Книга: Дмитровское шоссе. Расцвет, упадок и большие надежды Дмитровского направления
Новые институты
Новые институты
Вполне под стать жилому массиву оказалось и еще одно сооружение, вставшее между ним и институтом Зерна в середине 50-х годов. Монументальное здание (ныне Дмитровское шоссе, № 9) строилось по проекту Н. А. Хохрякова[114] из Горстройпроекта в 1952–1956 годах и предназначалось для Всесоюзного научно-исследовательского института по организации и механизации строительства (ВНИИОМС). Возник он еще в 1931 году как Государственный институт проектирования организации строительства (Гипрооргстрой), с 1946 года назывался ВНИИОМСом, а в 1957-м стал Научно-исследовательским институтом организации, механизации и технической помощи строительству (НИИОМТП). Наконец, череду переименований завершила реорганизация 1966 года, в результате которой учреждение превратилось в Центральный научно-исследовательский и проектно-экспериментальный институт организации, механизации и технической помощи строительству (ЦНИИОМТП).
Здание для многоименного института сооружалось в период коренного перелома в советской архитектуре, следы смены архитектурных формаций можно отыскать на его фасаде. Нижняя часть центрального семиэтажного корпуса, к которому примыкают пятиэтажные уходящие в глубину квартала крылья, выглядит явно наряднее верхних этажей. Центр выделен массивным порталом, отделанным гранитом, окна трех нижних этажей объединяют декоративные арки. А верх полностью лишен каких-либо излишеств и скромно отделан керамической плиткой. Но и в таком виде здание смотрится достаточно представительно. В последующие годы к нему с тыла пристраивались новые корпуса, в которых размещались различные научные и проектные организации. Среди них затаилась скромная, но очень полезная Научно-техническая библиотека по строительству и архитектуре, располагающая богатейшим фондом литературы в этих областях.
Завершающим штрихом в формировании фронта застройки левой стороны шоссе стало возведение десятиэтажного жилого дома № 3 в глубине разрыва между домами № 1 и № 5. Впервые идею этого сооружения выдвинули И. Ловейко и А. Медведев в 1954 году. Предложение встретило резкий протест со стороны градостроителей, поскольку нарушало планировку всего квартала, ранее составленную П. Помазановым, а кроме того, расстояние от будущего дома до стоящей далее во дворе школы не превышало 25 метров[115]. Тем не менее благодаря влиятельности заказчика (Институт проектирования городов – Гипрогор) архитекторами этого института Т. П. Бадановым и М. И. Пекаревым было выполнено проектное задание[116].
Правда, перестройка советской архитектуры середины 50-х годов заставила несколько раз перерабатывать, упрощать проект, и дом был завершен лишь к 1960 году. Он и в самом деле мало гармонирует с ансамблем жилых домов 30-х годов, однако тактичная постановка в глубине квартала делает его малозаметным при движении по Дмитровскому шоссе.
С правой стороны на начальном участке застройка практически отсутствует – почти вплотную к шоссе подходит железная дорога. В узкий треугольник, образованный путями шоссе, путями Рижского и Савеловского направлений железной дороги, удалось втиснуть единственное здание, но весьма примечательное – Центральный научно-исследовательский институт информации (Дмитровское шоссе, № 2), работавший в области атомной энергетики. В соответствии с проектом архитекторов К. И. Керимзаде, В. В. Мусаэляна, С. Д. Кузнецовой, Л. В. Кханевской, инженеров Ю. В. Рацкевича и И. Е. Кучерова четыре восьмиэтажных корпуса на высоком стилобате поставлены в каре вокруг внутреннего двора. Обильно остекленные фасады оживляют выступающие глухие вертикали лестничных клеток[117]. Над главным входом разместилась скульптурная композиция, изображающая что-то вроде перфоленты (на время проектирования – начало 80-х годов – перфоленты еще широко использовались в качестве носителей цифровой информации), охватывающей шарик – не то Землю, не то ядро атома. Вместе с НИИ в здании должны были разместиться вычислительный центр, типография, библиотека и объединение «Изотоп». Однако ко времени завершения строительства – в 1990 году – многое изменилось, и в настоящее время комплекс занят предприятием «Атомстройэкспорт».
- «Неудачник плачет, кляня свою судьбу…»
- Дмитров и Дмитровки
- У истоков театральных пожаров
- Пламя театральной Дмитровки
- Драмы музыкального театра
- С небес и из-под земли
- Казаков, Бакарев и Мейснер
- Не всякий дом памятник
- Институт Ленина от Советской площади до Дмитровки
- Первый проект реконструкции
- Федерация федеральной федерации
- От трамвая до двух ног
- Несостоявшаяся Новая Дмитровка
- Парковая маниловщина
- Следы Новой Дмитровки
- Замечательная «Россия»
- Дмитровка Малая
- Литературно-художественные планы
- Перестройки и переделки
- Красавица из Путинок
- Исчезнувшие кварталы
- То шире, то уже
- Девушки с веслами и гармонисты
- Скандальные арки
- Недостающее звено
- «Оружейный» и другие
- Итальянский квартал и храм-киностудия
- Неужели повезло?
- Неудачи метростроителей
- Миусские общежития
- У истоков обвальных традиций
- От Селезневской до Лесной
- Прекрасные мечты 7-й мастерской
- Архитектурные неудачи Лесной
- Что осталось от Казакова
- Не тупой тупик
- Разное жилье Новослободской
- Шум на тихом Вадковском
- Последняя обитель скорби…
- Квартал под названием «дом 62/10»
- Новостройки 20-х
- Пятьдесят вагонов бумаги
- Три возраста и две трагедии «Правды»
- Дом на горе
- Невезучий вокзал
- Транспортные проблемы вокзальной площади
- Первая трехуровневая
- Дым столбом…
- Из истории Бутырок: слава и бесславие
- «Пожар способствовал ей много к украшенью»
- Улица начинается с обвала
- Новый масштаб Бутырок
- Мельниковская «Свобода»
- Планы Ловейко: закончились, не начавшись
- Нелегкая судьба храма
- Путепроводы и трамваи Бутырок
- Конец вятского трамвая
- Дмитровский или Тимирязевский?
- Пищевая наука
- Начало «Пищевой индустрии»
- Арки архитектора Маркузе
- Новые институты
- Интересные тылы Дмитровки
- Реконструкция шоссе
- У Красностуденческого
- Встречные-поперечные
- Реконструкция топонимики
- Академическое Петровско-Разумовское
- «Архитект Кокорев» или другие?
- От усадьбы к академии
- Храм и трамвай
- Академия в развитии
- «Собрались мы в твои общежитья, столица…»
- Лиственничная аллея
- Дома и дачи Петровско-Разумовского
- Счастливый шанс
- Судьбы крутые повороты
- Новый транспорт
- Нижне-Дмитровское шоссе
- Троллейбус в огне
- В границах 1960 года
- Кварталы Бескудникова-Дегунина
- Полвека без метро
- Архитектурные акценты Бескудникова
- Эволюции Вагоноремонта
- Два адреса ВИСХОМа
- Рубеж Москвы
- Последняя катастрофа
- Водопроводный Северный
- Все еще впереди
- Сноски из книги
- Содержание книги
- Популярные страницы
- Инженерные решения. Каменное литье, папье-маше и новые источники света
- Новые приключения итальянцев в Лондоне
- Новые виды на озеро
- Новые черты
- Новые территории, поселки, районы
- Старые и Новые прокурации
- Новые менеджеры пришли с Запада
- Новые согласные и таблица расшифровки Международного фонетического алфавита
- Присоединение с конца о начало: как освоить эти нелепые новые слова
- Найдите в каждом предложении новые слова, новые формы слов и новый порядок слов
- Новые системы денежных переводов
- Золотые и платиновые карты