Книга: Шоссе Энтузиастов. Дорога великих свершений
Конструктивизм Энтузиастов
Конструктивизм Энтузиастов
После Великой Октябрьской социалистической революции в СССР возник и начал быстро развиваться архитектурный стиль конструктивизм. Далеко не все, что проектировали тогда зодчие-конструктивисты, удалось воплотить в жизнь. Помехой этому были то экономические сложности, то быстро менявшиеся приоритеты заказчиков, чаще всего – чересчур высокие замыслы архитекторов, реализовать которые не позволяла ни находившаяся в зачаточном состоянии, полукустарная строительная база Советской страны, ни скудный ассортимент стройматериалов. Тем не менее в Москве появилось несколько десятков примечательных конструктивистских зданий. Наибольшего успеха зодчие, работавшие в этом творческом направлении, добились в строительстве зданий нового, небывалого для старой Москвы типа – рабочих клубов.
Начинать приходилось с малого – перестройки уже существовавших зданий. Примером может служить здание клуба имени Войтовича. В середине 20-х годов для него приспособили один из корпусов главных вагоноремонтных мастерских Московско-Курской железной дороги 1900-х годов постройки. В этих мастерских сразу после революции однажды выступал В. И. Ленин, отчего они и получили статус памятника и мемориальную табличку. К существовавшему зданию пристроили новую двухэтажную часть. Она была поставлена с отступом от красной линии и существенно отличалась от старых мастерских по стилистике – лаконичными конструктивистскими объемами.
Один из первых рабочих клубов Москвы, открытый в 1927 году, дожил до наших дней, лишь небольшой объем был снесен при расширении шоссе Энтузиастов в 1993 году. Фасады здания в основном сохранили первоначальное архитектурно-художественное оформление. А вот интерьеры в стиле конструктивизма были изменены в ходе дальнейших реконструкций.
Чуть позже, в 1927–1929 годах, на шоссе Энтузиастов появилось здание клуба «Пролетарий» (дом № 28/2), предназначенного для отдыха трудящихся соседних заводов. Возводила его контора «Строитель», а автором проекта стал руководитель ее проектного отдела В. М. Владимиров[67]. Здание включало два корпуса, соединенные галереей. Западная часть здания отведена под зрелищный сектор, левая предназначена для кружковой и клубной работы. Зрительный зал с балконом мог принять восемьсот человек. В нижнем этаже клубной части располагалась столовая, второй этаж занимали библиотека, кружковые комнаты.
Как и положено конструктивистскому общественному зданию, клуб рассчитан на обзор не только с шоссе, но и со всех сторон, составлен из нескольких разновысоких и разновеликих прямоугольных призм и подчеркнуто асимметричен. При этом самый крупный объем – зрительный зал с фойе и сценой – имеет поперечную ось симметрии. Определенная симметрия наблюдается и в планировке небольшого корпуса, предназначенного для клубной работы. Но на его западном углу возвышается пятиэтажная башня, приковывающая внимание наблюдателя и разрушающая какие-либо попытки обнаружить симметрию всего комплекса. Вряд ли башня могла быть особо необходимой для клуба, но конструктивизм требовал мощного акцента. Такой же цели служила и некогда стоявшая на ее крыше радиоантенна. Впрочем, этот не самый полезный в функциональном плане элемент в самом деле придал зданию броский, запоминающийся вид, а заодно оказался весьма кстати в градостроительном плане, отмечая выход на шоссе поперечного проезда.
Подчеркнутая прямизна контуров здания, четкие пересечения вертикальных и горизонтальных призматических объемов, широкие оконные проемы создают впечатление железобетонной конструкции, хотя здание кирпичное.
В основных помещениях стены были расписаны художниками-авангардистами. Вскоре после строительства клуб перешел в ведение завода «Компрессор», а перемена архитектурной моды заставила постепенно обогащать интерьеры лепниной, скульптурой и иными декоративными деталями. В ходе этих изменений первоначальное убранство было в значительной степени уничтожено.
Клуб служил надежным форпостом культуры вплоть до наступления эпохи демократии, которой культура особенно не требуется. Вследствие этого здание отошло под торговый салон и подверглось очередной переделке.
Еще одно любопытное здание в стиле конструктивизма расположено по адресу шоссе Энтузиастов, № 16. Его выстроили в 1928 году для средней школы. Проектировали здание архитекторы И. Рыбченков, считавшийся в то время одним из главных специалистов школьного строительства, и А. Жаров. Подобно всем школьным зданиям, спроектированным Рыбченковым, школа на шоссе Энтузиастов имеет сложный план и состоит из нескольких разновысоких объемов. Центральная высокая часть поставлена с отступом от красной линии, выступающие к шоссе крылья образуют курдонер. Фасады лишены какого-либо декора, внимание привлекает лишь ступенчатое расположение окон на торцах боковых корпусов.
- Загадки старой Владимирской дороги
- Варварское начало
- Авангард на Красной площади
- Несбывшиеся мечты Зарядья
- Опоздавшая стройка
- Прекрасная «Россия»
- Как горела «Россия»
- Конец «России»
- От Варвары до Георгия
- «Гораздо Средние ряды»
- Как падают старые стены
- Новые приключения Старого Гостиного двора
- Варварская торговля
- Деловые Кулишки
- Особенности варварской архитектуры
- Соляной поворот
- Метаморфозы Соляного двора
- «Часто терпит пораженье даже умный генерал, Если место для сраженья неудачно он избрал…»
- Архитектурные шедевры Солянки
- Новая Солянка
- Мост замедленного действия
- У Яузы
- Котельники
- Николоямская (Ульяновская)
- Где падают купола…
- Воронья улица
- Пожар-загадка
- Когда горела Рогожская
- Школьная улица
- Блеск и нищета Школьной
- Первый путепровод
- Кошмары третьей версты
- Завод «Серп и Молот»
- Единоверие у Рогожской
- Академия архитектуры берется за промышленное строительство
- Конструктивизм Энтузиастов
- «Я за то тебя, детинушка, пожалую: что двумя столбами с перекладиной…»
- Почти проспект
- Дангауэровка
- Легенды Анненгофской рощи
- Электрогород первой пятилетки
- Радиогород второй пятилетки
- Эскалаторы «Авиамоторной»
- Два фона и левосторонняя Казанка
- Опасная лаборатория
- На благо москвичей
- Травушку-муравушку не таптывати…
- Некому березу заломати…
- Недолговечный «Нефтегаз»
- В русле нефтегазовых традиций
- Проспект Буденного
- Электродный завод
- Образцовый «Прожекторстрой»
- «Слава»
- Владимирские улицы
- Дачное Новогиреево
- Малоэтажное Перово
- Кони и паровозы Измайловского парка
- За зеленой стеной
- Ивановское
- Все еще впереди
- Сноски из книги
- Содержание книги
- Популярные страницы