Книга: Дмитровское шоссе. Расцвет, упадок и большие надежды Дмитровского направления
Архитектурные акценты Бескудникова
Архитектурные акценты Бескудникова
Главным стержнем нового района стал Бескудниковский бульвар. По игривому замыслу проектировщиков он приобрел поистине фантастическую, возможно, самую запутанную в Москве конфигурацию. Начинаясь справа от Дмитровского шоссе, он плавно поворачивает на север, ложась на параллельный с шоссе курс. Но следует новый поворот – и бульвар пересекает то самое шоссе, от которого он только что ответвился. Далее он проходит уже с левой стороны от него. Изгибаясь подобно латинской букве S, Бескудниковский бульвар проходит практически через всю территорию Бескудникова.
Школа на 1496 учащихся в Бескудникове-Дегунине. Архитекторы И. Кастель, А. Аврус, инженер А. Калмыкова. 1967 г. Общий вид
Основу застройки бульвара составляли стандартные пятиэтажные дома. Некоторой попыткой разнообразить открывающиеся перспективы стала расстановка восьмиэтажных башен, сблокированных в группы по четыре и развернутых под острым углом к оси проезда. Башни дожили до наших дней, а большую часть пятиэтажек снесли в начале XXI века. Их заменили высокие типовые дома современных серий.
Одновременно с жилыми домами строились школы. Первые две были обычными типовыми МЮ-1 – пятиэтажными блочными коробками с пристроенными с тыльной стороны физкультурными залами. Но затем, в 1967 году, на Бескудниковском бульваре (№ 50а) появилась одна из самых интересных школ в Москве. От типовых школ того времени она прежде всего отличалась размерами. Если обычная школа рассчитывалась на 22 класса и 880 учеников, то в бескудниковско-дегунинской имелось 38 классных помещений на полторы тысячи мест.
С увеличением размеров был связан и ряд особенностей, позволявших улучшить учебный процесс. Здание состояло из двух частей. В вытянутом четырехэтажном главном корпусе вдоль длинного коридора размещались классы. Первый этаж считался шумной зоной, связанной с отдыхом ребят, с занятиями физкультурой, этажи со второго по четвертый считались тихими зонами, предназначенными для занятий. Самое интересное находится в пристройке, примыкающей к тыльной стороне главного корпуса. В ней располагаются необыкновенно большой – 36 на 12 метров – спортивный зал с обслуживающими помещениями (раздевалками, душевыми, кладовыми), актовый зал с киноустановкой. А между ними проектировщики разместили 25-метровый бассейн. Дегунинская школа стала одной из первых в Москве обладательниц подобной «роскоши». Новизной отличалась и конструкция здания – оно было каркасно-панельным (в 60-х годах большинство московских школ собиралось из блоков)[162].
К сожалению, строилась школа долго. Ее проект был выполнен архитекторами И. Кастелем, А. Аврусом и инженером А. Калмыковой еще в 1963 году и за время строительства успел отстать от жизни. В нем не нашли отражения меры по улучшению работы средней школы, которые были приняты Центральным комитетом КПСС и Советом министров СССР в конце 60-х годов. Так что критики легко обнаружили в новой школе явные недостатки. Но главное было не в этом. Интересная удобная школа в Дегунине так и осталась единственной в своем роде, в серию она не пошла.
Среди прочих построек на бульваре следует выделить комплекс зданий, благодаря которому Бескудниково стяжало себе мировую известность. Здесь в 80-х годах появилось уникальное лечебное заведение – офтальмологический центр Министерства здравоохранения СССР. Были освоены и поставлены на поток операции по спасению зрения путем замены глазных хрусталиков искусственными – хрусталиками Федорова – Захарова. Руководил центром сам С. Федоров – вплоть до своей нелепой гибели при аварии вертолета в Тушине.
Площадку для комплекса офтальмологического центра проектировщики – архитекторы А. Эвиг, А. Дмитриев, Н. Колоколова, инженеры Г. Кирюшкин, Р. Хайценко, Г. Косынина – выбрали с умом. В этом месте Бескудниковский бульвар плавно изгибался, и владение под № 59а, где и развернулась стройка, замыкало перспективу длинного отрезка бульвара. Работы начались в 1982 году. Через год в строй вошли сооружения первой очереди – девятиэтажные корпуса клиники и поликлиники, трехэтажное научное отделение. В 1984–1985 году строился экспериментально-технический корпус[163].
Общественный центр нового района формировался близ развилки Дмитровского и Коровинского шоссе. Но, как это часто бывало, строительство обслуживающего комплекса заметно отставало от жилищного. Одно из важнейших сооружений, своего рода форпост культуры в Бескудникове – кинотеатр «Ереван» – был завершен лишь в 1970 году. Его проектировщики – архитекторы И. Ловейко, Ю. Гайгаров, И. Дьяченко, В. Тальковский, Б. Шишкин и конструктор И. Винарская – приложили все старания, чтобы здание оказалось достойным своего высокого назначения. Они предусмотрели в нем два зала – на 1600 и 300 мест, что позволяло разнообразить спектр демонстрируемых кинокартин и подбирать их в соответствии со вкусами разных категорий зрителей. Удачной была и отделка, в которой широко использовался артикский туф.
При всем своем выдающемся значении низкое здание кинотеатра было скромно поставлено сбоку от развилки, а главным элементом архитектурного ансамбля должна была стать 22-этажная башня, замыкающая перспективу Дмитровского шоссе. Предложения по ее функциональному назначению менялись несколько раз, пока наконец не определился будущий хозяин – московский Метрострой. Замышлялось создание учебно-производственного центра. Здесь должны были не только готовить кадры столичных метростроителей, но организовывать встречи с коллегами из других городов и стран, обмениваться передовым опытом, а заодно и с пользой для здоровья отдыхать. В соответствии с замыслом проектировался обширный комплекс. Сама башня отводилась под гостиницу и общежитие, позади нее должны были появиться учебный корпус, музей Метростроя и спортивный городок с тренировочными залами и плавательным бассейном.
Конструктивной основой башни, получившей план в виде трилистника, стало центральное монолитное ядро жесткости, а тяжесть расходившихся от него крыльев принимал на себя каркас из сборного железобетона. Вдобавок фундамент заменила огромная железобетонная плита толщиной полтора метра. Такое конструктивное решение было новшеством для тех лет, строителям пришлось решать много технических проблем, и стройка безбожно затянулась. Спустя пятнадцать лет после закладки фундамента башня была смонтирована вчерне, но дальше пошла перестройка, грянула демократия, и башня заняла почетное место среди сотен московских долгостроев и недостроев, обязанных своим возникновением этим катастрофическим переменам. Лишь к середине 90-х годов ее удалось привести в относительно приличный вид. Но об учебно-производственном комплексе никто уже и не вспоминал. Ныне часть здания является гостиницей «Мосметрострой», часть – общежитием ОАО «Мосметрострой», часть здания сдана под офисы компаний. Благоустройство окружающей территории не завершено и до сей поры.
- «Неудачник плачет, кляня свою судьбу…»
- Дмитров и Дмитровки
- У истоков театральных пожаров
- Пламя театральной Дмитровки
- Драмы музыкального театра
- С небес и из-под земли
- Казаков, Бакарев и Мейснер
- Не всякий дом памятник
- Институт Ленина от Советской площади до Дмитровки
- Первый проект реконструкции
- Федерация федеральной федерации
- От трамвая до двух ног
- Несостоявшаяся Новая Дмитровка
- Парковая маниловщина
- Следы Новой Дмитровки
- Замечательная «Россия»
- Дмитровка Малая
- Литературно-художественные планы
- Перестройки и переделки
- Красавица из Путинок
- Исчезнувшие кварталы
- То шире, то уже
- Девушки с веслами и гармонисты
- Скандальные арки
- Недостающее звено
- «Оружейный» и другие
- Итальянский квартал и храм-киностудия
- Неужели повезло?
- Неудачи метростроителей
- Миусские общежития
- У истоков обвальных традиций
- От Селезневской до Лесной
- Прекрасные мечты 7-й мастерской
- Архитектурные неудачи Лесной
- Что осталось от Казакова
- Не тупой тупик
- Разное жилье Новослободской
- Шум на тихом Вадковском
- Последняя обитель скорби…
- Квартал под названием «дом 62/10»
- Новостройки 20-х
- Пятьдесят вагонов бумаги
- Три возраста и две трагедии «Правды»
- Дом на горе
- Невезучий вокзал
- Транспортные проблемы вокзальной площади
- Первая трехуровневая
- Дым столбом…
- Из истории Бутырок: слава и бесславие
- «Пожар способствовал ей много к украшенью»
- Улица начинается с обвала
- Новый масштаб Бутырок
- Мельниковская «Свобода»
- Планы Ловейко: закончились, не начавшись
- Нелегкая судьба храма
- Путепроводы и трамваи Бутырок
- Конец вятского трамвая
- Дмитровский или Тимирязевский?
- Пищевая наука
- Начало «Пищевой индустрии»
- Арки архитектора Маркузе
- Новые институты
- Интересные тылы Дмитровки
- Реконструкция шоссе
- У Красностуденческого
- Встречные-поперечные
- Реконструкция топонимики
- Академическое Петровско-Разумовское
- «Архитект Кокорев» или другие?
- От усадьбы к академии
- Храм и трамвай
- Академия в развитии
- «Собрались мы в твои общежитья, столица…»
- Лиственничная аллея
- Дома и дачи Петровско-Разумовского
- Счастливый шанс
- Судьбы крутые повороты
- Новый транспорт
- Нижне-Дмитровское шоссе
- Троллейбус в огне
- В границах 1960 года
- Кварталы Бескудникова-Дегунина
- Полвека без метро
- Архитектурные акценты Бескудникова
- Эволюции Вагоноремонта
- Два адреса ВИСХОМа
- Рубеж Москвы
- Последняя катастрофа
- Водопроводный Северный
- Все еще впереди
- Сноски из книги
- Содержание книги
- Популярные страницы
- Архитектурные памятники Константинополя
- Кварталы Бескудникова-Дегунина
- Архитектурные неудачи Лесной
- Архитектурные шедевры Солянки
- Архитектурные ансамбли венских предместий
- Портик богов Согласия
- «Венская»
- **Шпайхерштадт
- Этюд об Азисе Сафовиче Уразове
- Дом № 112
- Конфуций и душа китайцев
- Музей морского подводного оружия концерна «Морское подводное оружие – Гидроприбор»