Книга: Дмитровское шоссе. Расцвет, упадок и большие надежды Дмитровского направления
Пятьдесят вагонов бумаги
Пятьдесят вагонов бумаги
Конец Новослободской улицы, как и ее начало, стал местом серьезной строительной катастрофы. Очередной обвал по своим размерам и последствиям затмил все случавшиеся до того в Москве разрушения зданий. В 1961 году рухнул почти готовый каркас одного из корпусов издательства «Правда».
К западу от окончания улицы, сразу за железнодорожной веткой, видна железобетонная с ленточными окнами двенадцатиэтажная коробочка – один из корпусов крупнейшего в Москве издательского комбината – издательства газеты «Правда». Мысль о его сооружении возникла в 1930 году, когда был объявлен конкурс на лучший фор-проект. Рассмотрев работы четырех участников – А. В. Щусева, Л. М. Лисицкого, С. П. Леонтовича и П. А. Голосова, – жюри отдало предпочтение последнему. Тщательно выбиралось место для строительства – не слишком далеко от центра города, но на достаточно свободной, без капитальных строений площадке – так, чтобы оставалось место для дальнейшего развития комплекса. Очень важно было разместить его вблизи железной дороги – ведь издательский комбинат рассчитывался на ежедневный выпуск десяти миллионов экземпляров газет, двух миллионов журналов. Для этого требовалось пятьдесят вагонов бумаги – целый товарный состав! Вот так и оказался издательский комплекс рядом с соединительной веткой Курского и Белорусского направлений, среди малоценной пригородной застройки Ямского Поля.
Строительство шло долго – с 1931 по 1937 год. Начальник строительного управления Семенов, его заместитель Лынтупский и главный инженер Кузьмин старались изо всех сил, но в те годы возможности были весьма ограниченными. Постепенно между проектировщиками и строителями возник разлад, и П. А. Голосов совсем отстранился от координации работ. В результате было допущено несколько существенных отступлений от проекта и явных ошибок[69].
Тем не менее комплекс получился очень удачным. Эффект лаконичного по архитектуре сооружения основывается на контрасте высокой семиэтажной пластины редакционно-издательского корпуса и распластанного двухэтажного производственного. Во дворе прятались еще три поставленных перпендикулярно к основному производственных корпуса в девять этажей каждый.
Несмотря на то что с середины 30-х годов стиль конструктивизма, в котором было исполнено здание, уже не пользовался популярностью и даже осуждался, работа П. А. Голосова сразу же была отнесена к творческим достижениям зодчего. И сегодня оно рассматривается как один из конструктивистских шедевров, удостоившись в 1987 году статуса памятника архитектуры. Все профессиональные архитектурные экскурсии по Москве всегда включали в себя показ этого здания.
Среди авторов комплекса следует назвать и А. Юганова, спроектировавшего склад для бумаги, правда довольно унылый. Заметный вклад внесли художники 12-й архитектурно-проектировочной мастерской Моссовета Н. Г. Боров, Г. С. Замский, И. А. Янг. По их рисункам отделывались интерьеры, изготовлялась мебель[70]. Здесь также имелись недочеты (современники отмечали случаи безвкусного использования дорогих материалов), однако и они искупались хорошим качеством исполнения.
Одновременно с комбинатом строилось еще одно примечательное здание. Официально оно именовалось Домом культуры издательства, однако на самом деле включало в себя целый комплекс обслуживания. Собственно клуб с обширным зрительным залом занимал центральную часть П-образного в плане сооружения, а в боковых крыльях архитекторы Н. Д. Молоков, Н. М. Чекмотаев разместили магазины, ясли и детский сад. Сам по себе комплекс вышел неплохо, однако отсутствие направляющего и координирующего воздействия сказалось в его не слишком удачной постановке. Дом культуры плохо согласуется с издательским комплексом на противоположной стороне улицы, а главное – его крылья вылезли на самый тротуар. Тем самым была утрачена возможность расширения узкой улицы. Спустя семьдесят лет этот просчет привел к тяжелым последствиям для здания «Правды».
Неподалеку появился жилой дом для работников издательства. Так, вокруг бывшей 2-й улицы Ямского Поля сформировался целый городок «правдистов», и, вполне логично, в 1934 году она получила новое имя – улица «Правды».
- «Неудачник плачет, кляня свою судьбу…»
- Дмитров и Дмитровки
- У истоков театральных пожаров
- Пламя театральной Дмитровки
- Драмы музыкального театра
- С небес и из-под земли
- Казаков, Бакарев и Мейснер
- Не всякий дом памятник
- Институт Ленина от Советской площади до Дмитровки
- Первый проект реконструкции
- Федерация федеральной федерации
- От трамвая до двух ног
- Несостоявшаяся Новая Дмитровка
- Парковая маниловщина
- Следы Новой Дмитровки
- Замечательная «Россия»
- Дмитровка Малая
- Литературно-художественные планы
- Перестройки и переделки
- Красавица из Путинок
- Исчезнувшие кварталы
- То шире, то уже
- Девушки с веслами и гармонисты
- Скандальные арки
- Недостающее звено
- «Оружейный» и другие
- Итальянский квартал и храм-киностудия
- Неужели повезло?
- Неудачи метростроителей
- Миусские общежития
- У истоков обвальных традиций
- От Селезневской до Лесной
- Прекрасные мечты 7-й мастерской
- Архитектурные неудачи Лесной
- Что осталось от Казакова
- Не тупой тупик
- Разное жилье Новослободской
- Шум на тихом Вадковском
- Последняя обитель скорби…
- Квартал под названием «дом 62/10»
- Новостройки 20-х
- Пятьдесят вагонов бумаги
- Три возраста и две трагедии «Правды»
- Дом на горе
- Невезучий вокзал
- Транспортные проблемы вокзальной площади
- Первая трехуровневая
- Дым столбом…
- Из истории Бутырок: слава и бесславие
- «Пожар способствовал ей много к украшенью»
- Улица начинается с обвала
- Новый масштаб Бутырок
- Мельниковская «Свобода»
- Планы Ловейко: закончились, не начавшись
- Нелегкая судьба храма
- Путепроводы и трамваи Бутырок
- Конец вятского трамвая
- Дмитровский или Тимирязевский?
- Пищевая наука
- Начало «Пищевой индустрии»
- Арки архитектора Маркузе
- Новые институты
- Интересные тылы Дмитровки
- Реконструкция шоссе
- У Красностуденческого
- Встречные-поперечные
- Реконструкция топонимики
- Академическое Петровско-Разумовское
- «Архитект Кокорев» или другие?
- От усадьбы к академии
- Храм и трамвай
- Академия в развитии
- «Собрались мы в твои общежитья, столица…»
- Лиственничная аллея
- Дома и дачи Петровско-Разумовского
- Счастливый шанс
- Судьбы крутые повороты
- Новый транспорт
- Нижне-Дмитровское шоссе
- Троллейбус в огне
- В границах 1960 года
- Кварталы Бескудникова-Дегунина
- Полвека без метро
- Архитектурные акценты Бескудникова
- Эволюции Вагоноремонта
- Два адреса ВИСХОМа
- Рубеж Москвы
- Последняя катастрофа
- Водопроводный Северный
- Все еще впереди
- Сноски из книги
- Содержание книги
- Популярные страницы