Книга: Дмитровское шоссе. Расцвет, упадок и большие надежды Дмитровского направления

Исчезнувшие кварталы

Исчезнувшие кварталы

Узенькая Малая Дмитровка тянется до Садового кольца, которое в этом месте исключительно широко – около 80 метров. Столь немыслимый для центральных московских улиц размер обусловлен не совсем обычными обстоятельствами. Изначально проходившие здесь Садовая-Триумфальная и Садовая-Каретная улицы имели довольно скромную ширину – около 25 метров. Ближайшие соседи – Большая Садовая и Садовая-Спасская – были заметно шире.

Однако к северу от Садовой-Триумфальной и Садовой-Каретной параллельно им пролегал Оружейный переулок, отделенный от кольца двумя узкими квартальчиками. В них по ширине еле-еле умещалось по одному дому. Уже в Генеральном плане реконструкции Москвы 1935 года было предусмотрено расширение слишком узкого в этом месте Садового кольца путем присоединения к нему Оружейного переулка и площади кварталов, естественно подлежащих ликвидации. Однако реализация планов сильно затянулась – не слишком вальяжная, но вполне прочная застройка между кольцом и переулком представляла собой немалую ценность в задыхавшемся от нехватки жилья городе, и снести ее просто так, за здорово живешь, не удавалось. Благодаря этому приговоренные к сносу еще в 1935 году домики дожили до 60-х и успели принести немало пользы местному населению устроенными в первых этажах магазинами, ателье и прочими заведениями обслуживания. Особенно популярной была небольшая пекарня в доме, выходившем непосредственно на улицу Чехова с ее восточной стороны. Там выпекались удивительно вкусные бублики, имевшие, в отличие от обычных, продаваемых в магазинах, хрустящую твердую корочку. Эта продукция с пылу с жару продавалась через небольшое окошечко, перед которым всегда стояла очередь жаждущих бубликов москвичей. Но всему приходит конец – в конце 60-х годов все строения двух кварталов были сломаны, и на их месте развернулся простор обновленного Садового кольца, вобравшего в себя Оружейный переулок.

Важное градостроительное мероприятие в значительной мере сняло транспортную проблему на этом участке кольца, однако с тех пор узким местом стал автомобильный тоннель под площадью Маяковского. Машинам, вольготно мчащимся по доброму десятку рядов, приходится втискиваться всего в три тоннельных ряда, отчего перед пандусом постоянно возникают серьезные заторы.


Жилой дом на Садовой-Триумфальной улице. Архитекторы А. Аркин и И. Куликова, инженеры М. Геллерштейн, Б. Шафран, Б. Зархи, Л. Аникин. 1967 г.

Расширение Садового кольца имело еще одно важное градостроительное следствие. Беспорядочный характер и неказистая внешность застройки на углу с улицей Чехова при обзоре с узкой улицы почти не воспринимались, зато с противоположной стороны расширенной магистрали открылись во всей своей неприглядности. Поэтому почти одновременно с ликвидацией квартала с северной стороны кольца началась реконструкция южной стороны.

В 1967 году большая часть мелких построек была снесена, и на освободившейся площадке развернулось строительство 17-этажной каркасно-панельной башни жилищно-строительного кооператива. Проект, который разработали архитекторы А. Аркин и И. Куликова, инженеры М. Геллерштейн, Б. Шафран, Б. Зархи, Л. Аникин (мастерская № 14 института «Моспроект-2»), предусматривал размещение на каждом этаже семи квартир улучшенной планировки, шесть из которых снабжались лоджиями. Через год по соседству начала строиться вторая такая же башня, затем третья. Их соединил двухэтажный стилобат, в котором разместились магазины, кафе, предприятия обслуживания.

В ходе реконструкции была выпрямлена извилистая, с глубокой западиной прежняя красная линия Садовой-Триумфальной улицы. Два капитальных доходных дома, раньше стоявших у самого тротуара, теперь отодвинулись в глубь двора. Точечный характер новой застройки позволил вписать башни между этими солидными постройками[33]. Только их нижние этажи оказались закрытыми стилобатом. Об этом можно пожалеть, так как фасад одного доходного дома (№ 14 по Садовой-Триумфальной) довольно живописен. Зодчий СМ. Гончаров отделал его деталями готической архитектуры и завершил остроконечной башенкой на крыше.

Реконструкция лицевой стороны квартала практически не затронула его внутреннего пространства. Здесь сохранился настоящий лабиринт разномастных и бессистемно расставленных построек. Между ними извиваются проезды и проходы, кое-где упирающиеся в глухие стены, а в других местах соединенные короткими лестницами. Стены многоэтажных доходных домов прорезают узкие арки, в которых с трудом разойдутся два человека. Особенно впечатляет огромный дом № 29 по Малой Дмитровке, в толще которого устроены узкие (шириной метра полтора) световые дворики.


Дом Остроумовых в Воротниковском переулке, № 10, строение 2

Среди этих громад каким-то чудом уцелел двухэтажный с мезонином домик (Воротниковский переулок, № 10, строение 2), построенный в 1859 году и известный как дом Остроумовых. К сожалению, в настоящее время деревянное сооружение находится в крайне запущенном виде и постепенно разрушается.

Угол с противоположной стороны Малой Дмитровки еще в 1940 году собирались оформить представительным жилым домом для сотрудников Наркомата химической промышленности. Уже готов был проект, разработанный в 10-й архитектурно-проектной мастерской Моссовета архитектором А. Б. Варшавером[34], начали снос ветхих домиков на углу… На этом все и завершилось.

Само же пересечение с Садовым кольцом еще раз продемонстрировало фатальную невезучесть Дмитровского радиуса. Долгое время движение на этом важном перекрестке регулировалось светофорами. Но транспортный поток нарастал, здесь стали возникать постоянные пробки. Уже в середине 60-х годов была выдвинута идея продлить тоннель под площадью Маяковского до Каретного Ряда, обеспечив тем самым безостановочное движение по Садовому кольцу на пересечении с тогдашней улицей Чехова. Проект был вполне разумен, однако вместо того, чтобы воплотить его в жизнь, городское руководство эпохи перестройки выбрало простой и совершенно бестолковый путь решения проблемы, просто-напросто ликвидировав сквозное движение с улицы Чехова на ее продолжение – Каляевскую. Вещественным свидетельством того, что идея тоннеля похоронена если не навсегда, то надолго, стало строительство подземного пешеходного перехода под Садовым кольцом, который перекрыл трассу проектируемого транспортного тоннеля.

Вред от непродуманного решения оказался огромен. Ходившие по Дмитровскому радиусу автобусы и троллейбусы для пересечения кольца оказались вынужденными совершать пробеги по нему до ближайшего разворота, а затем возвращаться назад, растрачивая время своих пассажиров в постоянных пробках. Естественно, популяризации общественного транспорта это никак не способствовало.

А прочий транспортный поток, двигавшийся к центру, вместо превратившейся в тупик Каляевской улицы, повернул к ближайшему пересечению с Садовым кольцом на второстепенной трассе Краснопролетарская улица – Каретный Ряд, где по непостижимой воле городских властей светофор сохранился! Путь туда пролег по узкой улице Палихе, никак не приспособленной для таких нагрузок. Дмитровский радиус оказался грубо разрубленным, в значительной степени утратив свое значение важной транспортной магистрали. Зато выросла нагрузка на соседние улицы, постоянно забиваемые пробками, и на прилегающий участок Садового кольца.

Оглавление книги

Оглавление статьи/книги

Генерация: 0.961. Запросов К БД/Cache: 4 / 1
поделиться
Вверх Вниз