Книга: Шоссе Энтузиастов. Дорога великих свершений
Электродный завод
Электродный завод
Сразу за пересечением с Окружной железной дорогой в 30-х годах возникло важнейшее промышленное предприятие – Московский электродный завод, первенец этой отрасли в Советском Союзе.
У советских инженеров опыт создания подобных предприятий отсутствовал. Пришлось прибегнуть к иностранной помощи. В проектировании завода участвовали немецкие специалисты, а развернувшееся в 1930 году строительство вела немецкая фирма «Алтенбау АГ». Проект основных заводских зданий разработал Л. Рейдхаммер[104]. Выходящий на шоссе корпус представлял собой протяженное промышленное здание в три этажа с динамичной композицией уличного фасада, подчеркнутой закругленной четырехэтажной угловой частью. Ленточные окна цилиндрической части контрастируют с вертикальными проемами лестничных клеток. Оформление дополняют скромные горизонтальные тяги и небольшой аттик.
Завод вошел в строй 1933 году. На нем был освоен выпуск электродов для электрических сталеплавильных печей, анодов и подовых блоков для алюминиевых электролизеров. Немалую роль сыграло предприятие и в реализации советской атомной программы. Московский электродный завод изготовил графитовые стержни для первых отечественных атомных реакторов.
В начале 80-х годов завод реконструировали. Вдоль шоссе появился новый корпус, фасады старых зданий были осовременены. На сей раз зарубежная помощь не потребовалась. Проект выполнили архитекторы Н. А. Швец, В. П. Жуков, В. П. Лужецкая, инженеры И. П. Богман, А. А. Ливецкий, В. М. Бабикова[105].
Неподалеку от завода, около пересечения с улицей Плеханова, мог возникнуть привлекательный архитектурный ансамбль. В 1954 году архитектор А. Апостолова в соавторстве с Е. Башкировой и Н. Брольницкой запроектировали во владении 146–156 (ныне № 50) солидный жилой дом на 300 квартир, в которые собирались въехать работники предприятий Министерства нефтяной промышленности и Министерства химической промышленности. Дом должен был состоять из трех частей – центральной, выходящей на шоссе, и двух крыльев. В качестве правого предполагалось использовать выстроенный еще до войны шестиэтажный дом № 1/48 по улице Плеханова, переоформив при этом его фасады так, чтобы он гармонировал с новыми постройками[106].
К несчастью для авторов проекта, он был выполнен в самое неподходящее время. Перестройка в советской архитектуре и поворот к индустриальным методам строительства заставил зодчих резко сократить свои запросы. Проект подвергся неоднократным переработкам. От великолепия первоначального решения центрального корпуса только и осталось, что «нарисованные» на стенах арки, объединяющие окна трех нижних площадок лестничных клеток, да довольно нелепо торчащие над карнизом полукруглые фронтончики с маленькими круглыми окошками. Была сочтена излишней и перестройка старого шестиэтажного дома, сохранившего благодаря этому свой типичный постконструктивистский облик. Правда, восьмиэтажное левое крыло (шоссе Энтузиастов, № 52) все же выстроили так, что оно повторяло плановые очертания правого. Тем самым какое-то подобие ансамбля возникло. Но его симметрия читается только на плане. Что же касается вида, открывающегося с шоссе, то бросающиеся в глаза отличия в высоте и оформлении боковых крыльев не дают возможности воспринимать все три строения как единый ансамбль.
- Загадки старой Владимирской дороги
- Варварское начало
- Авангард на Красной площади
- Несбывшиеся мечты Зарядья
- Опоздавшая стройка
- Прекрасная «Россия»
- Как горела «Россия»
- Конец «России»
- От Варвары до Георгия
- «Гораздо Средние ряды»
- Как падают старые стены
- Новые приключения Старого Гостиного двора
- Варварская торговля
- Деловые Кулишки
- Особенности варварской архитектуры
- Соляной поворот
- Метаморфозы Соляного двора
- «Часто терпит пораженье даже умный генерал, Если место для сраженья неудачно он избрал…»
- Архитектурные шедевры Солянки
- Новая Солянка
- Мост замедленного действия
- У Яузы
- Котельники
- Николоямская (Ульяновская)
- Где падают купола…
- Воронья улица
- Пожар-загадка
- Когда горела Рогожская
- Школьная улица
- Блеск и нищета Школьной
- Первый путепровод
- Кошмары третьей версты
- Завод «Серп и Молот»
- Единоверие у Рогожской
- Академия архитектуры берется за промышленное строительство
- Конструктивизм Энтузиастов
- «Я за то тебя, детинушка, пожалую: что двумя столбами с перекладиной…»
- Почти проспект
- Дангауэровка
- Легенды Анненгофской рощи
- Электрогород первой пятилетки
- Радиогород второй пятилетки
- Эскалаторы «Авиамоторной»
- Два фона и левосторонняя Казанка
- Опасная лаборатория
- На благо москвичей
- Травушку-муравушку не таптывати…
- Некому березу заломати…
- Недолговечный «Нефтегаз»
- В русле нефтегазовых традиций
- Проспект Буденного
- Электродный завод
- Образцовый «Прожекторстрой»
- «Слава»
- Владимирские улицы
- Дачное Новогиреево
- Малоэтажное Перово
- Кони и паровозы Измайловского парка
- За зеленой стеной
- Ивановское
- Все еще впереди
- Сноски из книги
- Содержание книги
- Популярные страницы
- Лесная (Леснозаводская) деревня
- Уткина заводь
- Петрозаводская улица
- Завод, который построил Гот
- Завод «Алмаз»
- Завод Ропса на Петровской косе
- «Невский лесопильный завод»
- Контора нефтеперегонного завода (Петровская коса, 9)
- Чехия: Прага — пивоваренный завод в городе Пльзень — Карловы Вары — Кутна Гора — замок Карлштейн — Конепрусские пещеры
- Путиловский завод
- Этюд о российском конезаводстве
- Электрозаводская Электровестибюль