Книга: Дмитровское шоссе. Расцвет, упадок и большие надежды Дмитровского направления
Пищевая наука
Пищевая наука
Путепровод под Рижской железной дорогой вплоть до конца 20-х годов XX века служил рубежом, отделявшим более или менее городскую среду Бутырок от пригородов. Ситуацию не изменило и установление в 1917 году новых границ города по Окружной железной дороге. По-прежнему за насыпью расстилались обширные пустыри, свалки, огороды, перемежающиеся чахлыми рощицами и зарослями кустарника. Среди этого унылого пейзажа извивалась узкая, типично пригородная дорога – Дмитровское шоссе, являющаяся последним и самым крупным звеном северного радиуса.
Крутые изменения в его судьбе начались в конце 20-х годов и были связаны с бурным развитием советской науки. Поскольку в царской России чисто научных учреждений практически не было, советской власти приходилось в срочном порядке наверстывать упущенное и ликвидировать отставание от передовых стран. Один за другим создавались научно-исследовательские институты для работ в самых разных областях человеческой деятельности.
Одной из таких областей являлась пищевая промышленность, состояние которой в СССР настоятельно требовало перемен. В связи с этим было решено сформировать комплекс научных учреждений, призванных решать возникающие вследствие перестройки пищепрома проблемы. Размещаться новоявленные институты должны были в районе Дмитровского шоссе. Место выбиралось не случайно. Совсем рядом располагалась Тимирязевская сельскохозяйственная академия с созданными и создаваемыми вокруг нее НИИ. При слабом развитии систем связи в те времена тесное соседство ученых-сельхозников с теми, кто должен был изобретать и совершенствовать методы переработки сельскохозяйственных продуктов, имело немаловажное значение. Вследствие этого на Дмитровском шоссе предполагалось разместить широкий спектр предприятий Наркомснаба – институтов Биохимии, Зерна, Птицы, Плодоовощного, Спиртоводочного, Рыбы, Холода, Макарон, Кондитерского и нескольких опытных заводов[102]. Генеральный план участка, отведенного под строительство институтов, составили архитекторы И. Герман, А. Вигдорчик.
Первым среди пищевых институтов в 1929 году постановлением СНК СССР был образован Всесоюзный научно-исследовательский институт зерна и продуктов его переработки (ВНИИЗ), ставший ведущим научным учреждением, специализировавшимся на решении проблем организации приемки, хранения и переработки зерна для элеваторной и мукомольно-крупяной промышленности, объединяющей тысячи предприятий, вырабатывающих муку, крупу и другие продукты.
И именно зданию ВНИИЗа выпала честь стать первенцем капитальной застройки Дмитровского шоссе. Стройка началась в 1931 году по проекту архитекторов, работавших в проектном бюро Наркомторга – С. Власьева, М. Шуцмана (который, между прочим, был сыном довольно известного в начале XX века зодчего-модерниста М. С. Щуцмана), И. Германа, В. Черепанова, А. Вигдорчика. Проект был выдержан в лаконичных формах промышленного конструктивизма. Нагромождение плохо увязанных объемов должно было по замыслу авторов создавать впечатление высокой функциональности здания, полного соответствия внешней формы внутреннему содержанию.
В 1933 году сооружение было завершено вчерне, когда вдруг выяснилось, что его чересчур лапидарные формы уже не соответствуют новым взглядам на советскую архитектуру, которая должна была не просто создавать пригодные для жилья и работы строения, но и делать их нарядными, приветливыми, способными осветить повседневную жизнь каждого советского человека. Внешний вид здания было решено изменить, проект нового оформления заказали архитектору Л. Н. Шаповалову и студенту МИСИ С. В. Билю[103]. Но из предложений была в 1936 году реализована лишь одна пристройка к основному зданию[104].
Следующим и, к сожалению, последним научным учреждением комплекса стал Всесоюзный научно-исследовательский холодильный институт (ВНИХИ), основанный 16 мая 1930 года решением Наркомторга СССР, а в 1933 году переименованный во Всесоюзный институт холодильной промышленности. Необходимость для нового института здания специальной постройки стала очевидной сразу же после его основания, а потому проект был готов уже в 1932 году. Его разработали архитектор С. А. Власьев и инженер Л. Шеховцев. Строительство здания и монтаж холодильного оборудования проводились под руководством главного инженера института Ш. Н. Кобулашвили. Трест «Техбетон» вел работу быстрыми темпами, и уже в 1934 году научные сотрудники стали обживать лабораторные помещения и машинные залы[105].
В основном, трехэтажном корпусе находились служебные и лабораторные помещения, а также тридцать холодильных камер. В другом, двухэтажном корпусе располагались два больших машинных зала, где размещались опытные установки – аммиачные компрессоры, холодильные камеры и прочее оборудование. Рядом была построена котельная, а вскоре – опытный завод сухого льда.
Здание ВНИХИ (ныне улица Костякова, № 12) – ровесник своего соседа – здания ВНИИЗа, но архитектура его совершенно иная. Вместо лапидарных параллелепипедов – нарядные, в меру представительные фасады, вместо голых кирпичных стен – приятного цвета штукатурка. Строители не поскупились даже на некое чисто декоративное подобие колоннады из могучих квадратных столбов перед северным фасадом.
- «Неудачник плачет, кляня свою судьбу…»
- Дмитров и Дмитровки
- У истоков театральных пожаров
- Пламя театральной Дмитровки
- Драмы музыкального театра
- С небес и из-под земли
- Казаков, Бакарев и Мейснер
- Не всякий дом памятник
- Институт Ленина от Советской площади до Дмитровки
- Первый проект реконструкции
- Федерация федеральной федерации
- От трамвая до двух ног
- Несостоявшаяся Новая Дмитровка
- Парковая маниловщина
- Следы Новой Дмитровки
- Замечательная «Россия»
- Дмитровка Малая
- Литературно-художественные планы
- Перестройки и переделки
- Красавица из Путинок
- Исчезнувшие кварталы
- То шире, то уже
- Девушки с веслами и гармонисты
- Скандальные арки
- Недостающее звено
- «Оружейный» и другие
- Итальянский квартал и храм-киностудия
- Неужели повезло?
- Неудачи метростроителей
- Миусские общежития
- У истоков обвальных традиций
- От Селезневской до Лесной
- Прекрасные мечты 7-й мастерской
- Архитектурные неудачи Лесной
- Что осталось от Казакова
- Не тупой тупик
- Разное жилье Новослободской
- Шум на тихом Вадковском
- Последняя обитель скорби…
- Квартал под названием «дом 62/10»
- Новостройки 20-х
- Пятьдесят вагонов бумаги
- Три возраста и две трагедии «Правды»
- Дом на горе
- Невезучий вокзал
- Транспортные проблемы вокзальной площади
- Первая трехуровневая
- Дым столбом…
- Из истории Бутырок: слава и бесславие
- «Пожар способствовал ей много к украшенью»
- Улица начинается с обвала
- Новый масштаб Бутырок
- Мельниковская «Свобода»
- Планы Ловейко: закончились, не начавшись
- Нелегкая судьба храма
- Путепроводы и трамваи Бутырок
- Конец вятского трамвая
- Дмитровский или Тимирязевский?
- Пищевая наука
- Начало «Пищевой индустрии»
- Арки архитектора Маркузе
- Новые институты
- Интересные тылы Дмитровки
- Реконструкция шоссе
- У Красностуденческого
- Встречные-поперечные
- Реконструкция топонимики
- Академическое Петровско-Разумовское
- «Архитект Кокорев» или другие?
- От усадьбы к академии
- Храм и трамвай
- Академия в развитии
- «Собрались мы в твои общежитья, столица…»
- Лиственничная аллея
- Дома и дачи Петровско-Разумовского
- Счастливый шанс
- Судьбы крутые повороты
- Новый транспорт
- Нижне-Дмитровское шоссе
- Троллейбус в огне
- В границах 1960 года
- Кварталы Бескудникова-Дегунина
- Полвека без метро
- Архитектурные акценты Бескудникова
- Эволюции Вагоноремонта
- Два адреса ВИСХОМа
- Рубеж Москвы
- Последняя катастрофа
- Водопроводный Северный
- Все еще впереди
- Сноски из книги
- Содержание книги
- Популярные страницы