Книга: Шоссе Энтузиастов. Дорога великих свершений

«Слава»

«Слава»

В 50-х годах поселок завода «Прожектор» получил приятное дополнение в виде кинотеатра «Слава» (ранее дом № 174, ныне – № 58/1). В те годы в среде советских архитекторов велись оживленные споры между приверженцами двух разных концепций кинофикации страны. Одни зодчие выступали за устройство небольших кинотеатров, встроенных в нижние этажи жилых домов. Основным аргументом служили господствовавшие в то время представления об архитектурных ансамблях. Относительно низкие, небольшие объемы отдельно стоящих кинотеатров плохо вписывались в парадные шеренги многоэтажных зданий, которыми планировалось застроить московские магистрали. Помимо этого, несколько небольших кинотеатров стоили столько же, что и один большой, отдельно стоящий, но зато максимально приближали центры культурного досуга к клиентам. Жильцы домов со встроенными кинотеатрами могли посещать сеансы, буквально не выходя из дому.

Критики «встроенной» концепции утверждали, что зрелищные заведения создают большие неудобства для жильцов из-за шума и постоянного наплыва посетителей, а кроме того, ведут к удорожанию строительства из-за необходимости применения сложных конструкций для перекрытия широких залов. Этих недостатков лишены отдельно стоящие здания кинотеатров.

Критика встречала обоснованные возражения: никто же не отказывался от магазинов в жилых домах! А ведь там и шума, и столпотворения больше, а плюс к тому запахи, мышки-крыски, разгрузочные работы. По сравнению с магазинами встроенные кинотеатры – это чистые и приятные соседи.

Проверить обоснованность аргументации обеих группировок было решено на практике. В то время как архитектор 3. Розенфельд встраивал небольшие кинозалы в нижние этажи жилых домов на Кутузовском проспекте, а И. Маркузе – в дом на углу Авиамоторной, их противники получили возможность соорудить несколько отдельно стоящих зданий аналогичного назначения. В конце 1951 года проектная организация «Гипрокино» взялась за подготовку типовых проектов, которые бы отвечали не только технологическим требованиям кинопоказа, но и возросшим эстетическим потребностям советского зрителя. Заказ на один из проектов «Гипрокино» передало старейшему московскому зодчему И. Жолтовскому. Вместе с ним в работе участвовали его ученики В. Воскресенский и Н. Сукоян.

Типовой проект разработали в двух вариантах – с одним залом на 700 мест и двухзальным общей вместимостью 800 зрителей. Внешне здания практически не отличались. Притом что в кинотеатрах предполагалось создать максимальные удобства для зрителей – вплоть до кондиционирования воздуха, они оказались относительно экономичными.

В 1957 году однозальный вариант был реализован на Добрынинской площади (ныне Коровий Вал), № 3а («Буревестник»), двухзальный – на Абельмановской улице, № 17а («Победа»). Но первой, в 1954 году, начала строиться двухзальная «Слава».

Закоренелый приверженец стилей прошлых веков, И. В. Жолтовский остался верен себе и решил фасад и интерьеры кинотеатра сугубо в классических традициях. Главный фасад зодчий оформил большой лоджией. Четыре попарно соединенные колонны несут треугольный фронтон с вырезанной в нем аркой со сквозными декоративными вставками из бронзы. Все декоративные детали были хорошо прорисованы, их пропорции тщательно подобраны. Чтобы подчеркнуть монументальность и общественное значение новых зданий, Жолтовский несколько приподнял переднюю часть фасада с лоджией над уровнем фойе и залов[109]. Казалось, все было сделано для придания кинотеатру необходимой солидности, но эффект получился совершенно обратный. Как и предсказывали сторонники встроенных кинозалов, кинотеатры Жолтовского из-за своих небольших размеров просто потерялись на фоне крупных соседей, а их всерьез выполненная классическая декорация сегодня вызывает грустную усмешку, подобно наивной детской игрушке.


Кинотеатр «Слава». Архитекторы И. Жолтовский, В. Воскресенский, Н. Сукоян. 1954 г.

Но с функциональной точки зрения «Слава» конечно же предоставляла большие возможности, чем маленькие и тесные аналогичные встроенные заведения. Просторные и красиво оформленные фойе и буфет создавали приподнятое настроение у посетителей, а главное – двухзальный кинотеатр позволял начинать сеансы ежечасно.


Кинотеатр «Слава». Интерьер фойе. Архитекторы И. Жолтовский, В. Воскресенский, Н. Сукоян

Много лет «Слава» служила проводником культуры в массы, но наступление демократии подкосило некогда славный кинотеатр. Несколько лет он стоял закрытым, а после пожара 2007 года от него остались лишь закопченные капитальные стены.

Оглавление книги

Оглавление статьи/книги

Генерация: 0.665. Запросов К БД/Cache: 4 / 1
поделиться
Вверх Вниз