Книга: Дмитровское шоссе. Расцвет, упадок и большие надежды Дмитровского направления
Арки архитектора Маркузе
Арки архитектора Маркузе
Дальнейшая работа над «Пищевой индустрией» перешла к Архитектурно-проектной мастерской № 4 Моссовета, которую возглавлял И. А. Голосов – тот самый архитектор, который долго воевал с заказчиком по поводу арок в жилом комплексе НКИД и НКВТ на улицах Каляевской и Фадеева. В той работе его соавтором выступал И. Л. Маркузе, и именно ему выпала честь спроектировать самый большой и самый эффектный элемент жилого комплекса в начале Дмитровского шоссе – сегодня это дома под № 5 и № 7.
Согласно проекту, четыре отдельных корпуса в шесть – восемь этажей образовывали в плане две буквы «П», повернутые ножками навстречу друг другу. Посередине предусматривался проезд, который позже превратился в улицу Всеволода Вишневского. В представленной на суд отдела проектирования Моссовета работе в полной мере проявилось влияние руководителя мастерской. Подобно дому на улице Фадеева комплекс «Пищевой индустрии» строился на основе двух мощных взаимно перпендикулярных осей.
Главную, поперечную ось в центре комплекса, направленную перпендикулярно к шоссе, автор попытался выявить с помощью своеобразных башен – повышенных частей зданий, поставленных в торцах ножек букв «П». Если бы этим дело и ограничилось, то подобный прием вряд ли бы встретил сколько-нибудь серьезные возражения. Но, стремясь сделать свое творение удивительным и неповторимым (а подобные устремления были свойственны многим как талантливым, так и не особо одаренным зодчим того времени), Исидор Леонтьевич ввел в композицию еще одну ось, на сей раз параллельную Дмитровскому шоссе. В этом решении вновь в полной мере проявилось пристрастие руководителя мастерской и самого зодчего к огромным аркам, поставленным где надо и где не надо. История с арками жилого комплекса НКИД и НКВТ в некотором роде повторилась и в истории строительства «Пищевой индустрии».
Именно мощные, богато убранные арки, прорезающие перекладины букв «П», и должны были создавать вторую, продольную ось. Запроектированный комплекс становился замкнутым в себе, самодовлеющим, полностью безразличным к своему окружению. Оценить всю высоту замыслов архитекторов можно было, лишь обойдя его со всех сторон. А между тем монументальные арки выходили не на магистраль, а на небольшие пустыри сбоку от нее и вели не на парадные площади, а всего-навсего в небольшие, довольно тесные дворы.
Проект жилого комплекса РЖСКТ «Пищевая индустрия». Архитектор И. Л. Маркузе. 1934 г. Перспектива
Понятно, что подобное решение встретило негативные отзывы при обсуждении в отделе проектирования Моссовета. Помимо этого, критике подверглись отдельные детали внешнего убранства зданий. Как и все архитекторы того времени, Маркузе обильно оснастил свое детище скульптурами и рельефами, вдоль стен пустил сильные горизонтальные тяги. Вся эта бутафорская пышность мало отвечала характеру жилого дома, и ее предложили сократить. Нашлись недостатки и во внутренней планировке корпусов. Отмечалось, что в них слишком много двухкомнатных квартир при явной нехватке трехкомнатных и однокомнатных.
В результате первого обсуждения проект был отклонен и направлен на доработку[111]. Однако строительство уже велось, и вскоре новый вариант работы И. Л. Маркузе, в котором были устранены лишь отдельные, самые явные недостатки, удостоился утверждения.
Строительство началось с южной половины комплекса (ныне дом № 5 по Дмитровскому шоссе). Предусмотренная зодчим арка была выполнена во всем своем величии – высотой в четыре этажа, шириной в три оси, обрамленная неким подобием перспективного портала (в постконструктивистском исполнении). Здесь И. Маркузе наконец удалось достичь того, что не получилось в комплексе на Каляевской. Однако мощный акцент пропал почти даром – с шоссе увидеть арку было практически невозможно. Она была обращена в сторону домов, выстроенных ранее М. Шуцманом, С. Власьевым и А. Снигаревым. Нужно отдать должное проектировщикам, попытавшимся увязать монументальность нового корпуса «Пищевой индустрии» со своими более скромными соседями. К торцу казарменного с виду дома № 1 по Дмитровскому шоссе в 1936 году пристроили шестиэтажную башню[112], оформленную аналогично башне на корпусе С. Между башнями, точно напротив арки «Пищевой индустрии», соорудили довольно сложную конструкцию, включающую две проездные арки с пешеходными проходами, а между ними, в середине, – небольшой трехэтажный домик, не то особняк, не то контора домоуправления.
Второй очереди комплекса – северной половине «Пищевой индустрии» (ныне дом № 7 по Дмитровскому шоссе) – повезло меньше. Ее начали постройкой в 1939 году уже для другого заказчика – парфюмерной фабрики «Свобода», располагавшейся неподалеку – на Вятской улице[113]. История с арками дома НКИД и НКВТ повторилась и здесь. По требованию заказчика И. Л. Маркузе был вынужден заменить высокий первый этаж (в первой очереди предназначенный для магазинов) двумя жилыми. Правда, получившийся второй этаж оказался неполноценным – меньшей высоты, своего рода антресольным. В результате новый корпус комплекса получил семь (вернее, шесть с половиной) этажей при высоте, равной шестиэтажной первой очереди. Еще одно важное изменение коснулось столь излюбленной зодчим детали – арки. Гигантский проем сменился заурядным проездом высотой в два с половиной этажа, шириной в одну ось, оформленным самым скромным образом. Но, как оказалось, это был не предел экономии.
Работы на стройплощадке были остановлены войной, когда была завершена лишь северная часть второй очереди (верх буквы «П»). Строительство корпуса вдоль шоссе возобновилось в конце 40-х годов, причем достраивался он уже семиэтажным и даже в восемь этажей (опять за счет замены высокого первого этажа двумя низкими), и это при все той же общей высоте! Вписать в объем дома восьмой этаж (правда, уменьшенной высоты) проектировщикам удалось за счет ликвидации высокого чердачного помещения под односкатной кровлей.
Внешний вид выходящей на шоссе ножки северной буквы «П» в целом соответствовал первоначальному проекту, но скромные, в духе постконструктивизма 30-х годов, декоративные детали сменились более насыщенным и пышным убранством в стилистике 50-х. Правда, эти отдельные различия заметны лишь при внимательном рассмотрении.
Хуже пришлось дворовой ножке. За ее завершение взялись уже во второй половине 50-х годов, когда растерянные зодчие принялись разбивать свои лбы в борьбе с «украшательством». В результате их усилий последний фрагмент бывшей «Пищевой индустрии» был достроен по предельно упрощенному проекту, почти без внешней отделки, и своими аскетическими формами резко контрастирует с более нарядными соседями.
В целом же комплекс «Пищевой индустрии» вместе с более ранними постройками С. А. Власьева и А. В. Снигарева образовал торжественный ансамбль, и поныне остающийся наиболее впечатляющим фрагментом застройки Дмитровского шоссе.
- «Неудачник плачет, кляня свою судьбу…»
- Дмитров и Дмитровки
- У истоков театральных пожаров
- Пламя театральной Дмитровки
- Драмы музыкального театра
- С небес и из-под земли
- Казаков, Бакарев и Мейснер
- Не всякий дом памятник
- Институт Ленина от Советской площади до Дмитровки
- Первый проект реконструкции
- Федерация федеральной федерации
- От трамвая до двух ног
- Несостоявшаяся Новая Дмитровка
- Парковая маниловщина
- Следы Новой Дмитровки
- Замечательная «Россия»
- Дмитровка Малая
- Литературно-художественные планы
- Перестройки и переделки
- Красавица из Путинок
- Исчезнувшие кварталы
- То шире, то уже
- Девушки с веслами и гармонисты
- Скандальные арки
- Недостающее звено
- «Оружейный» и другие
- Итальянский квартал и храм-киностудия
- Неужели повезло?
- Неудачи метростроителей
- Миусские общежития
- У истоков обвальных традиций
- От Селезневской до Лесной
- Прекрасные мечты 7-й мастерской
- Архитектурные неудачи Лесной
- Что осталось от Казакова
- Не тупой тупик
- Разное жилье Новослободской
- Шум на тихом Вадковском
- Последняя обитель скорби…
- Квартал под названием «дом 62/10»
- Новостройки 20-х
- Пятьдесят вагонов бумаги
- Три возраста и две трагедии «Правды»
- Дом на горе
- Невезучий вокзал
- Транспортные проблемы вокзальной площади
- Первая трехуровневая
- Дым столбом…
- Из истории Бутырок: слава и бесславие
- «Пожар способствовал ей много к украшенью»
- Улица начинается с обвала
- Новый масштаб Бутырок
- Мельниковская «Свобода»
- Планы Ловейко: закончились, не начавшись
- Нелегкая судьба храма
- Путепроводы и трамваи Бутырок
- Конец вятского трамвая
- Дмитровский или Тимирязевский?
- Пищевая наука
- Начало «Пищевой индустрии»
- Арки архитектора Маркузе
- Новые институты
- Интересные тылы Дмитровки
- Реконструкция шоссе
- У Красностуденческого
- Встречные-поперечные
- Реконструкция топонимики
- Академическое Петровско-Разумовское
- «Архитект Кокорев» или другие?
- От усадьбы к академии
- Храм и трамвай
- Академия в развитии
- «Собрались мы в твои общежитья, столица…»
- Лиственничная аллея
- Дома и дачи Петровско-Разумовского
- Счастливый шанс
- Судьбы крутые повороты
- Новый транспорт
- Нижне-Дмитровское шоссе
- Троллейбус в огне
- В границах 1960 года
- Кварталы Бескудникова-Дегунина
- Полвека без метро
- Архитектурные акценты Бескудникова
- Эволюции Вагоноремонта
- Два адреса ВИСХОМа
- Рубеж Москвы
- Последняя катастрофа
- Водопроводный Северный
- Все еще впереди
- Сноски из книги
- Содержание книги
- Популярные страницы
- Парки
- Ярмарки как «зеркало действительности»
- «Парки нашей мечты», Бангкок для детей
- Природа в огромном городе: лондонские парки
- ПАРКИ НА СЕВЕРЕ СТОКГОЛЬМА
- АКСЕССУАРЫ И ПОДАРКИ
- *Дворец маркизов Фронтейра
- Площади, парки, сады, бульвары
- Фестивали, ярмарки и национальные праздники
- Улица Маркина
- Собственный дом архитектора Стаценко (наб. Мартынова, 60)
- ПАМЯТИ АРХИТЕКТОРА ГВОЗДЗИОВСКОГО