Книга: Дмитровское шоссе. Расцвет, упадок и большие надежды Дмитровского направления
Литературно-художественные планы
Литературно-художественные планы
Перед самой Первой мировой войной владение № 18 по Малой Дмитровке могло стать местом дислокации еще одного очень престижного и популярного в Москве клуба – Литературно-художественного кружка.
Эта общественная организация возникла в конце XIX века и вначале объединяла в своих рядах представителей творческой интеллигенции – актеров, писателей, художников. Но вскоре устраиваемые кружком творческие вечера, лекции, диспуты стали привлекать многочисленную публику, интересующуюся искусством. Порядки в кружке были либеральными. Он нуждался в деньгах, а потому в него принимали так называемых членов-соревнователей, в основном богатых купцов, готовых платить повышенные взносы за возможность посидеть за одним столом с каким-нибудь известным представителем московской богемы.
Быстро расширявшийся кружок несколько раз менял свое расположение, пока в 1905 году не обосновался в доме № 15в по Большой Дмитровке. Здесь он по-настоящему расцвел. В сильной степени этому способствовал еще один мощный источник доходов – карты (конечно, не географические, а игральные). Официально азартные игры находились под запретом, однако клубы пользовались благорасположением начальства, и на тамошние нарушения смотрели сквозь пальцы. Вот и Литературно-художественный кружок стали посещать не столько из-за культурных мероприятий, сколько из-за открывающихся возможностей вволю посидеть за карточным столом. Игроков облагали прогрессивными штрафами в пользу клуба, деньги в кассу текли рекой.
Через несколько лет появилась реальная возможность обзавестись собственным зданием. Присмотрели участок – владение № 18 на той же Малой Дмитровке, куда незадолго перед этим перебрался Купеческий клуб. Вряд ли совпадение было случайным. Ведь основным источником доходов богемы являлись меценатствующие толстосумы. Вот и приходилось «независимой» творческой интеллигенции по пятам следовать за своими благодетелями.
Следующим шагом стало объявление конкурса на лучший проект. К тому времени идея конкурсов была сильно скомпрометирована махинациями организаторов и жюри, частенько передававших выгодные заказы не победителям, а «удобным» зодчим. Поэтому к исходу первого десятилетия XX века в архитектурных состязаниях принимали участие в основном молодые зодчие. Для них получение одной из премий позволяло хорошо зарекомендовать себя потенциальным клиентам.
Конкурс Литературно-художественного кружка также выиграл начинающий С. Е. Чернышев. Его проект отличался удобным, хорошо продуманным планом, а фасады – относительной простотой и элегантностью.
Победа и в самом деле сделала Чернышеву имя, до 1917 года он успел получить пару выгодных заказов, а после Великой Октябрьской социалистической революции вошел в число ведущих зодчих столицы. Но самые большие его свершения пришлись на 30-е годы, когда он занял пост главного архитектора города и стал одним из авторов Генерального плана реконструкции Москвы 1935 года.
Вторую премию получил В. М. Маят, третью – Н. А. Эйхенвальд и Д. Ф. Фридман. Жюри порекомендовало заказчику, помимо выплаты установленных премий, приобрести проект М. М. Чуракова, в котором усмотрело некоторые полезные идеи[24].
Весьма характерно, что все премированные проекты были оформлены в стилях прошлых веков. После крушения модерна растерянные, потерявшие творческие ориентиры зодчие попытались найти спасение в вечных идеалах классики. Но освоение классического наследия требовало времени, и потому первые работы в этом направлении были не слишком удачными. Даже премированные проекты здания Литературно-художественного кружка грешили то излишней пышностью, нагромождением классических атрибутов, то, напротив, грубоватостью и плохой согласованностью деталей.
Итоги конкурса подвели в 1915 году. Шла Первая мировая война, русская армия терпела одно поражение за другим, быстро нарастал развал экономики. В Москве сворачивалось строительство даже самых необходимых сооружений – жилых домов, промышленных предприятий. В таких условиях о реализации широких планов артистов, литераторов и примкнувших к ним коммерсантов и игроков не могло быть и речи. Сегодня о тех прекрасных мечтах напоминают только конкурсные проекты клубного здания…
- «Неудачник плачет, кляня свою судьбу…»
- Дмитров и Дмитровки
- У истоков театральных пожаров
- Пламя театральной Дмитровки
- Драмы музыкального театра
- С небес и из-под земли
- Казаков, Бакарев и Мейснер
- Не всякий дом памятник
- Институт Ленина от Советской площади до Дмитровки
- Первый проект реконструкции
- Федерация федеральной федерации
- От трамвая до двух ног
- Несостоявшаяся Новая Дмитровка
- Парковая маниловщина
- Следы Новой Дмитровки
- Замечательная «Россия»
- Дмитровка Малая
- Литературно-художественные планы
- Перестройки и переделки
- Красавица из Путинок
- Исчезнувшие кварталы
- То шире, то уже
- Девушки с веслами и гармонисты
- Скандальные арки
- Недостающее звено
- «Оружейный» и другие
- Итальянский квартал и храм-киностудия
- Неужели повезло?
- Неудачи метростроителей
- Миусские общежития
- У истоков обвальных традиций
- От Селезневской до Лесной
- Прекрасные мечты 7-й мастерской
- Архитектурные неудачи Лесной
- Что осталось от Казакова
- Не тупой тупик
- Разное жилье Новослободской
- Шум на тихом Вадковском
- Последняя обитель скорби…
- Квартал под названием «дом 62/10»
- Новостройки 20-х
- Пятьдесят вагонов бумаги
- Три возраста и две трагедии «Правды»
- Дом на горе
- Невезучий вокзал
- Транспортные проблемы вокзальной площади
- Первая трехуровневая
- Дым столбом…
- Из истории Бутырок: слава и бесславие
- «Пожар способствовал ей много к украшенью»
- Улица начинается с обвала
- Новый масштаб Бутырок
- Мельниковская «Свобода»
- Планы Ловейко: закончились, не начавшись
- Нелегкая судьба храма
- Путепроводы и трамваи Бутырок
- Конец вятского трамвая
- Дмитровский или Тимирязевский?
- Пищевая наука
- Начало «Пищевой индустрии»
- Арки архитектора Маркузе
- Новые институты
- Интересные тылы Дмитровки
- Реконструкция шоссе
- У Красностуденческого
- Встречные-поперечные
- Реконструкция топонимики
- Академическое Петровско-Разумовское
- «Архитект Кокорев» или другие?
- От усадьбы к академии
- Храм и трамвай
- Академия в развитии
- «Собрались мы в твои общежитья, столица…»
- Лиственничная аллея
- Дома и дачи Петровско-Разумовского
- Счастливый шанс
- Судьбы крутые повороты
- Новый транспорт
- Нижне-Дмитровское шоссе
- Троллейбус в огне
- В границах 1960 года
- Кварталы Бескудникова-Дегунина
- Полвека без метро
- Архитектурные акценты Бескудникова
- Эволюции Вагоноремонта
- Два адреса ВИСХОМа
- Рубеж Москвы
- Последняя катастрофа
- Водопроводный Северный
- Все еще впереди
- Сноски из книги
- Содержание книги
- Популярные страницы
- Снести и построить заново Планы Гитлера по переустройству Берлина
- ИСТОРИКО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ МУЗЕИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
- Государственный литературно-мемориальный музей М.М. Зощенко (Государственный литературный музей ХХ века)
- Художественные произведения
- Художественные музеи Голландии
- Планы Ловейко: закончились, не начавшись
- Художественные музеи Бельгии