Книга: Дмитровское шоссе. Расцвет, упадок и большие надежды Дмитровского направления
Кварталы Бескудникова-Дегунина
Кварталы Бескудникова-Дегунина
Лихоборка сохраняла значение городского рубежа вплоть до 1960 года, когда новая граница Москвы была установлена по трассе сооружавшейся Московской кольцевой автомобильной дороги. Эта мера принесла городу обширные свободные территории, удобные для массового строительства жилья. Во всех концах новой Москвы развернулись грандиозные стройки.
Одной из крупнейших строительных площадок сделались поля и огороды вокруг деревень Бескудниково и Дегунино, расположенных по сторонам от Дмитровского шоссе. Ровная территория была по большей части свободна от застройки, снос под новое строительство не превышал трех процентов. Благодаря этому фактору она привлекла внимание градостроителей уже в конце 50-х годов.
Первый проект планировки нового района разработала мастерская № 2 Института генерального плана (руководитель С. Мишарин). Дальнейшее развитие замысел получил в эскизном проекте застройки, который был выполнен авторским коллективом районной архитектурно-проектной мастерской № 7 Управления по проектированию ГлавАПУ под руководством Д. Бурдина и НИИ градостроительства и районной планировки Академии строительства и архитектуры СССР (руководитель сектора планировки жилых районов А. Галактионов)[159].
Выработанные принципы планировки и застройки района легли в основу работы магистральной мастерской, которой руководил И. И. Ловейко.
Первый вариант проекта, выполненный в 1961 году, предусматривал строительство пятиэтажных домов с общей жилой площадью 554 тысячи квадратных метров. Но плотность населения при такой застройке оказывалась слишком низкой, да и внешне застройка выглядела скучновато. Архитекторы внесли изменения – низкую застройку разбавили домами в 9 и 12 этажей. Собирались даже поставить несколько 16-этажных башен, но до них в те годы дело так и не дошло. В новом варианте выход жилой площади возрос до 724 тысяч квадратных метров – прирост весьма существенный.
Элементарной частицей нового района стала так называемая жилая группа – несколько жилых домов вокруг сада со спортивными площадками, а также небольшого торгового здания (для продажи предметов первой необходимости). Следующим уровнем являлся микрорайон, составленный из двух-трех жилых групп. Для их обслуживания предназначались школы, детские сады, магазины. Для нескольких расположенных рядом микрорайонов создавался обширный торговый центр с полным набором предприятий бытового обслуживания. Наконец, в самом сердце района располагался общественный центр с универсальным магазином, кинотеатром, рестораном, Домом культуры, библиотекой.
Соответственно этой иерархии планировались и радиусы обслуживания: максимальное расстояние до школы или магазина в пределах микрорайона не превышало 200 метров, до торгового центра нужно было пройти не более 600 метров, а общественный центр отстоял от самых удаленных жилых групп на полтора километра.
В застройке архитекторы применили обыкновенные дома типовых серий. Правда, им попытались придать своеобразие путем украшения глухих торцов цветовыми вставками, что и было выполнено на Ангарской улице и Бескудниковском бульваре. Какой-то эффект это, конечно, дало, но не слишком сильный.
В целом Бескудникову-Дегунину не повезло. Особого интереса к его застройке не проявлялось ни со стороны средств массовой информации, ни со стороны широких масс трудящихся. К тому времени была в основном завершена застройка новых районов Москвы – Новых Черемушек, Волхонки-ЗИЛ, Новых Кузьминок и других. Аналогичные вновь возникающие массивы жилой застройки утратили ореол новизны. Ряды пятиэтажек, стоящие среди просторных озелененных дворов, быстро приелись, прискучили, особенно в сравнении со старыми районами, где каждая тесная подворотня скрывала за собой что-нибудь неожиданное – дровяной сарай, двор-колодец, старинный особнячок, а то вдруг и школьное здание.
Так что удивить москвичей застройкой нового района авторам Бескудникова-Дегунина явно не удалось. Интереснее оказались творческие поиски при формировании планировочной схемы. Здесь зодчие пошли новыми путями. Регулярная сетка прямоугольных кварталов после Юго-Запада, Новых Черемушек, Измайлова, Кузьминок стала казаться унылой, навязчивой. И район Бескудниково был запланирован совсем иначе. Основу планировки составляли три улицы, концентрическими дугами охватывающими с северо-востока общественный центр. Внутренняя дуга ныне именуется Селигерской улицей, две другие – Бескудниковским бульваром и Дубнинской улицей. Правда, с последней не все пошло в соответствии с планом. Причиной этого стала еще одна интересная и важная идея проектировщиков.
Вслед за своими коллегами – авторами планировки Юго-Западного района, предусмотревшими прокладку дублера Ленинского проспекта, они решили избавить новоселов Бескудникова-Дегунина от шума и гари транзитных транспортных потоков. Для этого следовало изменить статус Дмитровского шоссе, проходящего через самую середину нового района, превратив его в скромный проезд исключительно для местного движения. А весь транзит предлагалось переложить на новую вылетную магистраль, условно названную Новодмитровским шоссе. Его предполагалось проложить вдоль восточной границы района. Для этого между Дубнинской улицей и Савеловским направлением железной дороги была оставлена широкая незастроенная полоса, сохраняющаяся и по сей день.
Но, как и с задуманным дублером Ленинского проспекта, реализация этого вполне здравого плана слишком затянулась, из-за чего он в значительной степени утратил свою привлекательность. Дело в том, что между выделенной под магистраль полосой и железной дорогой за истекшие годы выросли новые жилые дома, и, даже если Новодмитровское шоссе будет проложено, оно так или иначе пройдет рядом с плотно заселенными кварталами. Но тот факт, что трасса пока остается незастроенной, дает основание надеяться, что идея И. Ловейко и его сотрудников окончательно не похоронена.
Задержка с осуществлением важнейшего планировочного решения повлияла на изменение направления Дубнинской улицы. Проходя сначала вдоль задуманного Новодмитровского шоссе, она затем вместо плавного поворота на запад сливается с трассой этой магистрали и продолжает свой путь в северном направлении. В результате фактической северной границей нового района стала не она, а улица 800-летия Москвы.
То, что запроектированная вылетная магистраль не проложена до наших дней, повлекло за собой самые печальные последствия для самого Дмитровского шоссе. Проектировщики отводили ему роль улицы внутрирайонного сообщения, служащей в основном для распределения местных потоков. В силу этого оно часто пересекается второстепенными проездами. Но поскольку задуманный дублер не появился, бедной Дмитровке пришлось принять на себя и мощный транзитный поток, который в часы пик еле ползет, застревая на многочисленных светофорных перекрестках. И это притом, что шоссе неоднократно реконструировалось, расширялось.
- «Неудачник плачет, кляня свою судьбу…»
- Дмитров и Дмитровки
- У истоков театральных пожаров
- Пламя театральной Дмитровки
- Драмы музыкального театра
- С небес и из-под земли
- Казаков, Бакарев и Мейснер
- Не всякий дом памятник
- Институт Ленина от Советской площади до Дмитровки
- Первый проект реконструкции
- Федерация федеральной федерации
- От трамвая до двух ног
- Несостоявшаяся Новая Дмитровка
- Парковая маниловщина
- Следы Новой Дмитровки
- Замечательная «Россия»
- Дмитровка Малая
- Литературно-художественные планы
- Перестройки и переделки
- Красавица из Путинок
- Исчезнувшие кварталы
- То шире, то уже
- Девушки с веслами и гармонисты
- Скандальные арки
- Недостающее звено
- «Оружейный» и другие
- Итальянский квартал и храм-киностудия
- Неужели повезло?
- Неудачи метростроителей
- Миусские общежития
- У истоков обвальных традиций
- От Селезневской до Лесной
- Прекрасные мечты 7-й мастерской
- Архитектурные неудачи Лесной
- Что осталось от Казакова
- Не тупой тупик
- Разное жилье Новослободской
- Шум на тихом Вадковском
- Последняя обитель скорби…
- Квартал под названием «дом 62/10»
- Новостройки 20-х
- Пятьдесят вагонов бумаги
- Три возраста и две трагедии «Правды»
- Дом на горе
- Невезучий вокзал
- Транспортные проблемы вокзальной площади
- Первая трехуровневая
- Дым столбом…
- Из истории Бутырок: слава и бесславие
- «Пожар способствовал ей много к украшенью»
- Улица начинается с обвала
- Новый масштаб Бутырок
- Мельниковская «Свобода»
- Планы Ловейко: закончились, не начавшись
- Нелегкая судьба храма
- Путепроводы и трамваи Бутырок
- Конец вятского трамвая
- Дмитровский или Тимирязевский?
- Пищевая наука
- Начало «Пищевой индустрии»
- Арки архитектора Маркузе
- Новые институты
- Интересные тылы Дмитровки
- Реконструкция шоссе
- У Красностуденческого
- Встречные-поперечные
- Реконструкция топонимики
- Академическое Петровско-Разумовское
- «Архитект Кокорев» или другие?
- От усадьбы к академии
- Храм и трамвай
- Академия в развитии
- «Собрались мы в твои общежитья, столица…»
- Лиственничная аллея
- Дома и дачи Петровско-Разумовского
- Счастливый шанс
- Судьбы крутые повороты
- Новый транспорт
- Нижне-Дмитровское шоссе
- Троллейбус в огне
- В границах 1960 года
- Кварталы Бескудникова-Дегунина
- Полвека без метро
- Архитектурные акценты Бескудникова
- Эволюции Вагоноремонта
- Два адреса ВИСХОМа
- Рубеж Москвы
- Последняя катастрофа
- Водопроводный Северный
- Все еще впереди
- Сноски из книги
- Содержание книги
- Популярные страницы