Книга: Шоссе Энтузиастов. Дорога великих свершений

Эскалаторы «Авиамоторной»

Эскалаторы «Авиамоторной»

Отрезок шоссе Энтузиастов у пересечения с Авиамоторной улицей является одним из самых красивых фрагментов магистрали. Значительный интерес в архитектурном отношении представляют как соседние жилые кварталы, так и здания многочисленных важных научных учреждений. Но приятное впечатление, оставляемое этим участком шоссе, омрачено очередной громкой катастрофой.

Местом происшествия стала «Авиамоторная», одна из станций новой Калининской линии, введенной в эксплуатацию совсем незадолго до этого – в 1979 году. Особенностью этой спроектированной инженером Е. С. Барским и оформленной архитекторами А. Ф. Стрелковым, В. И. Клоковым, Н. И. Демчинским, ЮА. Колесниковым станции является ее очень большая для московского метро глубина и, соответственно, большая длина эскалаторов, которые изготовил ленинградский завод «Эскалатор». Кроме того, «Авиамоторная» обслуживала значительный прилегающий район, пассажиров на ней было много на протяжении почти всего дня. Эскалаторы станции работали с полной нагрузкой. Возможно, это и стало одной из причин катастрофы.

17 февраля 1982 года с огромной шестерни сорвалась цепь, к которой крепятся ступени. Не поддерживаемая более усилием двигателя, конструкция лестницы под тяжестью пассажиров двинулась по направляющим вниз. При проектировании любого подъемного механизма конструкторы предусматривают подобные ситуации, оснащая его всевозможными тормозами, которые при нарушении нормального режима работы должны сами, без участия человека остановить вышедшую из повиновения механику. Эскалаторы на «Авиамоторной» имели даже два таких тормоза. Но ни один из них не сработал.

Предоставленные сами себе ступени, сплошь занятые пассажирами, продолжали катиться вниз, набрав скорость слишком большую для того, чтобы можно было безопасно с них спрыгнуть. Уже через несколько мгновений на нижнюю гребенку эскалатора повалились первые люди, не ожидавшие такого поворота событий и не успевшие приготовиться к быстрому соскоку с движущейся лестницы. Упавшие стали помехой для следующих за ними, которые, в свою очередь, рухнули на ранее упавших. А эскалатор разгонялся все быстрее, вбрасывая и вминая в барахтавшуюся внизу кучу все новые тела. У тех, кто оказался внизу, шансов выйти из нее живым и невредимым было немного. Сами того не желая, люди давили, топтали, душили друг друга.

Те, кто стояли выше, имели время на принятие решения. Очевидной альтернативой попадания в страшную давку оказался прыжок на ограждавшую лестницу балюстраду. Но только движущиеся поручни ползут по солидным металлическим рельсам, а вся остальная часть балюстрады представляет собой тонкие листы фанеры или пластика, лежащие на редких металлических перемычках. Конечно, пластик не выдержал тяжести забравшихся на него людей и проломился в нескольких местах. Люди провалились вниз. Все же это падение было путем к спасению: под пластиком относительно неглубоко (не более двух метров) был пол наклонного тоннеля – и никаких страшных механизмов. Так что свалившиеся туда люди отделались ушибами и могли считать себя счастливцами.

Весь этот кошмар продолжался всего 110 секунд, за это время ступенька, в момент обрыва бывшая в самом верху, докатилась до нижней гребенки. Все находившиеся на эскалаторе были либо сброшены в образовавшуюся внизу давку, либо выпрыгнули на балюстраду. За полторы минуты погибли восемь человек, еще пятнадцать были доставлены в больницы с тяжелыми травмами и ранениями. Люди гибли либо в результате травм, полученных при падении, либо были задавлены навалившимися сверху телами.

Оперативных сообщений о происшедшей катастрофе не последовало. Лишь 26 февраля в некоторых газетах было опубликовано краткое известие: «17 февраля 1982 года на станции метрополитена «Авиамоторная» произошла авария эскалатора. Среди пассажиров имеются пострадавшие. Причины аварии расследуются».

Как всегда в подобных случаях, по Москве прокатилась волна слухов – один ужаснее другого. Из уст в уста передавались рассказы о растерзанных огромными шестернями, затянутых движущимися цепями людях, которые пытались выскочить с несущейся вниз лестницы, проламывали пластиковую балюстраду и падали на вращающиеся колеса машин. К счастью, это оказалось лишь плодом человеческого воображения.

Судебный процесс по делу о катастрофе на «Авиамоторной» закончился осуждением нескольких работников метрополитена. Немалая доля вины за катастрофу ложилась и на изготовителей эскалатора. После катастрофы все подъемники, установленные на Калининской линии, подверглись тщательному исследованию. Результаты оказались неутешительными. Были выявлены дефекты, причем настолько существенные, что 7 апреля 1987 года пришлось остановить на ремонт все эскалаторы на соседней с «Авиамоторной» станции «Шоссе Энтузиастов», что привело к ее временному закрытию. Уроки аварии были усвоены: балюстрады усилили, внедрили новое, безотказное устройство аварийного тормоза[96].

Катастрофа на «Авиамоторной» оставалась самым тяжелым чрезвычайным происшествием на Московском метрополитене вплоть до 14 июля 2014 года, когда произошло крушение поезда на перегоне «Парк Победы» – «Славянский бульвар», унесшее жизни более тридцати человек.

Оглавление книги

Оглавление статьи/книги

Генерация: 0.285. Запросов К БД/Cache: 4 / 1
поделиться
Вверх Вниз