, подчеркивающем их значение как своеобразных пропилеев, оформлении их фасадов длинными угловыми балконами[88].
Но и эти вполне удачные дома уже через пару лет стали казаться слишком аскетичными. Жить становилось легче, жить становилось веселее, и в соответствии с этим начали меняться и архитектурные вкусы. Зодчие вновь стали заботиться не только об удобствах новых домов, но и о внешнем впечатлении, которое они производили на москвичей. Самым естественным средством стало придание стандартным конструктивистским коробочкам некоторой нарядности с помощью простейших декоративных деталей – карнизов, тяг, балконных балюстрад.
Новые тенденции нашли свое отражение в доме № 22/12 по Авиамоторной улице. Протяженный пятиэтажный корпус (тогда он именовался корпусом 15) строился в 1934–1936 годах для сотрудников Института телемеханики и связи по проекту А. И. Федорова, М. Г. Виссинга и И. Г. Бурова из проектной мастерской № 6[89].
На фоне построек предшествующих лет его выделяет явное стремление повысить декоративность фасада – первый этаж отделан под легкий руст, окна окружены тонкими рамками, эффектно сгруппированы разнообразные по форме и размеру балконы. Самый большой из них сплошной лентой вытянулся вдоль всего второго этажа. При этом конструктивистские истоки проекта прослеживаются в подчеркнутой асимметрии угловых частей: северная срезана под острым углом и снабжена забавными треугольными балкончиками, южная выделана мощным призматическим объемом, слегка заглубленным во двор.
Асимметрично расположен и проезд во двор. Но в данном случае конструктивизм ни при чем. Архитекторы запроектировали широкий, расположенный строго по центру дома проезд, однако впоследствии из трех его пролетов оставили лишь один боковой. Два остальных превратили в дополнительные помещения. Повторилась история дома № 47 по Авиамоторной улице. В те нелегкие времена московские хозяйственники из чисто утилитарных соображений не задумываясь искажали красивые замыслы зодчих. Возможно, сейчас настала пора вернуть дангауэровским домам первоначальный облик.
Двор владения № 22/12 замыкается корпусом 16 (2-я Кабельная улица, № 10), выстроенным в те же годы для рабочих завода «Электропровод». Он еще более наряден. Расчлененный горизонтальными тягами фасад венчается сильно вынесенным красивым карнизом, окна третьего и четвертого этажей попарно объединяются общими рамками. И вновь асимметрично расположенный проезд во двор, даже не проезд, а проход. Запроектированный авторами дома архитекторами Е. А. Трубниковым и Н. Г. Рябцевым широкий трехпролетный проезд застроили столь плотно, что от него осталась лишь узкая щель, в которой с трудом расходятся два пешехода[90].
Следует упомянуть прораба, руководившего строительством нескольких дангауэровских корпусов. В этой роли выступала женщина – Л. В. Сергеева.
Застройка Дангауэровки велась комплексно, одновременно с жильем вводились в строй расположенные на первых этажах магазины, детские сады, ясли. И конечно, рядом с новыми домами в 1935 году появилась школа. Первоначальный проект профессора Д. Ф. Фридмана напоминал все, что угодно – Дворец культуры, Дом Советов, музей, гостиницу. Стены здания были сплошь увешаны барельефами, обогащены декоративными колоннадами, входные лестницы украшены скульптурой. Всю эту бутафорию ликвидировали при утверждении проекта. Но от этого выстроенная по проекту Фридмана школа на Авиамоторной улице только выиграла. Ее облик правдиво говорил о назначении здания, сохранив в значительной степени свою внешнюю эффектность. Мастерски использовал архитектор окна нестандартных размеров. И если в большинстве других школ-ровесников они образовывали мерный ряд одинаковых проемов, поставленных через равные промежутки, то в школе на Авиамоторной улице окна разных размеров собраны в отдельные группы, благодаря чему фасад получил особую выразительность. Само здание сложено из четырехэтажных, трехэтажных и одноэтажных частей. Помимо двух боковых входов оно имеет и парадный центральный, придающий учебной постройке дополнительную торжественность. Правда, в функциональном плане он оказался излишним – им почти не пользовались.
Не последнюю роль играет и исключительно удачное размещение здания. Школа стала композиционным центром всего прилегающего района. Она поставлена на небольшом возвышении, а перед ней расстилается обширная озелененная площадь (до сих пор не получившая названия). Простые очертания обрамляющих школу жилых корпусов эффектно оттеняют строгое и вместе с тем броское решение ее фасада.
К концу 30-х годов строительная индустрия Москвы значительно окрепла. О ее стремительном развитии свидетельствуют последние предвоенные элементы дангауэровского жилого комплекса. К югу от площади по обе стороны Авиамоторной улицы стоят дома под № 30 и 51. Проектировал их архитектор К. И. Джус, известный прежде всего как автор самой массовой в Москве 30-х годов серии школьных зданий. Не менее успешно работал он и в области жилищного строительства. Восьмиэтажные, оснащенные лифтами дома наглядно демонстрировали переход от скромных, утилитарных (хотя и вполне достойных по тем временам) первых дангауэровских построек к архитектуре крупных, представительных и более комфортабельных зданий.
- Загадки старой Владимирской дороги
- Варварское начало
- Авангард на Красной площади
- Несбывшиеся мечты Зарядья
- Опоздавшая стройка
- Прекрасная «Россия»
- Как горела «Россия»
- Конец «России»
- От Варвары до Георгия
- «Гораздо Средние ряды»
- Как падают старые стены
- Новые приключения Старого Гостиного двора
- Варварская торговля
- Деловые Кулишки
- Особенности варварской архитектуры
- Соляной поворот
- Метаморфозы Соляного двора
- «Часто терпит пораженье даже умный генерал, Если место для сраженья неудачно он избрал…»
- Архитектурные шедевры Солянки
- Новая Солянка
- Мост замедленного действия
- У Яузы
- Котельники
- Николоямская (Ульяновская)
- Где падают купола…
- Воронья улица
- Пожар-загадка
- Когда горела Рогожская
- Школьная улица
- Блеск и нищета Школьной
- Первый путепровод
- Кошмары третьей версты
- Завод «Серп и Молот»
- Единоверие у Рогожской
- Академия архитектуры берется за промышленное строительство
- Конструктивизм Энтузиастов
- «Я за то тебя, детинушка, пожалую: что двумя столбами с перекладиной…»
- Почти проспект
- Дангауэровка
- Легенды Анненгофской рощи
- Электрогород первой пятилетки
- Радиогород второй пятилетки
- Эскалаторы «Авиамоторной»
- Два фона и левосторонняя Казанка
- Опасная лаборатория
- На благо москвичей
- Травушку-муравушку не таптывати…
- Некому березу заломати…
- Недолговечный «Нефтегаз»
- В русле нефтегазовых традиций
- Проспект Буденного
- Электродный завод
- Образцовый «Прожекторстрой»
- «Слава»
- Владимирские улицы
- Дачное Новогиреево
- Малоэтажное Перово
- Кони и паровозы Измайловского парка
- За зеленой стеной
- Ивановское
- Все еще впереди
- Сноски из книги
- Содержание книги
- Популярные страницы