Книга: Шоссе Энтузиастов. Дорога великих свершений
Владимирские улицы
Владимирские улицы
За заводом «Прожектор» начинается второй отрезок шоссе, который выглядит очень неплохо и вполне достоин звания проспекта. В немалой степени этому способствуют здания, возведенные в 50-х годах XX века. Под № 74 и 76 стоят два внушительных десятиэтажных дома, симметрично обрамляющие въезд на 3-ю Владимирскую улицу.
Первый из них (старый № 184), предназначавшийся для работников Министерства судостроительной промышленности, начал строиться в 1951 году по проекту А. С. Алимова и Ю. А. Сосенко и инженера Д. П. Абрамова[110]. На главном фасаде дома архитекторы разместили четыре группы парных эркеров, между которыми располагались глубокие лоджии. Эркеры оформлялись подобием двухъярусной колоннады. Удачной находкой проектировщиков следует считать окраску: на светло-бежевом фоне стен выделяются яркие красно-коричневые детали – капители колонн, карнизы, цоколь. Но кое в чем зодчие явно просчитались. Юго-западный угол дома отмечает двенадцатиэтажная башня. Она вполне могла бы стать мощным акцентом композиции, но, задвинутая проектировщиками в глубину квартала, она практически не замечается при движении по шоссе, а при ближайшем рассмотрении воспринимается как случайный и чужеродный элемент.
Жилой дом Минсудпрома задал всему прилегающему отрезку магистрали новый, крупный масштаб. Его должны были подхватить и поддержать следующие постройки, в первую очередь дом № 76 (ранее числившийся под № 188). Вместе со своим предшественником он должен был оформлять въезд на 3-ю Владимирскую улицу. К тому времени она стала основной транспортной артерией, соединявшей шоссе Энтузиастов с бывшим дачным поселком Новогиреево и с Перовым полем, где в конце 40-х – начале 50-х годов в массовом порядке возводились целые кварталы малоэтажных (в два и три этажа), но вполне капитальных, снабженных всеми городскими удобствами жилых домов. В ноябре 1938 года туда протянулась линия трамвайного маршрута № 2 – от Владимирского поселка по шоссе Энтузиастов и далее по 3-й Владимирской.
Проект жилого дома Минсудпрома. Архитекторы А. С. Алимов, Ю. А. Сосенко, инженер Д. П. Абрамов. 1951 г.
Въезд на столь важную улицу следовало сделать особо торжественным – в виде своеобразных симметричных пропилеев. Проектирование поручили тому же авторскому коллективу. Новый дом, заказчиком которого выступало Министерство электростанций и электропромышленности, задумывался как точное зеркальное отображение своего соседа. Почти так оно и оказалось в реальности. Единственным существенным отличием стала высота угловой башни. Пока дом строился, началась борьба с излишествами, и башню «сократили». От нее сохранился лишь обрубок, равный по высоте остальному дому.
Но это было еще впереди, а в 1954 году в руководимом А. С. Алимовым авторском коллективе (А. С. Алимов, П. П. Павлов) созрел новый грандиозный проект. К еще строившемуся дому № 76 с востока (во владении 192–196) должен был примкнуть протяженный такой же 10-этажный корпус, поставленный со значительным (до 40 метров) отступом от шоссе. Второй, 8-этажный корпус вытягивался вдоль Новогиреевской улицы, а на стыке возвышалась 14-этажная башня с завершением, напоминавшим венчания высотных зданий. В комплексе размещалось 449 квартир суммарной жилой площадью 19 500 квадратных метров. В них должны были поселиться сотрудники Министерства нефтяной промышленности[111]. В ходе рассмотрения проекта эксперты архитектурно-строительного совета сделали ряд замечаний, касающихся в основном внешнего оформления. Однако вовсе не они стали причиной того, что интересный проект не был воплощен в жизнь. Быстрое и коренное изменение направленности советской архитектуры поставило крест на чисто декоративных колоннадах и венчаниях башен. Да и вообще жилые дома в десять и более этажей были признаны неэкономичными.
В 1955–1958 годах на 1-й, 2-й, 3-й Владимирских улицах и прилегающих к ним кварталах велось интенсивное строительство по генеральному плану, разработанному в магистральной мастерской № 12, руководимой И. Соболевым. Проекты домов разрабатывала бригада А. С. Алимова[112]. Идеи авторов практически полностью были воплощены в натуре, в частности, сами Владимирские улицы приобрели вполне законченный вид, но к удаче это не привело.
От архитектурного облика улиц, обстроенных по периметрам кварталов, веет скучной монотонностью. Неприятное впечатление усугубляется тем, что для отделки фасадов домов применялись разные материалы: серые пятиэтажки из силикатного кирпича соседствуют с краснокирпичными строениями, а рядом с ними стоят дома, стены которых сложены из керамических блоков. Фасад одного из блочных домов был грубо выкрашен красной краской. Обращала на себя внимание и явная недостаточность предприятий торговли и бытового обслуживания[113].
Проект жилого дома Миннефтепрома. Архитекторы А. С. Алимов, П. П. Павлов. 1954 г.
Вряд ли можно оправдать неудачу планировочного и объемного решения архитекторов растерянностью, охватившей московское архитектурное сообщество после выхода знаменитого постановления от 4 ноября 1955 года, поскольку проектирование застройки Владимирских улиц началось задолго до его принятия. Скорее всего, зодчие, привыкшие творить штучные проекты престижных, солидных зданий, просто-напросто совершенно равнодушно отнеслись к столь прозаическому делу, как проектирование кварталов самой обычной, рядовой жилой застройки.
Вот так и получилось, что за торжественным въездом на 3-ю Владимирскую улицу начинаются однообразные и довольно унылые, несмотря на общую добротность строений и обильное озеленение, кварталы. Значительно больший интерес представляют собой жилые массивы, лежащие в конце улиц.
- Загадки старой Владимирской дороги
- Варварское начало
- Авангард на Красной площади
- Несбывшиеся мечты Зарядья
- Опоздавшая стройка
- Прекрасная «Россия»
- Как горела «Россия»
- Конец «России»
- От Варвары до Георгия
- «Гораздо Средние ряды»
- Как падают старые стены
- Новые приключения Старого Гостиного двора
- Варварская торговля
- Деловые Кулишки
- Особенности варварской архитектуры
- Соляной поворот
- Метаморфозы Соляного двора
- «Часто терпит пораженье даже умный генерал, Если место для сраженья неудачно он избрал…»
- Архитектурные шедевры Солянки
- Новая Солянка
- Мост замедленного действия
- У Яузы
- Котельники
- Николоямская (Ульяновская)
- Где падают купола…
- Воронья улица
- Пожар-загадка
- Когда горела Рогожская
- Школьная улица
- Блеск и нищета Школьной
- Первый путепровод
- Кошмары третьей версты
- Завод «Серп и Молот»
- Единоверие у Рогожской
- Академия архитектуры берется за промышленное строительство
- Конструктивизм Энтузиастов
- «Я за то тебя, детинушка, пожалую: что двумя столбами с перекладиной…»
- Почти проспект
- Дангауэровка
- Легенды Анненгофской рощи
- Электрогород первой пятилетки
- Радиогород второй пятилетки
- Эскалаторы «Авиамоторной»
- Два фона и левосторонняя Казанка
- Опасная лаборатория
- На благо москвичей
- Травушку-муравушку не таптывати…
- Некому березу заломати…
- Недолговечный «Нефтегаз»
- В русле нефтегазовых традиций
- Проспект Буденного
- Электродный завод
- Образцовый «Прожекторстрой»
- «Слава»
- Владимирские улицы
- Дачное Новогиреево
- Малоэтажное Перово
- Кони и паровозы Измайловского парка
- За зеленой стеной
- Ивановское
- Все еще впереди
- Сноски из книги
- Содержание книги
- Популярные страницы
- Улицы города
- Улицы Жакоб и Сен-Бенуа
- БОльшая и Малая Пушкарские улицы
- Окрестности *улицы Монторгьёй
- Легендарные улицы Санкт-Петербурга
- Советские улицы
- Улицы и площади Харькова
- БОльшая и Малая Московские улицы
- Большая и Малая Морские улицы
- Красноармейские улицы
- Большая и Малая Разночинные улицы
- Большая, Малая и Глухая Зеленины улицы