Книга: Дмитровское шоссе. Расцвет, упадок и большие надежды Дмитровского направления

Два адреса ВИСХОМа

Два адреса ВИСХОМа

В середине 50-х годов близ Вагоноремонта, несколько ближе к центру Москвы, обосновалось еще одно важное предприятие – Всесоюзный научно-исследовательский институт сельскохозяйственного машиностроения (ВИСХОМ). В конце 20-х годов XX века на базе машиноиспытательной станции при Тимирязевской сельскохозяйственной академии был создан Всесоюзный научно-исследовательский институт сельскохозяйственной механики, позже превратившийся в ВИСХОМ.

Сразу же встал вопрос о строительстве институтского комплекса. Место для него было выбрано неподалеку от «матери» института – ТСХА. Площадка на Лихачевском шоссе (ныне Онежская улица) обладала еще одним преимуществом – рядом с ней уже строился комплекс Научного автотракторного института (НАТИ). Тематики работ двух институтов перекликались между собой, а испытательные стенды НАТИ могли пригодиться и для висхомовских разработок.

Первые здания ВИСХОМа (Онежская улица, № 6) были выстроены в начале 30-х годов по проекту С. М. Кукушкина. Руководил строительством Г. Е. Совков. Он же проектировал и последующие постройки[167].

Казалось бы, все складывается отлично, однако в 1933 году произошло событие, довольно обычное для 30-х годов. Готовые здания ВИСХОМа передали другой организации – Реактивному научно-исследовательскому институту. РНИИ занимался проектированием ракет и ракетных снарядов, летательных аппаратов и двигателей, а также научными исследованиями, связанными с проблемами ракетного движения. Главной задачей института было создание ракетного вооружения Красной армии. Понятно, что партийное и государственное руководство, трезво оценивая тревожную международную обстановку, поставило проблемы обороны выше разработок сельскохозяйственной техники.

ВИСХОМ лишился своего комплекса. Но на фасаде его главного корпуса, занятого РНИИ, осталась крупная надпись «ВИСХОМ» «Всесоюзный институт сельскохозяйственного машиностроения». Как ни замазывали ее в последующие годы, она по-прежнему проступает сквозь многочисленные слои краски.

Лишь в середине пятидесятых годов для института был построен на Дмитровском шоссе новый комплекс зданий с опытным производством. Проект разрабатывался в 1952–1955 годах институтом «Гипрогор», авторским коллективом в составе архитекторов Б. С. Мезенцева, П. П. Дрыгина, инженеров В. Н. Платкова и С. Я. Кашепавы[168]. Строительство началось в 1956 году, как раз в то время, когда начиналась перестройка советской архитектуры. Удивительно, что новые веяния почти не затронули выходящее на шоссе главное здание, которое решено в неоклассическом духе и подчеркнуто торжественно. Но самое интересное – лаборатории, мастерские, испытательные стенды расположены в многочисленных более скромных дворовых корпусах.

Оглавление книги

Оглавление статьи/книги

Генерация: 0.464. Запросов К БД/Cache: 4 / 1
поделиться
Вверх Вниз